Юлия Симонова
Проект «Дидактическая игра как средство развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка: Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, тем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.
Публикация «Проект „Дидактическая игра как средство развития речи детей“» размещена в разделах
Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и социально-коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.
Вид проекта : познавательный, коммуникационный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2016г. -май 2017г.)
Участники проекта : дети 4-5 лет, воспитатели, родители.
Цель: Повышение уровня развития речи детей, используя дидактические игры.
Задачи:
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;
2. Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения;
3. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;
4. Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
Гипотеза. Если целенаправленно развивать культуру речи детей, включая в дидактические игры задания на развитие речи, то это значительно повысит коммуникативные способности детей среднего возраста.
Актуальность. В начале дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.
Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен, говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Именно с помощью дидактических игр можно развить данный компонент речи.
Интеграция образовательных областей
«Речевое развитие».
• развитие свободного общения между детьми в процессе совместной деятельности;
• развитие лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи через заучивание стишков, потешек, подражание звукам природы;
• формирование связной речи – диалогической и монологической форм через загадки, обсуждение хода игры и объяснение своих действий;
• практическое овладение нормами речи.
«Социально-коммуникативное развитие».
• развитие игровой деятельности;
• формировать умение оценивать работу товарища;
• приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками через игру.
«Художественно-эстетическое развитие».
• приобщать к словесному искусству через стихи и сказки;
• развивать литературную речь.
«Физическое развитие».
• развивать координацию речи с движением;
• формировать речевой выдох;
• развивать мелкую моторику рук.
«Познавательное развитие».
• сенсорное развитие через выполнение игровых заданий с предметами;
• совершенствовать умение составлять рассказ по ходу действия с предметом;
• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Этапы проекта :
Подготовительный:
• изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр.
Практический этап:
• введение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи;
• консультации с родителями.
Заключительный этап:
• Организация выставки «Дидактическая игра своими руками».
Основные направления деятельности: постепенный переход ребенка от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников; от накопления слов к соотношению их с объектами и введению их в практику общения. Обучение сюжетно-ролевой игре через дидактическую.
Материалы и оборудование: учебно-методические комплекты, игрушки и предметы по теме игры, картинки, художественная литература.
Формы организации совместной деятельности:
Звуковая культура речи (октябрь-ноябрь).
• «Кто дольше». Цель: Закрепить произношение гласных звуков: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;
• «Позови цыпленка». Цель: Учить детей правильно и чётко произносить звук «Ц» словах и слогах;
• «Капитаны». Цель: Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха; развитие умения длительно произносить звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе.
• «Пузырь». Цель: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.
• «Отгадай и назови». Цель: Упражнять в произношении определённых звуков в словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.
• «Курочка-рябушечка». Ход игры:
Воспитатель читает потешку «Курочка - рябушечка» :
-Курочка – рябушечка, куда ты пошла?
-На речку.
-Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?
-За водичкой.
-Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?
-Пи – пи – пи – пи - пи!
Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.
• «Найди листок». Цель: Учить отчетливому произношению отдельных звуков в словах.
• «Звуки заблудились». Цель: развивать слуховое восприятие, внимание, умение находить ошибку в тексте.
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение, а дети находят ошибку.
На пожелтевшую траву роняет лев свою листву (лес)
Пять баранов скушал Толька
И сказал: «Еще бы столько!» (бананов).
Мы собрали васильки,
На головах у нас щенки (венки).
• Игра с мячом «Кто как кричит». Цель: Развивать слуховое восприятие и закреплять произношение звукоподражаний.
• Работа с родителями. Консультация «Особенности развития речи детей среднего дошкольного возраста».
Активация словаря (декабрь-февраль).
• «Гардероб для куклы Маши». Цель: Учить подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник).
• «Что лежит в лукошке?». Цель: Закрепить названия фруктов, ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия. Карточки с изображением грибов, ягод, веточек деревьев, фруктов лежат в лукошке. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет.
• «Найди все круглое». Цель: Учить сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме. Две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет.
• Домино «Полезные машины». Цель: Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины. Сюжетные картинки с различными автомобилями.
• «Чудесный мешочек». Цель: Изучать свойства и признаки предметов, развивать сенсорное восприятие. На ощупь угадывают предметы, спрятанные в мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму.
• «Кто что ест?». Цель: Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест; активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Карточки с домашними животными и с изображением корма, дети подбирают одно к другому
• Игры с Куклой. «Искупаем куклу Машу», «Накормим куклу Машу», «Положим спать Куклу Машу», «Оденем на прогулку куклу Машу», «День рождения куклы Маши». Цель: Формировать культурно – гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация словаря по теме. Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни
• «Варежки». Цель: Закрепить умение объединять предметы по цветовому признаку и форме. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета
• «Что делает зайчик». Цель: Учить соотносить предмет и действие. Сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает); лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д.
• «Времена года» (лото). Цель: Обогащать представления о мире, явлениях природы, пополнять словарный запас. Четыре больших картинки с временами года, на них дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.).
• «Найди пару». Цель: Определение предметов по признакам, форме, цвету. Картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.).
• Составление разрезных картинок. Цель: Развитие логического мышления, умение из отдельных частей составлять целый предмет.
• «Домашние животные». Цель: Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой. Находить картинки с изображением домашних животных.
• «Выше – ниже». Цель: Учить находить кустарники и деревья, растущие на участке.
• «Что сначала, что потом». Цель: Учить соблюдать последовательность в выполнении действий. Пополнять словарный запас прилагательными (мягкий, рыхлый, мокрый).
• Игры с палочками Кюизенера. Цель: Развитие внимания, мышления.
• «Чудесные кубики». Цель: Учить составлять картину но схеме.
• «Профессии». Цель: Расширять кругозор детей.
• «Узнай по описанию». Цель: Учить узнавать птиц по описанию.
• Работа с родителями. Оформление папки – передвижки «Понятие: дидактическая игра».
Развитие связной речи (март-май).
• «Один-много». Цель: Научить образовывать существительные множественного числа. Найти и назвать на картинке предметы, которых по одному и которых много.
• «Назови ласково». Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Разговор по телефону». Цель: Развитие диалогической речи, активизация словаря. В качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог.
• «Магазин». Цель: Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных. Два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то, нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.)
• «Кошкин дом». Цель: Активизировать словарь по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.
• «Что деревянное, что резиновое?» Цель: Учить правильному употреблению прилагательных в речи. Предлагается разобрать корзину с игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые.
• «Далеко-близко». Цель: Ориентирование в пространстве. Определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко.
• «День рождения куклы Алёны». Цель: Развитие связной речи. Описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит.
• «Новая кукла». Цель: Воспитание доброжелательности, внимательного, заботливого отношения к новой игрушке; развитие связной речи. Описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек
• «Найди предмет по описанию». Цель: Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности. Выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель.
• «Когда это бывает?». Цель: Закрепление знаний о временах года, развитие связной речи, внимания, выдержки. Взять карточку с явлением природы и рассказать когда оно бывает и почему.
• Работа с родителями. Консультация «Роль дидактической игры в развитии речи детей».
Результаты проекта.
• В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы дидактические игры, таким образом, гипотеза проекта верна и развитие речи посредством дидактической игры стало успешным у детей среднего дошкольного возраста.
• У детей вырос уровень знаний, вырос уровень знаний и у родителей по особенностям развития речи детей 4 – 5 лет.
• Родители получили методические рекомендации по созданию условий для проведения дидактических игр дома.
Перспективы развития проекта.
• Дальнейшая непрерывная систематическая работа по развитию речи детей через дидактическую игру;
• Дополнение системы дидактическим материалом и играми;
• Дальнейшее привлечение родителей к пополнению картотеки дидактических игр в группе.
Литература.
1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.
2. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. / В. В. Гербова. – М. Издательство Мозаика-Синтез, 2007. – с. 59.
3. Краузе, Е. Логопедия. – / Е. Краузе. - СПб. : Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2002. – с. 164.
4. Микляева, Ю. В. Развитие речи детей в процессе их адаптации к ДОУ.
5. / Ю. В. Микляева. - М. : Айрис-пресс, 2005. – с. 59.
6. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.