Бадахшанова Наталья Валериевна
Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников
Физическое развитие ребенка происходит по генетически заложенной программе. Однако доказано (П. К. Анохин, что реализация этой программы будет во многом зависеть от условий жизни ребенка, его активности и деятельности. Физическое развитие, его темпы, отдельные физиологические системы развиваются неравномерно. На втором и третьем годах интенсивность развития несколько снижается, но остается достаточно высокой по сравнению с последующими периодами.
Публикация «Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Проблемой современной жизни при усиленном научно-техническом процессе, нарушение экологии является повышенная доля рождаемости детей с разными патологиями в развитии. Одним из них является нарушения опорно-двигательного аппарата.
От правильного развития опорно-двигательной системы зависит своевременное появление движений, формирование осанки, правильное развитие и функционирование всех внутренних органов (сердца, легких, желудка, печени и т. д.). Овладев движениями, ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир, у него формируются личностные качества: самостоятельность, смелость, настойчивость и т. д.
Весь костно-мышечный аппарат приводится в движение мышечной системы. Сокращаясь или расслабляясь под влиянием импульсов, идущих из центральной нервной системы, мышцы выполняют работу динамического и статического характера. Динамическая работа связана с перемещением тела в пространстве, а статическая – с поддержанием тела в определенной позе. У детей в младшем дошкольном возрасте вся опорно-двигательная система отличается независимостью развития, поэтому создаются предпосылки как для правильного, так и для неправильного ее развития и формирования. А если уже есть нарушения, возникает потребность организации профилактической и коррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Плоскостопие, нарушение осанки, последствия дисплазии тазобедренного сустава чаще встречаются у детей с патологией в развитии. Нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной.
Стопа является амортизатором при ходьбе и обеспечивает эластичность походки. Своды стоп поддерживаются мышцами. Если они слабо развиты, то вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплотняют стопу. У детей 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие трудно, обычно оно выявляется к 5-ти годам. Однако в младшем дошкольном возрасте надо сделать все, чтобы стопа развивалась правильно. Большое внимание уделяется профилактической работе – специально подобранные упражнения способствуют формированию правильного физиологического свода стопы. Нормализация физического состояния – один их важнейших аспектов работы с проблемными детьми.
Задачи и содержание физического воспитания детей младшего дошкольного возраста реализуются на занятиях и во время физкультурно-оздоровительной работы в повседневной жизни. Все формы организации работы по физической культуре взаимосвязаны. Педагог постоянно заботится о том, чтобы организационные формы работы по развитию движений и самостоятельная двигательная активность дополняли друг друга. Все виды деятельности детей младшего дошкольного возраста направлены на обеспечение достаточной двигательной активности в течение дня. Движение – основа для развития координационных способностей, которые имеют дефектную основу у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и которые, в свою очередь, являются базисной системой для физического развития ребенка.
На занятиях по физической культуре дети знакомятся с разнообразными видами движений. Большое внимание уделяется развитию мышечного корсета, способствующего формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Происходит дальнейшее развитие способности к равновесию, пространственной ориентировке, быстроты реакции, координации движений, гибкости, ловкости. Полноценная двигательная деятельность способствует формированию координационных способностей, основных двигательных навыков, умений, повышению функциональных возможностей детского организма, воспитанию интереса к разным занятиям по физической культуре, умственному развитию. Двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка, если она соответствует его возрастным и индивидуальным особенностям, что достигается при личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст – важный период для развития ребенка. Третий год жизни является переходным этапом в развитии малыша. У ребенка еще немало общего с детьми второго года, и в месте с тем у него появляются новые возможности в овладении навыками общения, игровой деятельности, в усвоении первичных сведений об окружающем мире. Своевременное развитие двигательных навыков и умений, достаточная двигательная активность детей данного возраста являются важным условием полноценного сенсорного и умственного развития детей, залогом всестороннего, гармоничного формирования личности ребенка. Поэтому физическое воспитание должно охватить все стороны жизни младшего дошкольника, обеспечить ему необходимую двигательную активность в благоприятных гигиенических условиях.
Особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Развиваются интенсивнее те мышцы, которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, мышечная система имеет тесную связь с главным регулятором организма. Ограниченное движение негативно влияет на весь организм в целом: нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональных тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Только правильно организованная работа по профилактике и коррекции имеющихся нарушений функций опорно-двигательного аппарата, обеспечивает оптимальное развитие организма в целом. Это достигается через адаптированные, измененные в виде игры упражнения. Эти игры-упражнения способствуют не только коррекции каких-либо патологий, но и гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, способностей, координации движений, ловкости и меткости и личности в целом. В играх и упражнениях ребенок решает различные задачи по дифференциации параметров движения : определяет направление движения, расположение различных окружающих его предметов, соизмеряет свои движения с окружающей средой. Неоценимое влияние на формирование данных задач оказывает внесение разнообразных вариантов в игру или упражнение. В условиях меняющейся ситуации ребенку приходится приспосабливать свои действия к изменяющейся среде, находить наиболее рациональный способ их выполнения, что обеспечивает развитие динамического стереотипа, пространственной ориентации, реакции, координации движения, ритма, равновесия и других физических качеств.