Бадахшанова Наталья Валериевна
Движение — основа для развития координационных способностей младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Физическое развитие ребенка происходит по генетически заложенной программе. Однако доказано (П. К. Анохин, что реализация этой программы будет во многом зависеть от условий жизни ребенка, его активности и деятельности. Физическое развитие, его темпы, отдельные физиологические системы развиваются неравномерно. На втором и третьем годах интенсивность развития несколько снижается, но остается достаточно высокой по сравнению с последующими периодами.
Темочки:
Проблемой современной жизни при усиленном научно-техническом процессе, нарушение экологии является повышенная доля рождаемости детей с разными патологиями в развитии. Одним из них является нарушения опорно-двигательного аппарата.
От правильного развития опорно-двигательной системы зависит своевременное появление движений, формирование осанки, правильное развитие и функционирование всех внутренних органов (сердца, легких, желудка, печени и т. д.). Овладев движениями, ребенок лучше и быстрее познает окружающий мир, у него формируются личностные качества: самостоятельность, смелость, настойчивость и т. д.
Весь костно-мышечный аппарат приводится в движение мышечной системы. Сокращаясь или расслабляясь под влиянием импульсов, идущих из центральной нервной системы, мышцы выполняют работу динамического и статического характера. Динамическая работа связана с перемещением тела в пространстве, а статическая – с поддержанием тела в определенной позе. У детей в младшем дошкольном возрасте вся опорно-двигательная система отличается независимостью развития, поэтому создаются предпосылки как для правильного, так и для неправильного ее развития и формирования. А если уже есть нарушения, возникает потребность организации профилактической и коррекционной работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Плоскостопие, нарушение осанки, последствия дисплазии тазобедренного сустава чаще встречаются у детей с патологией в развитии. Нагрузка при ходьбе, беге, прыжках для сводов стоп таких детей оказывается чрезмерной.
Стопа является амортизатором при ходьбе и обеспечивает эластичность походки. Своды стоп поддерживаются мышцами. Если они слабо развиты, то вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплотняют стопу. У детей 3-4 лет на подошве стопы хорошо развита жировая подушка, поэтому определить у них плоскостопие трудно, обычно оно выявляется к 5-ти годам. Однако в младшем дошкольном возрасте надо сделать все, чтобы стопа развивалась правильно. Большое внимание уделяется профилактической работе – специально подобранные упражнения способствуют формированию правильного физиологического свода стопы. Нормализация физического состояния – один их важнейших аспектов работы с проблемными детьми.
Задачи и содержание физического воспитания детей младшего дошкольного возраста реализуются на занятиях и во время физкультурно-оздоровительной работы в повседневной жизни. Все формы организации работы по физической культуре взаимосвязаны. Педагог постоянно заботится о том, чтобы организационные формы работы по развитию движений и самостоятельная двигательная активность дополняли друг друга. Все виды деятельности детей младшего дошкольного возраста направлены на обеспечение достаточной двигательной активности в течение дня. Движение – основа для развития координационных способностей, которые имеют дефектную основу у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и которые, в свою очередь, являются базисной системой для физического развития ребенка.
На занятиях по физической культуре дети знакомятся с разнообразными видами движений. Большое внимание уделяется развитию мышечного корсета, способствующего формированию правильной осанки, укреплению свода стопы. Происходит дальнейшее развитие способности к равновесию, пространственной ориентировке, быстроты реакции, координации движений, гибкости, ловкости. Полноценная двигательная деятельность способствует формированию координационных способностей, основных двигательных навыков, умений, повышению функциональных возможностей детского организма, воспитанию интереса к разным занятиям по физической культуре, умственному развитию. Двигательная деятельность оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка, если она соответствует его возрастным и индивидуальным особенностям, что достигается при личностно-ориентированном подходе в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст – важный период для развития ребенка. Третий год жизни является переходным этапом в развитии малыша. У ребенка еще немало общего с детьми второго года, и в месте с тем у него появляются новые возможности в овладении навыками общения, игровой деятельности, в усвоении первичных сведений об окружающем мире. Своевременное развитие двигательных навыков и умений, достаточная двигательная активность детей данного возраста являются важным условием полноценного сенсорного и умственного развития детей, залогом всестороннего, гармоничного формирования личности ребенка. Поэтому физическое воспитание должно охватить все стороны жизни младшего дошкольника, обеспечить ему необходимую двигательную активность в благоприятных гигиенических условиях.
Особенность организма ребенка – постоянный рост органов. Развиваются интенсивнее те мышцы, которым направлен более сильный приток крови, то есть к органам, находящимся в движении. Кроме того, мышечная система имеет тесную связь с главным регулятором организма. Ограниченное движение негативно влияет на весь организм в целом: нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности у детей ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движения и воспринимающимися нервными окончаниями кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах, идущих к коре больших полушарий головного мозга. В результате этого развиваются расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональных тонус, ослабляется нервно-мышечный аппарат, слабее работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.
Только правильно организованная работа по профилактике и коррекции имеющихся нарушений функций опорно-двигательного аппарата, обеспечивает оптимальное развитие организма в целом. Это достигается через адаптированные, измененные в виде игры упражнения. Эти игры-упражнения способствуют не только коррекции каких-либо патологий, но и гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, способностей, координации движений, ловкости и меткости и личности в целом. В играх и упражнениях ребенок решает различные задачи по дифференциации параметров движения : определяет направление движения, расположение различных окружающих его предметов, соизмеряет свои движения с окружающей средой. Неоценимое влияние на формирование данных задач оказывает внесение разнообразных вариантов в игру или упражнение. В условиях меняющейся ситуации ребенку приходится приспосабливать свои действия к изменяющейся среде, находить наиболее рациональный способ их выполнения, что обеспечивает развитие динамического стереотипа, пространственной ориентации, реакции, координации движения, ритма, равновесия и других физических качеств.