Приложение МААМ

Двигательная активность как средство физического и психического развития детей

Елена Багно
Двигательная активность как средство физического и психического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы

Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей.

Физическое и психическое здоровье человека на протяжении всей жизни во многом зависит от того, как прошли дошкольные годы. Важно сохранить здоровье ребенка в столь ответственный жизненный период, для этого необходима огромная, каждодневная работа в семье и дошкольной организации.

Темочки:

Для всестороннего гармоничного развития детей, огромное значение имеет развитие речи, познавательное, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное развитие. Но физическое воспитание дошкольника не менее важно, чем его психоэмоциональное развитие.

Специалисты утверждают – двигательная активность и умеренные спортивные нагрузки стимулируют как умственное, так и эмоциональное развитие ребенка.

Двигательная активность – это естественная физическая и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие.

Основными причинами ухудшения здоровья детей является дефицит двигательной активности.

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития координации движений, быстроты и т. д.

Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье напрямую зависит от двигательной активности.

Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в его мозг, тем интенсивнее идет психическое развитие.

Говоря о двигательной активности как основе жизнеобеспечения детского организма, именно она оказывает воздействие на рост и развитие нервно-психического состояния, функциональные возможности и работоспособность ребенка.

Достаточный уровень двигательной активности ребенка, удовлетворение его потребности в движениях можно обеспечить за счет правильной организации двигательного режима в детском саду и дома. В детских учреждениях такой режим обеспечивается особым распорядком дня, в котором предусматривается время для разнообразных видов занятий по развитию двигательной сферы детей.

Основу для успешного овладения двигательными навыками дети получают на физкультурных занятиях. Однако совершенствование приобретаемых навыков и самостоятельное приобретение их ребёнком в различных условиях жизни не могут осуществляться только на занятиях. Чтобы дать детям возможность упражнятся и самостоятельно применять навыки в своей деятельности, я использую в режиме дня различные формы работы.

• утренняя гимнастика

• физкультурные занятия;

физические упражнения после дневного сна;

• физкультминутки и динамические паузы;

• организованная двигательная активность детей на прогулке;

• подвижные игры различной степени активности;

• самостоятельная двигательная деятельность.

Данные виды двигательной деятельности дополняют и обогащают друг друга и тем самым, обеспечивают необходимую двигательную активность каждого ребенка в течение всего времени пребывания его в ДОУ

При обучении детей движениям, опираюсь на следующие принципы:

• доступность;

• систематичность

• последовательность;

• повторность

В группе режим дня предусматривает разнообразную деятельность детей на протяжении всего дня в соответствии с их интересами и потребностями, учётом возраста детей и состоянием здоровья.

В группе имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Оборудован спортивный уголок, в котором представлено разнообразное оборудование, пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к организованной и самостоятельной двигательной активности, развивает физические качества детей. Всё оборудование доступно для детей.

Каждый день мы начинаем с утренней гимнастики. Проводим её в игровой форме: «Мы самолётики», «Птички», «Часики» и т. д. Используем различные предметы (платочки, кубики, погремушки, др.)

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, оказывает тяжелую нагрузку на организм детей. Они быстро утомляются, у них снижается устойчивость внимания, теряется интерес к деятельности, что отрицательно влияет на ее эффективность.

Чтобы обеспечить активный отдых, умственную работоспособность детей на занятии я провожу физкультминутки и динамические паузы. Они позволяют снять напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей. Комплексы физкультминуток подбираю в зависимости от вида занятия и его содержания. Провожу их в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, танцевальных движений, выполнения движений под стихотворный текст, а также в виде любого двигательного действия и задания.

Благодаря играм с пальчиками у детей развивается мелкая моторика, что, в свою очередь, положительно влияет на развитие речевых центров.

С детьми провожу следующие закаливающие процедуры:

- коррегирующая гимнастика, ходьба босиком по дорожкам «здоровья» (профилактика плоскостопия и нарушения осанки);

Я заметила, что ежедневное выполнение гимнастики после сна положительно влияет на детей. У них поднимается не только настроение, но и мышечный тонус. Во время проведения бодрящей гимнастики я стараюсь учитывать правильную нагрузку на мышцы. Обязательным условием проведения гимнастики является постепенный подъём детей, игровая форма, наличие специальных массажных ковриков на каждого ребёнка.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Пребывание на улице является здоровьесберегающим видом деятельности: смена обстановки способствует улучшению эмоционального фона детей, служит профилактикой переутомляемости и восстановлению функциональных ресурсов.

Прогулка - один из лучших видов досуга, во время которого активизируются защитные функции организма, происходит закаливание. (Подвижные игры и физические упражнения, самостоятельная двигательная активность детей.)

На участке, я использую и выносные пособия: мячи, обручи, кегли и др. Я стараюсь заранее продумывать различные двигательные задания. Например: добежать до дерева, проскакать по дорожке до кегли, догнать мяч, и т. д. Выполняя данные движения, дети обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве, развивают ловкость, быстроту, выносливость.

Хорошую двигательную разрядку получают дети во время подвижных игр, поэтому в течении дня несколько раз организую их.

Подвижные игры занимают большое место в жизни детей и представляют собой эффективное средство развития двигательной активности, в процессе которых они проделывают разнообразные движения: бегают, прыгают, бросают, лазают и т. п. Учитываю интерес детей, обеспечиваю большое разнообразие видов и форм проведения. В содержание подвижных игр на воздухе включаю следующие виды физических упражнений : основные движения (как правило хорошо знакомые детям, элементы спортивных игр, спортивные упражнения (знакомые детям или разучиваться вновь); общеразвивающие упражнения (только в качестве составной части подвижных игр, например, "Ровным кругом", "Сделай фигуру" и т. д.).

В средней группе подвижные игры проводятся помимо занятий ежедневно в помещении и на прогулке. Продолжительность игры от 8 до 10 минут. Содержание игр сочетаем с предшествующей и последующей деятельностью детей. После спокойных занятий (рисование, развитие речи и т. д., проводим игры большой подвижности; после физкультурных и музыкальных занятий – средней и малой подвижности.

В двигательном режиме отвожу место самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Стремлюсь к тому, чтобы дети в своей самостоятельной деятельности использовали весь арсенал подвижных игр и упражнений, разученных во время организованных видов занятий. Учитываю индивидуальные особенности двигательной активности детей во время самостоятельной деятельности. Добиваюсь с помощью разных педагогических приёмов постепенного влечения малоподвижных детей в активную деятельность, а также переключения детей с высокой интенсивностью двигательной активности с активной на более спокойную деятельность.

Самостоятельная двигательная деятельность организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна и во время прогулок (утром и вечером). Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность служит источником активности и саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности.

Немаловажное значение в нашем ДОУ отводится активному отдыху, физкультурно – массовым мероприятиям. К ним относятся неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно – спортивные праздники на воздухе, игры – соревнования.

Так же проводится работа с родителями по различным вопросам физического развития детей. Обращаем внимание родителей на одежду детей, на то, что слишком тепло одетым детям трудно двигаться во время прогулки, как вредно отражается на детях чрезмерное кутание. Проводим беседы о необходимости формировать у ребёнка привычку к ежедневным занятиям физкультурой, объясняя, что личный пример родителей - большая сила в воспитании детей. Что лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.

В информационном уголке для родителей систематически выставляем материал о подвижных играх и упражнениях, различные консультации на темы: «Спорт или физкультура», «Как правильно организовать режим дня», «Здоровье – всему голова», «Оздоровление ребенка летом» и многое другое.

Родители с удовольствием оказывают помощь в оформлении спортивного уголка, были нашиты платочки, мешочки с песком, изготовлены маски, массажные коврики.

Ограничение двигательной активности противоречит биологическим потребностям детского организма и снижает его энергетический фонд, отрицательно сказывается на физическом состоянии (замедляется рост, ослабевает иммунитет к простудным заболеваниям) и приводит к снижению темпа психического развития детей.

Таким образом: правильная организация двигательной активности, как в семье, так и в дошкольном учреждении является залогом успешного оздоровления детей. Содействует улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию, укреплению здоровья подрастающего поколения.

Публикации по теме:

Консультация «Двигательная активность детей» Великая ценность каждого человека - здоровье, оно немыслимо без физической культуры. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно.

Двигательная активность детей во время прогулки.Двигательная активность детей во время прогулки. Подвижная игра «Боулинг» Цель игры:  Развивать глазомер,  меткость, координацию движений, укреплять мышцы рук и туловища у детей, умение.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Фотоотчет «Двигательная активность детей в детском саду»Фотоотчет «Двигательная активность детей в детском саду» Здоровый образ жизни стал символом нашего времени. Взрослые люди бросают курить, принимать алкоголь, начинают заниматься спортом, вести.

Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке»Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» Фотоотчёт «Двигательная активность детей на прогулке» В нашем ДОУ продолжается летний оздоровительный период. Дошколята больше времени.

Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей»Консультация для педагогов «Двигательная активность — средство полноценного развития детей» Консультация для педагогов «Двигательная активность – средство полноценного развития детей» Развитие двигательной активности ребенка в.

Консультация для родителей «Двигательная активность детей»Консультация для родителей «Двигательная активность детей» «Активность ребёнка – залог его здоровья» От двигательной активности ребёнка во многом зависят развитие его физических качеств, состояние.

Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Двигательная активность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, мы наблюдаем отставание в развитии двигательных функций. Это проявляется в виде недостаточной.

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Двигательная активность как средство физического и психического развития детей
Опубликовано: 25 ноября 2023 в 17:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Двигательная активность как средство физического и психического развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Елена Багно (УИ 368985) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД