Наталья Малахова
Формирование ранней профориентации у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по развитию ранней профориентации в детском саду не только знакомит дошкольников с различными видами труда взрослых, но и подводит их к выбору будущей профессии.
«Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне».
Работа по профориентации является не только приоритетным направлением в общеобразовательной школе, но и на раннем этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребёнка к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор профессии в дальнейшем.
В настоящее время в системе образования особое значение придается дошкольному воспитанию и образованию, т. к. детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Задача детского сада состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем больше ребёнок «примерит» на себя различных профессий, чем больше приобретёт знаний, умений и навыков, тем лучше он будет оценивать свои возможности в старшем возрасте. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательные для него.
В старшем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда. Правильный выбор профессии определяет жизненный успех.
Целью развития ранней профориентации у старших дошкольников является развитие у детей интереса к различным профессиям через реализацию следующих задач:
-пробуждение интереса к предлагаемой деятельности;
-развитие коммуникативных навыков;
-формирование реалистических представлений о труде людей;
-формирование понятий у детей о важности, необходимости каждой профессии;
расширение и обобщение представлений детей о профессиях, орудиях труда,
-трудовых действий;
-развитие образного и пространственного мышления, побуждение детей к творчеству и самостоятельности.
Для того, чтобы работа по ранней профориентации воспитанников была эффективной, необходимо было создать определенную предметно- развивающую среду через ресурсное обеспечение:
-создание центра сюжетно-ролевых игр в группе;
-подборка художественной литературы;
-создание картотек загадок, пословиц;
-подборка демонстрационного материала
-пополнение костюмами уголка ряжения для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Супермаркет», «Ателье», «Больница» и др.
В сюжетно-ролевой игре имитируются производственные сюжеты, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений. В ходе таких игр ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребёнка опыт.
Ещё одним из доступных и действенных способов ознакомления детей с трудом взрослых являются наблюдения и экскурсии. Во время экскурсии обязательно нужно обращать внимание детей на самого работающего человека, его отношение к выполняемой работе, взаимоотношения с другими людьми. Рассказывать о тех качествах, которыми должен обладать представитель данной профессии. Такое наблюдение за профессиональной деятельностью взрослого положительно влияет на поведение детей, их отношение к людям и вещам.
Проводимая работа по ранней профориентации позволила ненавязчиво подвести детей к выводу о том, что любой труд или профессиональная деятельность являются важными, нужными и значимыми в жизни человека. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить.