Суспицына Лилия
Игры по развитию речи в режимных моментах в течении дня
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к педагогическому совету
«Развитие речи дошкольников : проблемы, пути решения»
на тему:
«Игры по развитию речи в режимных моментах в течении дня».
[/h3][/i]
Публикация «Игры по развитию речи в режимных моментах в течении дня» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Режимные моменты в детском саду
- Темочки
Большинство людей считают, что процесс усвоения ребенком языка происходит легко и без видимых усилий ребенка, однако следует отметить, что это далеко не так. Ребенок, прежде чем произнести свои первые осознанные слова, осуществляет тщательную работу, не ограничиваясь подражанием, а проводит тщательный анализ речи, которую слышит, а затем на бессознательном уровне выводит правила употребления языковых единиц.
Наиболее главным условием развития речи ребенка является языковая среда, в которой он живет и получает воспитание, ребенок в раннем возрасте как губка, которая впитывает все, что происходит вокруг, в данном случае речь взрослых.
В связи с тем, что дошкольный возраст – это период посещения ребенком детского сада, значит, основная функция по речевому развитию ложится на плечи педагогов, однако в стороне не должны находиться и родители, к примеру, они могут уделять достаточное время речевому развитию своего ребенка после детского сада.
Формирование правильной речи является одной из основных задач учреждений дошкольного образования. К сожалению, многие практические исследования отражают значительное увеличение числа дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому актуальным стоит вопрос о создании оптимальных психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей. С целью решения данной проблемы в годовой план ДОУ целесообразно включать задачи речевого развития дошкольников, решение которых осуществлялось бы через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями.
Все задачи по развитию речи среди детей, посещающих детский сад, прописаны в «Программе воспитания в детском саду», которая включает следующие виды работы по развитию речи : воспитание звуковой культуры речи детей; обогащение словаря; формирование грамматических навыков; обучение связной речи (монологу и диалогу) при знакомстве с бытовой и производственной деятельностью людей, с природой, с общественной жизнью (при участии в подготовке и проведении утренников, посвященных всенародным праздникам); ознакомление с художественной литературой; заучивание наизусть.
Конечной целью работы, которая проводится на каждом году посещения детского сада, является овладение ребенком связной речью. Уже на седьмом году жизни ребенок должен уметь пользоваться монологической формой речи для описания окружающих предметов, для повествования о пережитых им событиях, для элементарного рассуждения о причинах и следствиях известных ему явлений. В его монологе должны соответствовать литературной норме: грамматическая структура предложений (со стороны морфологии и синтаксиса, употребление лексем, фонологическое оформление речи (со стороны дикции, орфоэпии, просодии — интонации).
Чаще всего занятия по развитию детской речи начинаются чтением — слушанием художественного произведения или монологическим рассказом воспитателя о каком-либо событии или специально подготовленной беседой (диалогом). После того как дети послушали связную речь (монолог или диалог, их упражняют на адаптированном для них языковом дидактическом материале.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Она решается не только на занятиях, но и во всех режимных моментах. Правильно составленные режимные моменты дня имеют большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, они приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой, тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления.
Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в детском учреждении, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило познавательный характер.
Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте — игра. Именно через игру возможно легко и непринужденно корректировать недостатки речи дошкольника, так как данный процесс не утомляет ребенка, он с увлечением взаимодействует с педагогом.
Современная наука рассматривает игровой метод обучения детей, как одно из наиболее эффективных средств развития дошкольников, а в случае необходимости, и его коррекции. Психолого-педагогическая обусловленность этого выбора определяется исследованиями Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. С. Спиваковской, А. И. Захарова и других исследователей, которые подчеркивают, что при планировании коррекционных и развивающих мер приоритетное внимание должно уделяться игре как ведущему виду деятельности в дошкольном возрасте.
Технология игрового обучения - способ организации деятельности детей в процессе обучения предметному содержанию. Назначение игровой образовательной технологии - это не развитие игровой деятельности, а организация усвоения детьми предметного содержания, в том числе и речевого. Данная технология опирается на принцип активности ребенка, характеризуется высоким уровнем мотивации и определяется естественной потребностью дошкольника к игре. Игровая технология в обучении призвана сочетать элементы игры и учения.
В процессе игры ребенку предоставляется огромный простор для фантазии и творчества. Игровые упражнения следует организовывать в спокойной и доброжелательной атмосфере. Количество заданий, подготовленных для ребенка, необходимо соответствовать его индивидуальным возможностям. Категорически не следует при организации игровой деятельности форсировать выполнение работы, отмечать недостатки детей. Главное не только чему-либо научить ребенка, но и повысить его уверенность в собственных силах, воспитать умение аргументировать и отстаивать собственную позицию [2].
Игра в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребёнка на творческое, экспериментальное поведение.
Во все режимные моменты включаются дидактические игры по развитию речи, занимательные, фонетические, лексические, грамматические упражнения. Дидактическая игра развивает речь детей : пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре отводится работе со звуком, буквой, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребёнка. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Речевому развитию в большей степени способствует дидактическая игра. Дидактическая игра является способом образования и воспитания, оказывающим воздействие на чувственную и умственную сферы развития ребенка, побуждающее их деятельность, в процессе которой происходит становление независимости в выработке решений, осваиваются и фиксируются приобретенные знания, осваиваются умения и навыки сотрудничества, а также формируются общественно важные качества личности. Дидактическая игра создает благоприятные условия для развития речевых процессов.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры [1].
Дидактическая игра как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста; способствует устранению речевых дефектов; вводит детей в жизненные речевые ситуации; учит их действовать по правилам, развивает любознательность; аккумулирует опыт правильного речевого общения.
При приеме детей целесообразно использовать настольно – печатные дидактические игры. Организовав самостоятельную игру, воспитатель может переключать свое внимание с детей на родителей и обратно, направляя процесс игры, ведь самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого, который, в этот момент, является одним из участников игры.
Важный воспитательно-образовательный момент - прием пищи, с целью развития познавательной активности, любознательности, перед приемом пищи целесообразно организовать развивающие игры типа "Что повар приготовил? ", "Съедобное- несъедобное", "Чем полезен? ", "Угадай, из чего?", дидактические игры и беседы о пользе продуктов для здоровья, о разнообразии блюд.
Благоприятный период для индивидуальной работы - сервировка стола: можно предложить ребенку логическую задачку, проблемную ситуацию, создать неправильную сервировку и попросить подумать, все ли сделано верно.
При мытье рук можно в игровой форме повторить алгоритм данной процедуры, введя игровой персонаж «Что перепутал Буратино», «Маша – растеряша» и т. п.
Все занятия проводятся нами в форме вопросно- ответных бесед и дидактических игр, выбираемых в зависимости от изучаемой темы.
Перед прогулкой проводятся словесные дидактические игры на закрепление изучаемого материала «Назови одним словом», «Какой, какая, какие», «Чей предмет», «Назови семью» и т. д.
На прогулке, где достаточно места для активных движений, проводятся подвижные и малоподвижные дидактические игры «Съедобное – несъедобное», «Краски», «Что мы делали не скажем, что мы делали покажем» и т. д. [3].
Организуя режимные моменты, воспитатель должен создавать доброжелательную атмосферу сотрудничества, учитывая индивидуальные особенности каждого: не торопить медлительного ребенка, не предлагать непосильные для малыша действия, не выполнять за него то, что он может сделать сам. Если организация и проведение режимных моментов происходит в игре, дети с большим удовольствием откликаются на предложения воспитателя, учатся новому и закрепляют полученные ранее знания и навыки без напряжения и стресса.