Ольга Уварова
Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников
▼ Скачать
Доклад к педагогическому часу на тему: «Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников»
Чем больше уверенности
в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!
В. А. Сухомлинский
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляционного аппарата лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Публикация «Влияние использования биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников» размещена в разделах
- Биоэнергопластика в работе с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Однако в последнее время наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста с задержкой речевого развития, речевыми нарушениями различной степени сложности.
Наша речь непосредственно связана с движениями речевого аппарата. За красивую, четкую речь отвечает подвижность и точность движений органов артикуляции. Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в течение первых пяти лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических.
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика («биоэнеогия» — это та энергия, которая находится внутри человека; «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью) – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев. Хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки» и им подобные народные игры, не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж. Такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы: положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий эффект, стимуляция мыслительных функций и речи, веселое общение малыша и мамы, заряд положительных эмоций!
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к обучению в школе. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка.
Таким образом биоэнергопластика :
первично активизирует естественное распределение биоэнергии в организме ребенка;
оптимизирует психологическую базу речи;
развивает координацию движений, мелкую и общую моторику;
способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
синхронизирует работу речевой и мелкой моторики.
стимулирует интеллектуальную деятельность;
развивает артикуляционный аппарат;
формирует эмоционально-психическое равновесие, активное физическое состояние, активизирует психические процессы.
На начальном этапе ребенок знакомится с органами артикуляции, выполняются упражнения для губ, языка (всем знакомая артикуляционная гимнастика). Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, взрослый сопровождает гимнастику движениями ведущей руки. Ребенок привыкает к движениям руки и запоминает их, рука малыша в выполнение упражнения пока не вовлекается.
Следующий этап - выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка. Педагог с малышом выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Необходимо следить за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью можно применять счет, музыку, стихотворения. При этом двумя руками взрослый продолжает давать четкий образец движения.
Последний этап – заключительный.
Когда ребенок полностью освоит упражнения, можно рассказать сказку, стихотворение, а малыш самостоятельно выполняет артикуляционные упражнения с движениями рук.
Основные упражнения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики.
1. «Часики»
Тик-так, тик-так, язычок качался так,
Словно маятник часов, кто в часы играть готов?
(сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево – вправо).
2. «Качели»
Сели дети на качели и взлетели выше ели,
Даже солнышка коснулись, а потом назад вернулись.
(Движения ладонями с сомкнутыми пальцами вверх-вниз)
3. «Лягушки»
Подражаем мы лягушкам, тянем губы прямо к ушкам.
Вы сейчас тяните губки – я увижу ваши зубки.
(пальчики расставлены в стороны как у лягушек)
4. «Слоненок»
Я водичку набираю и ребяток поливаю!
Буду подражать слону! Губы хоботом тяну.
(ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему).
5. «Блинчики».
Испекли блинов немножко, остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной, пригласим к обеду маму.
(ладони с сомкнутыми пальцами соединяем друг с другом).
6. «Чашечка».
Вкусных мы блинов поели, выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем, чашку с чаем представляем.
(пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки»)
7. «Дятел».
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздается чей-то стук.
8. «Иголочка».
(пальцы сжаты в кулак, указательные выставлены вперед)
9. «Лошадка».
Я – веселая лошадка, темная как шоколадка.
Язычком пощелкай громко, стук копыт услышишь звонкий.
(рука в горизонтальном положении лежит на столе. Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счет поочередно касаются стола кончиками пальцев).
Правила выполнения биоэнергопластики в образовательном процессе
• Использование воспитателями биоэнергопластики может осуществляться не только во время организованной образовательной деятельности, но и во время режимных моментов, время проведения 3-5 мин
• Элементы биоэнергопластики можно использовать в качестве разминок, физминуток в любых видах деятельности.
• Выполнение биоэнергопластики со всей группой детей не требует четко фиксированных поз за столами (допустимы свободные позы на ковре и т. д.)
Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата. Отмечается повышение концентрации зрительного и слухового внимания, сформированность пространственной ориентировки, точность выполнения движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Таким образом, проведенная работа доказывает эффективность, целесообразность применения биоэнергопластики в группе для детей с нарушениями речи.
1. «Змея»
Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне:
Высунем язык и спрячем,
Только так, а не иначе
2. «Качели»
Сели дети на качели
И взлетели выше ели.
Даже солнышка коснулись,
А потом назад вернулись.
3. «Чистим зубки».
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
4. «Киска сердится»
Выгляни в окошечко
Там увидишь кошечку.
Кошка спинку выгнула
Зашипела, прыгнула.
Рассердилась киска
Не подходите близко!
5. «Часики»
Тик-так, тик-так.
Язычок качался так,
Словно маятник часов.
Ты в часы играть готов?
6. «Индюк»
Я - индюк «балды-балда»
Разбегайтесь кто куда!
11. «Маляр»
Я сегодня утром встал
И поселок не узнал:
Каждый столб и каждый дом
Был покрашен маляром.
Если хочешь жить, как в сказке,
Позови на помощь краски!
12. «Лошадка»
Я - весёлая лошадка,
Тёмная, как шоколадка.
Язычком пощёлкай громко –
Стук копыт услышишь звонкий.
13. «Грибок»
Под берёзой, у дорожки
Гриб растёт на толстой ножке.
Мимо мы пройти не сможем,
Гриб в лукошко мы положим.
14. «Гармошка»
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не отпускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять!
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Пробуйте повторять их вместе с ребенком. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и у вас все получится!