Приложение МААМ

Доклад из опыта работы «Экосистема дошкольного образования»

Надежда Лашаева
Доклад из опыта работы «Экосистема дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы

Экосистема дошкольного образования

2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России В. В.

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Функции экологического воспитания и образования, и задача заложены в современных образовательных стандартах РФ. Задача по экологическому воспитанию реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. Под экологическим обучением понимаем формирование у детей экологических представлений, соответствующих умений, способов действий, под экологическим воспитанием — формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений.

Публикация «Доклад из опыта работы „Экосистема дошкольного образования“» размещена в разделах

Формулировка цели и задач во многом определяет и содержание экологического образования дошкольников. Цель экологического образования — формирование у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) основ экологической культуры, базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. И. Д. Зверев подчёркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются :

- обучения: овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества, человека и формирование практических умений по разрешению экологических проблем (повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения);

- воспитания: ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды (воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение; обеспечение непрерывности экологического образования в системе : ДОУ – семья);

- развития: способности анализировать экологические ситуации, оценивать эстетическое состояние среды (развитие чувства эмпатии к объектам природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности).

Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитии». Мы осуществляли свою работу поэтапно : 1 этап - повышение компетентности педагогических кадров, т. к. главной фигурой экологического воспитания детей является воспитатель, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса; 2 этап - непосредственный контакт с природным объектом (чувствование, задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту, ориентировка (сбор информации, расширение опыта экологического поведения в природе; 3 этап - эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников; 4 этап - внедрение полного цикла экологического воспитания во все элементы образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Мы изучили методическую литературу по экологическому воспитанию и образованию дошкольников : С. А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»; М. М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»; Технология Н. Н. Кондратьевой - «Мы»; Н. А. Рыжова - «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию». Итак, понятие «экология» включает две составляющие: природу как биологические объекты, как природную среду и связи между ними.

Следовательно, подготовка дошкольника к последующему полноценному освоению экологии включает:

- формирование у детей представлений об объектах экологического взаимодействия - объектах природы, и в первую очередь о растениях и животных (а это естествознание);

- формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи природные, экологические или иные.

Свою работу по экологическому образованию детей мы осуществляли по следующим направлениям:

- развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли;

- формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие объектов природы;

- формирование личностно значимых целей экологической деятельности.

- работа с детьми, в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.

В работе с родителями по экологическому образованию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Т. о. все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях

по распространению экологической информации (наиболее значимые для взрослых сведения) и участия в совместной деятельности

В связи с этим, мы начали продумывать и применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводили непрерывной образовательной деятельности (занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Полученные представления детей о природе на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы в повседневной жизни.

Осуществляя экологическое образование в ДОУ, необходимо учитывать возрастные особенности отношения дошкольников к природе. Для каждой ступени образования выделяются ведущие способы деятельности, выполнение которой формирует центральные психологические новообразования. Каждый из названных видов деятельности дошкольника может и должен быть введен в структуру «экологического образования». Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:

1. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, приспособленность к ней.

2. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.

3. Человек как живое существо.

4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды и ее охрана.

Технологии формирования экологического сознания дошкольников : в процессе наблюдений, экспериментирования, коллекционирования, моделирования, чтения художественной литературы, игры, труда и т. д. ;

- обучение строится на основе образного видения и практического освоения мира природы и требует от ребенка способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить.

В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, и др. 2015г., которой мы так же руководствуемся, предлагается использовать следующие формы работы с детьми по экологии:

- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

- создание ситуаций - педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

- изготовление пособий для игр, познавательно-исследовательской деятельности; предметов для личного пользования; украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; создание макетов, коллекций и их оформление;

- целевые прогулки проводятся за пределами ДОУ, вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу;

- экскурсии средство интеграции естественнонаучных знаний, отражают идею единства природы и позволяют создать целостное представление о ней;

- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

- оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно- прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. ; тематических выставок выставок детского творчества, уголков природы;

- викторины, сочинение загадок

- музыкально-театрализованная деятельность, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера, с использованием музыки;

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр., произведений народного искусства, обсуждение средств выразительности; и т. д.

На дошкольном этапе самое главное в процессе экологического образования, чтобы общение детей с природой было радостным, развивались их личностные качества, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом : «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы., склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Т. о., созданная нами система, экологизация всего образовательного процесса, позволили интегрированно решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Доклад из опыта работы «Использование нетрадиционных дидактических пособий в формировании основ безопасности» В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека. Сегодня.

Доклад из опыта работы «Поиграй со мной!»Доклад из опыта работы «Поиграй со мной!» Каждая игра – это общение ребенка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника,.

Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок» В современном мире большое внимание уделяется вопросам безопасности человека. И больше всего все мы беспокоимся за самых маленьких граждан.

Доклад из опыта работы «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста» Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный,чем тот,.

Доклад из опыта работы «Ведущая роль семьи в становлении личности дошкольника» Дошкольное детство является одним из наиболее значимых периодов в развитии ребёнка. Именно в это время закладывается базовые качества личности,.

Доклад из опыта работы «Воспитание у детей добрых чувств в процессе их общения с природой» Доклад из опыта работы "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОБРЫХ ЧУВСТВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ОБЩЕНИЯ С ПРИРОДОЙ" Родная природа! Красота лугов и полей, величие.

Доклад по проблеме дошкольного образования «Сотрудничество с семьёй» В соответствии с ФЗ № 273 "Об образовании" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения.

Описание опыта работы «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС» лекция на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОСДО» (слайд 1) (Слайд 2)В федеральном законе.

Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани»Доклад из опыта работы «Ознакомление дошкольников с историей Кубани» В МБДОУ детский сад №15 я веду работу с детьми по формированию у них представления об истории Кубани. Развиваю познавательные способности.

Развитие речи детей на третьем году жизни как одна из актуальных проблем дошкольного образования (из опыта работы) РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (из опыта работы) Я работаю в коррекционной.

Автор публикации:
Доклад из опыта работы «Экосистема дошкольного образования»
Опубликовано: 19 октября 2017 в 12:39
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад из опыта работы «Экосистема дошкольного образования»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Лашаева (УИ 1309535) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД