Надежда Лашаева
Доклад из опыта работы «Экосистема дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Экосистема дошкольного образования
2017 год в России объявлен годом экологии. Президент России В. В.
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Функции экологического воспитания и образования, и задача заложены в современных образовательных стандартах РФ. Задача по экологическому воспитанию реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. Под экологическим обучением понимаем формирование у детей экологических представлений, соответствующих умений, способов действий, под экологическим воспитанием — формирование и развитие экологических эмоционально-ценностных отношений.
Публикация «Доклад из опыта работы „Экосистема дошкольного образования“» размещена в разделах
Формулировка цели и задач во многом определяет и содержание экологического образования дошкольников. Цель экологического образования — формирование у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов) основ экологической культуры, базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. И. Д. Зверев подчёркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются :
- обучения: овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества, человека и формирование практических умений по разрешению экологических проблем (повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей; формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения);
- воспитания: ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды (воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде; развитие сопереживания к бедам природы, желание бороться за ее сохранение; обеспечение непрерывности экологического образования в системе : ДОУ – семья);
- развития: способности анализировать экологические ситуации, оценивать эстетическое состояние среды (развитие чувства эмпатии к объектам природы; формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями; формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни; формирование умения и желания сохранять природу, а также навыков элементарной природоохранной деятельности).
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитии». Мы осуществляли свою работу поэтапно : 1 этап - повышение компетентности педагогических кадров, т. к. главной фигурой экологического воспитания детей является воспитатель, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса; 2 этап - непосредственный контакт с природным объектом (чувствование, задачей которого является освоение опыта в эмоционально-перцептивной сфере, формирование положительного отношения к природному объекту, ориентировка (сбор информации, расширение опыта экологического поведения в природе; 3 этап - эколого-педагогическое просвещение родителей воспитанников; 4 этап - внедрение полного цикла экологического воспитания во все элементы образовательного процесса в дошкольном учреждении.
Мы изучили методическую литературу по экологическому воспитанию и образованию дошкольников : С. А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»; М. М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»; Технология Н. Н. Кондратьевой - «Мы»; Н. А. Рыжова - «Наш дом природа»; Л. Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»; З. Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»; П. Г. Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию». Итак, понятие «экология» включает две составляющие: природу как биологические объекты, как природную среду и связи между ними.
Следовательно, подготовка дошкольника к последующему полноценному освоению экологии включает:
- формирование у детей представлений об объектах экологического взаимодействия - объектах природы, и в первую очередь о растениях и животных (а это естествознание);
- формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи природные, экологические или иные.
Свою работу по экологическому образованию детей мы осуществляли по следующим направлениям:
- развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли;
- формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие объектов природы;
- формирование личностно значимых целей экологической деятельности.
- работа с детьми, в процессе различных видов деятельности, в том числе, познавательной, продуктивной, игровой и других как на специально организованных занятиях, так и в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
В работе с родителями по экологическому образованию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции, так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Т. о. все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях
по распространению экологической информации (наиболее значимые для взрослых сведения) и участия в совместной деятельности
В связи с этим, мы начали продумывать и применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводили непрерывной образовательной деятельности (занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Полученные представления детей о природе на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы в повседневной жизни.
Осуществляя экологическое образование в ДОУ, необходимо учитывать возрастные особенности отношения дошкольников к природе. Для каждой ступени образования выделяются ведущие способы деятельности, выполнение которой формирует центральные психологические новообразования. Каждый из названных видов деятельности дошкольника может и должен быть введен в структуру «экологического образования». Для дошкольников такой ведущей деятельностью является игра. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг:
1. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, приспособленность к ней.
2. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.
3. Человек как живое существо.
4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды и ее охрана.
Технологии формирования экологического сознания дошкольников : в процессе наблюдений, экспериментирования, коллекционирования, моделирования, чтения художественной литературы, игры, труда и т. д. ;
- обучение строится на основе образного видения и практического освоения мира природы и требует от ребенка способности фантазировать, чувствовать, а не только мыслить.
В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, и др. 2015г., которой мы так же руководствуемся, предлагается использовать следующие формы работы с детьми по экологии:
- игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
- просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
- чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
- создание ситуаций - педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
- наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
- изготовление пособий для игр, познавательно-исследовательской деятельности; предметов для личного пользования; украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; создание макетов, коллекций и их оформление;
- целевые прогулки проводятся за пределами ДОУ, вносят разнообразие в жизнь детей, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу;
- экскурсии средство интеграции естественнонаучных знаний, отражают идею единства природы и позволяют создать целостное представление о ней;
- проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
- оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно- прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр. ; тематических выставок выставок детского творчества, уголков природы;
- викторины, сочинение загадок
- музыкально-театрализованная деятельность, инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера, с использованием музыки;
- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр., произведений народного искусства, обсуждение средств выразительности; и т. д.
На дошкольном этапе самое главное в процессе экологического образования, чтобы общение детей с природой было радостным, развивались их личностные качества, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом : «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы., склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Т. о., созданная нами система, экологизация всего образовательного процесса, позволили интегрированно решать задачи экологического образования детей дошкольного возраста.