Татьяна Горбунова
Развитие речи детей на третьем году жизни как одна из актуальных проблем дошкольного образования (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ НА ТРЕТЬЕМ ГОДУ ЖИЗНИ КАК ОДНА ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (из опыта работы)
Я работаю в коррекционной группе для детей с общим недоразвитием речи и поэтому считаю, что одной из главных задач развития детей дошкольного возраста является обучение родному языку.
Публикация «Развитие речи детей на третьем году жизни как одна из актуальных проблем дошкольного образования (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Обучению родному языку - это общая задача, она включает частные задачи:
1. Обогащение и активизация словаря.
2. Воспитание звуковой культуры речи.
3. Совершенствование грамматической правильности речи.
4. Развитие связной речи.
И все эти задачи должны уже начинать решаться в первой младшей группе, то есть на третьем году жизни дошкольника.
Речь развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растет ребенок, является развивающим потенциалом. Он складывается спонтанно и может быть благоприятным для речевого развития ребенка, а может и не складываться, поэтому в обучении родному языку особое место отводится специально организованная речевая среда, призванная обеспечить эффективное общение детей с взрослыми и друг с другом.
В развитии речи детей третьего года жизни ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателям – в детском саду, родителям и окружающим – дома. От культуры речи взрослых, от того, как они общаются с ребенком, зависят успехи дошкольника в усвоении родного языка.
Обогащение и активизация словаря. Основная единица языка – слово, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Важно обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги. При своевременном и полноценном психическом развитии словарь ребенка трех лет составляет 1200-1500 слов.
Чтобы словарь детей пополнялся новой лексикой, взрослому необходимо:
1. Внимательно и заинтересованно выслушать каждого ребенка.
2. Много говорить самому.
3. Вовлекать ребенка в разговор на определенную тему.
4. Помогать ребенку вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками.
Обогащению и активизации словаря у детей третьего года жизни способствуют упражнения:
• Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки).
• Дай мне красный карандаш; покажи большое яблоко.
• Изобрази медвежонка; покажи, как поливают из леечки цветы.
• Назови малыша у мамы коровы (кошки, собаки).
• Скажи, чем вытираем ручки, чем чистим зубки, чем причесываем волосики, чем вытираем носик.
• Объясни, что нужно сделать, если на полу мусор, если одежда испачкалась, если ребенок заболел.
Воспитание звуковой культуры речи. На третьем году жизни у ребенка становятся подвижными нижняя челюсть, мышцы языка и губ. Поэтому данный возраст является благоприятным для работы по формированию звуковой культуры речи. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков и простых по артикуляции согласных: м, п, б, в, ф. Правильное и отчетливое их произношение готовит артикуляционный аппарат к произношению более сложных звуков: и, с, з.
Уточнение и закрепление звука осуществляется в несколько этапов:
1 этап – произношение изолированных звуков или несложных звукосочетаний;
2 этап – произношение слов с данным звуком;
3 этап – произношение фраз, насыщенные определенным звуком.
Воспитанию звуковой культуры речи у детей третьего года жизни способствуют упражнения:
• Повтори звуки: а, и, м, б, в, ф, с, з.
• Четко повтори слова: ананас, нога, флажок, бабушка, хлеб, песенка.
• Четко повтори: ехала машина – би-би-би; вот мычит корова – му-му-му.
Совершенствование грамматической правильности речи. Во всех ситуациях, когда ребенок повторяет предложение или строит его, взрослый должен помогать согласовывать слова. Речь ребенка преимущественно состоит из простых повествовательных предложений. Дети уже нередко пользуются восклицаниями, вопросами, выражая свою мысль не только интонацией, но и словами. Появляются сложные предложения с предлогами и союзами, но с чистой детской конструкцией.
Совершенствованию грамматической правильности речи у детей третьего года жизни способствуют упражнения:
• Подбери слово – что делает кукла, машина, солнце, мама.
• Скажи, где стоит чашка, куда повесим платье, что рядом с куклой Машей.
• Назови предмет ласково: гриб, цветок, глаз, рука, мама, папа.
Развитие связной речи у детей третьего года жизни способствуют рассматривание и обследование игрушек в группе, составление рассказов по картинке или по серии картинок, игры-инсценировки, а также упражнения - вопросы:
• Что мы кушали утром?
• Кто играет с машинкой?
• Что делает Оля?
• Во что одет Петя?
• Ванин грузовик, что везет грузовик?
• Кому подарим цветок?
• Где в группе сидит кошка?
• Куда вы ходили с мамой?
Быстрое развитие речи присуще всем здоровым детям. Это нормальное явление, если все взрослые, которые окружают малыша, занимаются с ним, общаются с ним. Но нас взрослых должно насторожить, если малыш в этом возрасте почти не говорит или говорит мало, если употребляет простые, односложные фразы. Это уже определенное отставание в развитии речи, необходимо выяснить его причины. Нельзя забывать, чем дольше длится отставание речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия.
К трем годам ребенок легко и свободно говорит, если соблюдаются следующие условия:
1. Общение взрослого с ребенком во всех сферах и видах деятельности.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении с другими детьми.
3. Высокая культура речи взрослых, которые окружают ребенка.
4. Хорошо развитый слух и речевой аппарат у ребенка.
5. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития.
6. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.
7. Предоставление ребенку в достаточном количестве предметно-развивающей среды : игрушки, книги, картинки.
Библиографический список:
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2003. – 253с.
2. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 2007. – 204с.
3. Гербова, В. В. Воспитание и обучение детей в первой младшей группе детского сада / В. В. Гербова, Т. С. Комарова. – М. : Мозаика – Синтез, 2006. – 215с.
4. Колодяжная, Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2002. – 52с.
5. Лямина, Г. М. Развитие речи детей раннего возраста / Г. М. Лямина. – М. : Айрис – Дидактика, 2005. – 158с.
6. Максакова, А. И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А. И. Максакова. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 201с.
7. Сохин, Ф. А. Начальный этап овладения ребенком грамматическим строем языка / Ф. А. Сохин. – М. : Просвещение, 2005. – 159с.
8. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду. Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях / Ф. А. Сохин. – М. : Просвещение, 2008. – 328с.
9. Тумакова, Г. А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи дошкольников в детском саду / Г. А. Тумакова. – М. : Просвещение, 2005. – 25с.
10. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. – М. : Владос, 2009. – 265с.