Наталья Мухорина
Опыт работы «Технология «Мешок историй» как средство развития предпосылок читательской грамотности у дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
«Технология «Мешок историй» как средство развития предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
«Есть талант писателя, а есть талант читателя.
Как любой талант, его надо открывать,
Вырастить и воспитать»
С. Я. Маршак.
Публикация «Опыт работы „Технология „Мешок историй“ как средство развития предпосылок читательской грамотности у дошкольников“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сторисек. Технология
- Темочки
Дошкольный возраст время активного становления ребенка как читателя, требующее внимания и кропотливой работы. Регулярное чтение с дошкольником художественной литературы является залогом того, что ребенок будет иметь большой словарный запас, грамотно строить предложения, выразительно и красиво говорить. Помимо этого чтение развивает интеллект, дает новые знания, вырабатывает привычку к познанию, формирует усидчивость. Обращение к книге играет очень важную роль в психофизиологическом развитии дошкольника : развиваются фонематический слух, память, внимание, воображение.
Существует довольно много методов работы по приобщению детей к книге, но для того, чтобы сделать процесс чтения жизненной потребностью у современного подрастающего поколения необходимо искать новые способы. На сегодняшний день отмечается снижение интереса к художественной литературе. В современном мире книги уступают место телевизору, интернету, компьютерным играм, мобильному телефону и другим гаджетам. Важно создать условия, в которых книга сможет соперничать с современными технологиями, которые станут основой для возникновения читательской мотивации у ребёнка. И сегодня перед воспитателями детских садов стоит сложная задача найти такие методы и приемы, которые помогут привить детям интерес к книге и развивать у них читательскую грамотность. Что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность - это способность понимать письменные тексты, использовать их, чтобы получать и расширять знания, общаться, участвовать в социальной жизни.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем или пассивным читателем
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
• чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
• прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
• беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
• чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
• разучивание стихотворений;
• чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
• проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями, в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
• самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Чтобы развивать эту способность у детей, есть интересная технология, которая называется «Мешок историй» А идея «Сторисека» заключается в продвижение детского чтения и обеспечения дошкольника всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослым чтения книг.
Я предлагаю вашему вниманию технологию «Сторисек». Метод был разработан в 1994 году в Великобритании. Основатель «Сторисек» - Нейл Гриффитс, доктор филологии, автор книг по обучению детей в дошкольном и школьном возрасте. Нейл Гриффитс считает, что сначала нужно решить вопрос «Как помочь ребенку стать читателем?», а потом уже «Как научить ребенка читать?». А идея «Сторисека» заключается в продвижение детского чтения и обеспечения дошкольника всеми необходимыми средствами для получения удовольствия от совместного с взрослым чтения книг.
Цель: получение удовольствия от самой книги и от совместного чтения.
Задачи:
• чтение хороших книг;
• расширение кругозора;
• пополнение и расширение словарного запаса;
• развитие навыков осмысленного чтения;
• развитие навыков обсуждения художественного произведения;
• развитие социальных навыков;
• развитие самоуверенности;
• стимулирование интереса к книге.
Проведения сторисека по сказке Владимира Сутеева «Мешок яблок». 1. Выбор книги
Сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Мешок яблок» выбрана для «сторисека» потому, что это – интересная, умная, добрая, весёлая, развивающая, богато иллюстрированная книга!
1. Выбор книги
Книги Владимира Сутеева написаны простым, понятным языком, и рассказывают о таких событиях, которые доступны дошкольникам. Большинство героев книг Владимира Сутеева – забавные животные, надел нные автором вполне «человеческими» качествами и характерами. Сказки и рассказы Сутеева – это та «настоящая» детская литература, которая утверждает, что в сказках всегда торжествует справедливость, добро побеждает зло. Сюжет построен так, что юный читатель сам приходит к правильным выводам о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Дружить, помогать друзьям, трудиться, быть смелым и сообразительным – вот чему учат эти книги. Рассказы и сказки Сутеева – просто находка для педагогов и родителей, потому что они насыщены развивающими моментами, их содержание да т возможность обсудить с реб нком прочитанное и на его основе уточнить знания и представления реб нка. И самое главное – иллюстрации! Все свои сказки Владимир Григорьевич иллюстрировал сам. Поэтому практически каждая важная мысль сказки или рассказа предста т для реб нка в наглядных образах! А в дошкольном возрасте наглядность для реб нка, который пока обладает не слишком большим кругозором, очень важна. Иллюстрации Сутеева помогают реб нку увидеть на картинке вс, о ч м ему прочитали, а это огромная польза для развития детского мышления. Сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Мешок яблок» выбрана для «сторисека» потому, что это – интересная, умная, добрая, весёлая, развивающая, богато иллюстрированная книга!
2. Подготовка мешка для комплекта материалов
3. Подбор компонентов «Мешка историй» :
• художественная книга;
• игрушки – прообразы героев сказки (заяц, ворона, ёжик, маски;
• научно-популярная книга;
* предметные картинки «Дикие животные»
• портрет писателя;
• дидактические игры;
• DVD диск;
• атрибуты для театрализованной деятельности;
• материалы для творчества
План сторисека «Мешок яблок»
1. Чтение сказки «Мешок яблок» с показом иллюстраций.
Вопросы детям:
- Понравилось ли вам произведение?
- Что понравилось?
- Кто главный герой сказки?
2. Отгадайте загадки и назовите остальных героев сказки.
Вопросы по произведению.
- Зачем заяц отправился в лес?
- Что нашёл в лесу заяц?
- Почему яблоня называете дикой?
- Сколько яблок набрал заяц?
- Какой у него (зайца) характер?
- Кого первого встретил заяц у яблони?
- Какая по характеру ворона?
- Каким вы представляете себе Медведя?
- Кто подбежал потом к Зайцу?
- Как относится автор к бельчатам?
- Кто встретился Зайцу по дороге еще?
- Где встретил Заяц волка?
- Какой волк?
3. Игра «Крокодил» - при помощи мимики или пантомимики изобразить героев сказки (выбрать картинки с изображением героев сказки и изобразить, остальные отгадывают).
- Когда Заяц прибежал домой, что он увидел?
- Расскажите, какие подарки принесли зайчатам звери?
- А кто ничего не принёс?
Благодаря своей доброте, заяц имеет много друзей, звери отблагодарили зайца за его щедрость и помогли в трудную минуту.
4. Игра «Подбери пословицу к сказке» - выбрать из предложенных, подходящую по смыслу пословицу.
Без беды друга не узнаешь.
Без друга в жизни туго.
Верному другу цены нет.
Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
5. Проиграть сказку в масках, или предложить сыграть сцену встречи волка и зайца с игрушками би-ба-бо, с мягкими игрушками.
6. Поделитесь своими впечатлениями.
- Кто из сказки вам понравился больше всего? Почему?
- Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали сказку?
- Как главный герой проявлял себя в разных ситуациях при встрече с бельчатами, кротом, волком?
- Какими качествами он обладает?
- Заяц положительный или отрицательный герой сказки?
- Кто противоположный герой? Почему?
- Какой вопрос задаёт ворона в конце сказки?
- Как вы на него ответите?
- Какая главная мысль в сказке?
- Чему сказка учит?
7. Предложить детям раскраски по сказке.
8. Просмотр мультфильма.
9. Подвижная игра «Шла коза по лесу» «У медведя во бору».
10. Игра «Придумай сказку»
11. Игровая ситуация «Угостим ворону яблоком и скажем ей добрые слова».
Подводя итог, могу сказать, что технология «Сторисек» многофункциональна, выполняет образовательную, развивающую, коррекционную, воспитательную функции, что обеспечило развивающий характер и поддержку индивидуальности каждого ребенка в ходе реализации проекта.
Данный педагогический опыт показывает, что в ходе погружения в работу со «Сторисеком», дети активно включаются в общение, учатся взаимодействовать, социализируются.
А самое главное работа над созданием мешка историй является взаимодействием всех субъектов образовательных отношений с учетом их возможностей, инициативы и интересов.
Надеюсь, что использование "Сторисека" вызовет интерес у педагогов, и возможность использования данной технологии в своей работе.
Совместная образовательная деятельность с мешком историй может продолжаться в течение нескольких дней. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных задач. Мешок историй можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.