Светлана Пфлугфельдер
Методическая разработка Непосредственно образовательной деятельности (познавательно — исследовательская деятельность)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема недели: «Международный день театра»
Тема деятельности : «Домик для Лунтика»
Задачи для педагога:
Обучающие
Закрепить умения планомерно осматривать схему постройки, выделяя в ней наиболее важные смысловые части (образовательная область «Познавательное развитие»).
Формировать умение участвовать в совместной деятельности на основе соблюдения элементарных норм и правил поведения (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).
Развивающие
Публикация «Методическая разработка Непосредственно образовательной деятельности (познавательно — исследовательская деятельность)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Развивать эмоциональную отзывчивость, желание помочь, умение найти выход из проблемной ситуации (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»).
Воспитательные
Воспитывать потребность в сотрудничестве со сверстниками во всех видах деятельности (образовательная область Социально - коммуникативное развитие»)
Осваивать элементарные правила речевого этикета: не перебивать взрослого, вежливо обращаться к нему (образовательная область «Речевое развитие»)
Задачи для детей:
Рассказать из каких строительных деталей и как надо строить дом.
Узнать по «фотографии» строительные детали.
Построить по схеме домик (внести изменения в конструкцию, обозначить на схеме).
Материал:
Демонстрационный: игрушка – Лунтик, «фотографии» строительных деталей.
Средства ТСО: аудиозапись.
Раздаточный: наборы строительных деталей, схема постройки.
Предварительная работа: чтение сказок; участие в играх инсценировках; игры на развитие эмоций; хороводные игры; оформление выставки детско-родительских творческих работ; игры «Чудесный мешочек», «Найди деталь по фотографии» (для уточнения представлений о строительных деталях).
Планируемый результат:
- выполняет простейшие танцевальные движения;
- активно включается в игры и занятия как самостоятельно, так и по предложению других (взрослых и детей);
- проявляет познавательный интерес в процессе общения со взрослыми и сверстниками
- проявляет сочувствие к близким людям, привлекательным персонажам художественных произведений им, сорадуется;
- адекватно откликается на радостные и печальные события в ближайшем социуме.
- проявляет отзывчивость;
- начинает проявлять заинтересованность в сотрудничестве со взрослым, как с партнером.
- участвует в обсуждении будущего продукта деятельности;
- начинает воспринимать со стороны взрослого замечания, предложения, направленные на совершенствование созданного им продукта
- осознает необходимость соблюдения правил поведения
- участвует в коллективных играх и занятиях, устанавливая положительные взаимоотношения с педагогами, сверстниками на основе соблюдения элементарных моральных норм и правил поведения (не мешать друг другу, при необходимости – помогать, считаться с интересами и желаниями партнеров и др.)
- интеллектуальные задачи решает как в практических действиях, так и с использованием наглядно-образных средств. При решении личностных задач ориентируется на реакции взрослого и сверстника
- умеет действовать по простому правилу или образцу при постоянном контроле со стороны взрослых.
- выполняет конструкцию из строительного материала по плану, предложенному взрослым, вносит изменения в конструкцию, изображает схематически
- различает детали конструктора по цвету и форме (кубик, кирпичик, пластина, призма);
-располагает строительные детали в соответствии со схемой;
-создает варианты конструкций с добавлением других деталей (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.)
ХОД:
Мотивация:
Воспитатель приглашает детей в группу, и обращает внимание детей на конверт, загадывает загадку и предлагает детям отгадать, кто к ним пришел в гости (Лунтик). Игрушка – герой мультфильма «Лунтик» :
«Он сиреневый такой машет весело рукой. Он свалился к нам с луны – Очень добрый, знаем мы».
Организация детей
Воспитатель обращается к детям :
«Ребята, посмотрите, Лунтик почему-то грустный. Как вы думаете, почему? Давайте, вспомним мультфильм, в котором живет Лунтик». Воспитатель выслушивает ответы детей, делает вид, что с этим вопросом обращается к игрушке и сообщает детям:
Ребята помните в самом начале мультфильма когда только Лунтик родился и свалился с Луны на Землю, ребята построили для него домик из веток, листьев и цветов но прошла зима и по весне домик сломался. Оказывается, у Лунтика нет домика. Он хочет построить себе дом, но не знает, как это сделать. Научим Лунтика строить дом?»
Воспитатель: предлагает детям описать домик, какой они хотят построить для Лунтика, инициирует ответы детей, дети предлагают свои варианты.
Воспитатель, как партнёр по деятельности предлагает свои варианты постройки домика для Лунтика, приглашает детей поиграть в хороводную игру «Домик» под музыкальное - сопровождение.
Содержание Действия детей
Я хочу построить дом, Руки над головой "домиком".
Чтоб окошко было в нём,
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
Чтоб у дома дверь была,
Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями
Рядом чтоб сосна росла
Пальцы растопырены. Руки тянем вверх.
Чтоб вокруг забор стоял, Руки перед собой кольцом, пальцы соединены
Пёс ворота охранял.
Одна рука "пёс", мизинец отсоединить от других пальцев.
Солнце было,
Скрестить кисти рук, пальцы растопырены.
Дождик шёл, "Стряхивающие" движения
И тюльпан в саду расцвёл
Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх.
Чтоб флажок на доме был
Руки перед глазами. Концы пальцев рук сомкнуты в "окошко".
А за домом ёжик жил. Руки перед собой в замке.
Воспитатель обращается к детям : Ребята, поможем Лунтику построить домик?
Цель: Научить Лунтика строить домик.
Что необходимо для постройки дома?
Воспитатель инициирует высказывания и выслушивает ответы детей.
Организация детей
Процесс реализации цели:
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики перед мольбертом, рассмотреть картинку с изображением дома, определить из каких частей состоит конструкция дом (фундамент, стены, крыша, вход)
«Для того, чтобы приступить к постройке, рассмотрим схему и расскажем из каких деталей будем строить дом, как». Дети определяют, из каких деталей будет фундамент, стены, крыша…
Воспитатель обобщает информацию, полученную от детей, и проговаривает правило: «Начинать строить постройку надо снизу вверх».
Затем воспитатель предлагает детям найти рабочее место за столом, раздает схемы («фотографии») строительных деталей, дети определяют, какая деталь изображена на схеме и находят ее на столе.
«Я вам раздам «фотографии деталей», а вы внимательно посмотрите, и отгадайте, какая деталь на «фотографии». А теперь найдите эту деталь на столе, удобно располагайтесь за этим столом».
Дети рассаживаются за столы с наборами строительных деталей, воспитатель проверяет, правильно ли все дети нашли деталь по схеме, садится вместе с детьми.
Воспитатель напоминает детям: «Приступим к заданию. Будьте очень внимательными. Чтобы дом получился прочным, надо детали ставить ровно…»
Воспитатель заранее расставляет для каждого ребенка набор строительных деталей и схемы будущей постройки (такой же набор у воспитателя). Воспитатель делает вид, что тоже выполняет задание. Детям, которые первыми справились с заданием, воспитатель предлагает «украсить» постройку дополнительными деталями (конус, цилиндр) и внести корректировку в схему.
Возможен вариант, когда воспитатель просит помощи у ребенка.
Воспитатель предлагает всем детям дополнительные игрушки (деревья, скамеечки, дорожки) для украшения территории около домика.
Организация детей
Маршрут
Задачи для детей I образовательный маршрут II образовательный маршрут III образовательный маршрут
ЗАДАЧА Прочитать схему постройки
Действия
детей Дети рассматривают схему постройки. Дети совместно с воспитателем рассматривают схему постройки.
Пед. техника взаимодействия
с детьми
Словесный метод
Словесный метод
Практический метод
Наглядный метод
Объяснение с установкой на внимание: «Для того, чтобы помочь Лунтику, надо внимательно рассмотреть схему».
Инструкции к действию:
«Рассмотрите, из каких деталей вы будите строить пол, стену с окошком, потолок, крышу» Воспитатель привлекает внимание детей с помощью проявления эмоций;
наводящие вопросы («Подумай, какая деталь подойдет для строительства пола, посмотри на «фотографии» деталей. Давай вместе. Покажи эту деталь. Как она называется?.»)
«Можешь взять дополнительные детали и «украсить» ими домик, а затем дорисуй их на схеме». Установка, уточнение:
«Соня, ты будешь строить пол из каких деталей?»
Тактильно-мышечный контакт:
Обеспечение психологической поддержки ребенка, создание комфортных условий (поглаживание, поглаживание руки).
Средства Схема постройки
Дополнительные детали -
Результат деятельности :
Воспитатель от лица игрушки благодарит детей за работу.
Открытый временной конец:
Воспитатель обращается к детям «Ребята, а Лунтик позвал своих друзей. Давайте посмотрим» Воспитатель предлагает ребятам поиграть в сказку «Лунтик и его друзья», Дети обыгрывают постройку.