Анна Сюваткина
Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что сегодня одним из стратегически важных вопросов образования является экологическое воспитание подрастающего поколения. Поскольку дошкольное образование — является первой ступенью в воспитательной системе, то особенно важно именно в этот возрастной период уделить внимание эмоциональной составляющей.
Публикация «Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников посредством фольклора» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Эмоциональность, особая восприимчивость, открытость и огромный интерес к миру природы у ребенка дошкольного возраста являются основополагающими факторами для начала успешного экологического воспитания в учреждениях дошкольного образования.
В этом огромная роль принадлежит фольклору, как к способу отражения и осмысления мира и искусства одновременно. Соотносимость проблем экологии и фольклора может высветить новые грани в решении вопросов экологического образования дошкольников.
Наш детский сад работает в режиме инновации. С конца 2018 года мы имеем статус муниципальной инновационной площадки по теме : «Модель воспитания культурно – исторических ценностей дошкольников - средствами фольклора».
В процессе образования у ребенка дошкольного возраста рождается целостное представление о мире. Основная цель осмысления фольклора в экологии состоит в выявлении связи живого и неживого, вечного и изменчивого, прекрасного и безобразного, созидающего и разрушающего, знакового и символического и т. д. Опираясь на вышесказанное положение об экологии как науке, мы анализируем фольклорную картину мира и обнаруживаем универсальные законы фольклора в основных структурных тождествах: годичный цикл подобен суточному, человеческая жизнь – растительной, осень – ветер, зрелости, зачатие – посев зерна в землю. В связи с тем, что в основе природных явлений лежат законы движения, которые обуславливают биоритмы окружающего мира и биоритмы человека.
Образование, учитывая этот жизненный феномен, обращается сегодня к поиску ритмических законов построения содержания, методов и средств развития, обучения и воспитания, взаимодействия с ребенком. Фольклор отражает ритм человеческого и природного мира, и играет важную экологическую роль в мощном культуросообразном средстве образования дошкольников средствами фольклора.
Работу по данной проблеме в инновационном режиме я начала с младшего дошкольного возраста, наряду с малыми фольклорными средствами использовала народные сказки, песни, поговорки, приметы.
Таких как, например: Во время наблюдений за дождем я использую заклички «Дождик – Дождик»- это помогает детям заметить нависшие над землей тучи. Если вдруг выглянуло солнышко я читаю им потешку «Солнышко- вёдрышко». При появлении радуги «Радуга- дуга».
При знакомстве детей с животными, я часто использую потешки для создания сказочного образа, или для того чтобы подчеркнуть характерные особенности внешнего вида, повадки того или иного животного.
«Как у нашего кота
Шуба очень хороша»
Народные сказки, с их богатством языка и яркой характеристикой персонажей, раскрывают ребёнку взаимосвязь природы и человека. Природа по ходу сюжета - всегда помогает положительным героям. Эмоциональный отклик на красоту и неповторимость природы формирует нравственное отношение к ней. Художественное описание, соединенное с живым восприятием природы, помогает образованию ярких образов, обогащает словарь детей.
Воспитывать бережное отношение к природе надо с малых лет, т. к. наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст.
Поэтому при ознакомлении с окружающей природой я стараюсь обогатить словарный запас детей, развивать их разговорную речь, образное мышление. Описание знакомого растения, животного или явления природы делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдениям. На прогулках во время наблюдений за явлениями природы я знакомлю детей с народными приметами. Особенный интерес у них вызывают приметы, связанные с предсказанием погоды. Например:
*Если пасмурно, но цветки одуванчика открыты, дождя не будет.
*Птицы сидят, нахохлившись - к дождю.
*Облака и тучи быстро движутся – к ясной погоде и т. д.
После таких наблюдений можно побеседовать с детьми, и предложить зарисовать, что ожидалось по приметам, и что было на самом деле.
Дети любят отгадывать загадки. Загадка – это мудрый вопрос в форме замысловатого описания чего - либо. На Руси загадки издавна использовались для проверки знаний, смекалки, сообразительности, Я всегда стараюсь подбирать для детей загадки, которые помогают им увидеть многообразие мира, о родной природе.
Во время бесед, наблюдений во время прогулок я стараюсь воспитывать у детей любовь к окружающей природе, ко всему живому, умение понимать красоту живой природы, желание беречь ее, заботиться о растениях и животных.
Совместно с музыкальным руководителем проводить развлечения, основанные на народных праздниках: Ярмарка, Масленица, Святки, праздник березки. Проводила с детьми занятие, где рассказывала о народных праздниках.
Для работы с детьми по экологическому воспитанию я сделала картотеку экологических игр и упражнений, календарь русской природы (заклички, потешки, загадки, народные приметы, пословицы и поговорки) и широко использую в своей работе.
Я считаю, что устное народное творчество своей лаконичностью, поэтичностью близко и понятно дошкольникам. Образный язык устного фольклора помогает мне воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту, своеобразие, неповторимость; желание беречь природу, понимать и любить ее.
Наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности (беседы, наблюдения, чтение литературы) я применяю и инновационные формы и методы. Приведу примеры различных инновационных направлений экологического воспитания дошкольников.
Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания, развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица). Примеры объявлений:
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
3. Прошу разбудить меня весной, только приходите лучше с мёдом.
4. Все про всех знаю, высоко летаю.
5. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
6. Я трудится не боюсь, за любую работу берусь. Хоть росточко мал, но зато удал
7. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
Диалоги с природой - метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности Диалоги осуществляются в различных вариантах- "секретные" (дети"один на один"общаются с природой) или "открытые" (устные обращения, обращаясь к Солнцу, Ветру, Дереву).
Проектно- исследовательская деятельность также является частью моей инновационной работы по экологическому образованию и воспитанию детей. Дошкольники прирожденные исследователи. Это возраст, когда ребенок хочет познать все, ему интересны природные объекты, явления, взаимосвязи в природе. Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников на экологическом материале позволит педагогам формировать ключевые компетентности у ребенка: умение увидеть проблему, искать и находить информацию, работать в группе, рассказывать о результатах, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, собрали папку фолдер «Экологическое воспитание культурно – исторические ценности дошкольников средствами фольклора». В него я собираю потешки, поговорки, считалки, загадки, народные игры и родители с интересом помогают в сборе этого материала. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашфолдер новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками. Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось обращаться ксвоими родственниками, или старожилам Кубани. Таким образом, у нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания и с удовольствием принимают в них участие.