Папки-передвижки

Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы)

Татьяна Челядник
Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство. Русские народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Публикация «Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста, (из опыта работы)» размещена в разделах

Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у младших школьников и развивает физическую культуру.

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.

Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.

Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.

Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).

Подходы к пониманию игры весьма многогранны. Нами уточнено понятие народная игра - это игра популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающая его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями, социально-политическим, экономическим, национальным и другими.

В работе выявлены важные признаки народных игр : спонтанность, добровольный характер, непредсказуемость, коллективность, наличие правил.

Рассмотрены функции народных игр - развлекательная, зрелищно-эстетическая. Преобладающими являются педагогические функции - развивающая, познавательная, развлекательная, диагностирующая, корректирующая и др.

В жизни бытует огромное количество самых разнообразных игр. Сложность их классификации заключается в том, что они, как и любое явление культуры испытывают серьезное влияние динамики исторического процесса, идеологии разных социальных групп. Классифицировать игры - значит соединить порядки игр, соподчиненных их назначением и составленных на основе учета принципиальных и общих признаков и закономерных связей между ними. Педагогическая классификация игр призвана стать ориентиром в их многообразии, источником информации о них. Не отрицая других подходов, исследователь дает свою классификацию, беря за основу функции игр в воспитании и развитии человека: подвижные, художественные, познавательные, предметно-трудовые, самоопределения, социально-нравственной направленности, массовой организации.

Предлагая свою классификацию русских народных игр, мы постарались учесть недостатки, присущие другим классификациям народных игр, и ввели в классификацию блок, отражающий национальный аспект, а также связали все блоки основой, которой служат русские народные игры.

Применение русских народных игр в воспитательном процессе детей дошкольников требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:

1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра против зла).

2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней и высокой активности).

3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную цель, с бросками и ловлей мяча и т. д.).

4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие, командные).

5. С учетом возрастных особенностей детей.

6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные).

7. По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости).

Для нас наиболее важен и интересен классификационный признак, который введен в классификацию под номером 1, так как остальные компоненты хорошо описаны в литературе.

Основная функция этого компонента - воспитание национального самосознания. Народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста : обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности.

Русские народные игры, входящие в первый компонент, поделены на четыре раздела. Первый включает в себя игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе отношение к окружающему миру. Сюда относятся русские народные игры : «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору», «Коршун и наседка», «Стадо», «Хромая лиса», «Филин и пташки», «Лягушата» и их различные варианты.

С историческим наследием русского народа знакомит второй раздел первого компонента - "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражающие повседневные занятия наших предков. Во второй раздел входят народные игры : «Дедушка-рожок», «Домики», «Ворота», «Встречный бой», «Заря», «Уголки», «Каравай», «Невод», «Охотники и утки», «Ловись рыбка», «Продаем горшки», «Шишки, желуди, орехи», а также различные их варианты.

С большим интересом современные дошкольники знакомятся с играми сверстников прошлых столетий, составляющими третий раздел первого компонента. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. К этому разделу относятся игры: «Бабки», «Городки», «Горелки», «Городок-бегунок», «Жмурки», «Игровая», «Кто дальше», «Ловишка», «Лапта», «Котлы», «Пятнашки», «Платочек-летуночек», «Считалки», «Третий – лишний», «Чижик», «Чехарда», «Отгадай, чей голосок», «Веревочка под ногами» и др.

Возможность помериться силой и ловкостью появляется у ребят при изучении игр четвертого раздела, который отражает стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. В этом разделе применяются игры: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Достань камешек», «Перетяни за черту», «Тяни за булавы», «Захват флага», «Перетягивание каната», «Перетягивание прыжками», «Вытолкни за круг», «Защита укрепления», «Сильный бросок», «Каждый против каждого», «Бои на бревне» и их различные варианты.

Этот же компонент подразумевает знакомство детей с историей возникновения каждой из игр.

Таким образом, при моделировании классификации русских народных игр выявляется компонент, направленный на духовное совершенствование личности детей дошкольного возраста расширение его историко-культурного кругозора и повышение уровня национального самосознания.

Публикации по теме:

Физкультурные развлечения как средство совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста 2 слайд. «Береги здоровье смолоду!» - это девиз, который я использую в своей работе с детьми. Ведь растить здоровыми, сильными, эмоциональными.

Фольклорные праздники как средство духовного развития детей дошкольного возрастаФольклорные праздники как средство духовного развития детей дошкольного возраста Фольклорные праздники как средство духовного развития детей дошкольного возраста Будущее нашей страны ходит сейчас в детский сад и сидит.

Хореография как средство укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) Как известно, основной фундамент будущей личности человека закладывается в детстве, следовательно, одним из важнейших факторов становления.

Использование народных игр для совершенствования двигательной активности детей (из опыта работы) Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребёнка среди других жизненно важных прав. Детская игра всё чаще рассматривается как развлечение,.

Из опыта работы «Игра как средство развития речи детей» Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад №2 Пашковой Светланы Алексеевны– воспитатель первой квалификационной категории «Игра как средство.

Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста»Из опыта работы «Интерактивные формы работы с родителями в процессе речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Статья написана в соавторстве с учителем - логопедом Шамановой Н. В. Речь – бесценный дар природы человеку. Только человек обладает счастливой.

Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы)Театр как средство развития и воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Все знают что театрализованные игры играют огромную роль в развитии детей дошкольного возраста и я практически всегда.

Опыт работы «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию опыт работы по теме: «Народная сказка как средство развития коммуникативных навыков детей.

Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы) Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и.

Представление опыта работы «Сказка как средство развития личности детей дошкольного возраста» Сказок много не бывает,вы со мной согласны?Надеюсь, что да! Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы)
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 19:37
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Народная игра, как средство духовного совершенствования личности детей старшего дошкольного возраста. (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Челядник (УИ 68391) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД