Ольга Чванова
Итоги адаптационного периода в группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию. Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и не прост, и начинается он с кратковременных действий с другими детьми и только позже он становится более длительным. С первых дней жизни начинают развиваться навыки общения со взрослыми, в процессе которого ребенок приобретает социальный опыт, познает окружающий мир, у него складывается привязанности к близким. Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило,серьезную тревогу у взрослых. И не напрасно, известно,что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Установлено, что именно в раннем возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. От того,насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течениеполу года, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состоянию. Ребенок много плачет, стремится к контакту свзрослыми, или наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Чтобы облегчить малышу привыкание впервые дни мы советуем маме присутствовать в детском саду вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снимает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в дошкольном учреждении. Кроме того применяем некоторые несложные приемы: например мы просим приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит, сможет прижать к себе и почувствовать себя более спокойно. В процессеадаптации ребенка в ДОУ использую такие формы и способы как: элементы телесной терапии (обнять ребенка, погладить). Это поможет ребенку выработать силу воли, увеличить чувственность и узнать много нового о своем теле. Перед сном исполнение колыбельных песен: ведь колыбельные – первые уроки родного языка для ребенка. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на малыша успокаивающе. Слушая колыбельные песни, малыш защищает свою психику от стрессов и эмоциональной неустойчивости. Метод сказкотерапии применяем также с первых дней. Этот метод направлен на развитие восприятия, умение осознанно и контролировать свои переживания. Понимать собственное эмоциональное состояние. Главным же расслабляющим средством в процессе адаптации для дошкольника является игра. Ее основная задача в этот период- налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. У наших детей сформировалась положительная установка, дети с удовольствием занимаются, играют, с желанием идут в детский сад.