Анна Гущина
Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Адаптация – это приспособление организма человека к условиям внешней среды. Говоря об адаптационном периоде вновь поступивших детей, мы подразумеваем процесс приспособления детского организма к новой обстановке, с которой неизбежно сталкивается ребенок, начиная посещать детский сад.
Публикация «Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей» размещена в разделах
Несмотря на то, что проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования детских дошкольных учреждений, этот вопрос продолжает оставаться весьма актуальным и в наши дни. Безболезненное приспособление ребенка к новым условиям, с которыми он сталкивается в детском саду, невозможно без целенаправленной организации жизни детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение. В случае если адаптационный период организован должным образом, у ребенка достаточно быстро формируется положительное отношение к детскому саду, проявляются навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Еще до начала посещения детского сада родители должны предварительно подготовить ребенка, научив его различным формам самообслуживания (самостоятельно одеваться/раздеваться, кушать, занимать себя игрушками). Кроме того, в этот подготовительный период родители должны создать у ребенка положительный образ воспитателя.
Продолжительность непосредственно адаптационного периода (когда ребенок уже начинает посещать детский сад) существенно варьируется в зависимости состояния здоровья воспитанника, умения общаться со взрослыми и сверстниками, сформированности предметной и игровой деятельности, и составляет в среднем 3 недели. В любом случае, длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка: если он активен, коммуникабелен и любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро; если он медлителен, боится шума и громких разговоров, не имеет навыков самообслуживания, его адаптация занимает более длительный срок.
Адаптационный период состоит из нескольких этапов:
1-ый этап – начальный (первая неделя пребывания в ДОУ).
Наиболее рационально начинать адаптацию в летний оздоровительный период, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Желательно, чтобы продолжительность пребывания ребенка в детском саду постепенно увеличивалась, начиная от 1-2 часов в день до 4-5 часов в день. Если ребенок тяжело переносит разлуку с родителями, в первые дни его целесообразно приводить только на прогулку, а также смещать время его прихода в детский сад (чтобы ребенок не стал свидетелем слез других детей при расставании с родителями).
2-ой этап – основной (вторая неделя пребывания в ДОУ).
В этот период ребенок начинает привыкать к распорядку дня в детском саду, к общению с воспитателями и сверстниками, к простым коллективным играм и физическим упражнениям, приобретает навыки самообслуживания. Ребенок уже остается на послеобеденный сон, и его пребывание в детском саду составляет бльшую часть дня. В процессе привыкания у ребенка в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие и аппетит, а в последнюю очередь – сон.
3-ий этап – заключительный (третья неделя пребывания в ДОУ).
В этот период ребенок в целом уже привык к распорядку дня в детском саду, активно и с удовольствием участвует во всех занятиях и играх, организуемых воспитателями. Ребенок уже может находиться в детском саду практически целый день, не испытывая дискомфорта.
Для того чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду протекал наиболее быстро и безболезненно, необходимо:
I) создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обеспечение гармоничного развития личности и формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе;
II) правильно организовать игровую деятельность, направив ее на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».
I. Предметно-пространственная развивающая среда, согласно ФГОС, должна быть:
• содержательно-насыщенной,
• трансформируемой,
• полифункциональной,
• вариативной,
• доступной,
• безопасной,
• здоровьесберегающей,
• эстетически-привлекательной.
Практические примеры организации предметно-пространственной развивающей среды во второй группе раннего возраста «Карапузики»:
1. Для уголка природы совместно с родителями был изготовлен макет деревенской фермы с фигурками домашних животных и птиц. С помощью макета дети не только знакомятся с внешним видом домашних животных и птиц, но и строят для них заборчики, изучают их жилища. А у родителей формируется активная позиция по решению заданных проблем совместно со своими детьми.
2. В экспериментальном центре совместно с воспитанниками проводятся простейшие опыты с песком, водой, деревянными предметами и камнями. Экспериментируя с такими материалами, у детей закрепляются следующие понятия: «один – много», «больше – меньше», «тонет – не тонет», «жидкий – твердый», «мокрый – сухой», «тихо – громко», «длинный – короткий», «полная – пустая».
3. В музыкальном уголке воспитанники знакомятся с различными музыкальными звуками, извлекаемыми с помощью детских музыкальных инструментов (бубен, погремушки, металлофон). Кроме того, регулярное включение аудиозаписей со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями создает в группе психологический комфорт и хорошее настроение в течение дня.
4. Полочка с народными игрушками и поделками дает возможность познакомить детей с изделиями традиционных народно-художественных промыслов России.
5. В книжном уголке представлена подборка богато иллюстрированных изданий для детей младшего возраста. Помимо книг, в занятиях с детьми широко используются наглядные тематические карточки (иллюстрация тем, изучаемых во время непосредственно-образовательной деятельности).
6. В театральном уголке представлены перчаточные и пальчиковые куклы. Театрализованная деятельность стимулирует развитие детской речи, благоприятно воздействует на формирование эмоциональной сферы.
7. В уголке ряжения представлены яркие костюмы персонажей русских народных сказок (ФГОС-оборудование).
8. В уголке безопасности воспитанники посредством игровой формы получают начальные представления о правилах дорожного движения и некоторых дорожных знаках.
9. В спортивном уголке представлен инвентарь для занятий физической культурой и проведения подвижных игр (разнообразные мячи, кегли, кольцебросы и т. д.).
10. В игровой зоне расположены «магазин» с муляжами овощей, фруктов и продуктов питания, а также «блок питания» (кухня и столовая: дети готовят игрушечный обед, накрывают игрушечной посудой стол и кормят кукол) и «спальня» (игрушечная кроватка с комплектом белья).
11. На полке с дидактическими играми представлены многочисленные развивающие игрушки, направленные на развитие у детей мелкой моторики и тактильных ощущений, формирование представлений о цвете, величине и форме предметов, координацию движений рук. Здесь же находится альбом по тематике «Домашние животные», который изготовили родители своими руками.
12. Игровой центр с крупными мягкими конструкциями-блоками (ФГОС-оборудование) позволяет пробудить у воспитанников любопытство и познавательный интерес.
Воспитанники имеют свободный доступ ко всем игрушкам и могут их брать во время, отведенное для игр.
Создание эмоционально-положительной атмосферы в группе позволяет сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Для этого помещение группы желательно сделать уютным «по-домашнему» (зрительно уменьшить помещение, создать тематические и игровые уголки, украсить помещение живыми цветами). Мебель лучше разместить в виде маленьких комнаток, в которых дети чувствовали бы себя комфортнее. Также хорошо установить в группе небольшой «домик», рядом с которым предусмотреть уголок природы (т. к. растения и вообще зеленый цвет успокаивающе действуют на нервную систему детей). А в спальне можно повесить прикроватные занавески, создающие у детей ощущение психологического комфорта и защищенности.
В период адаптации ребенок имеет чрезвычайно острую потребность в эмоциональном контакте со взрослым, поэтому воспитателям необходимо уделять детям повышенное индивидуальное внимание (ласково разговаривать, брать на руки). Кроме того, хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей и их родителей, что позволяет ребенку в любой момент увидеть своих близких.
II. Правильная организация игровой деятельности позволяет сформировать доверие детей к воспитателю. Эмоциональные контакты должны сопровождаться улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы воспитателей к каждому малышу. В играх должны участвовать все дети, чтобы ни один из них не чувствовал себя обделенным вниманием.
Примеры возможных игр:
- «Выдувание мыльных пузырьков»;
- «Хоровод;
- «Догонялки»;
- «Солнечные зайчики»;
- «Пальчиковые игры» (особенно хороши для наиболее застенчивых детей).
Физические и самостоятельные упражнения (с каталками, с мячами, с кеглями, и т. п.) помогают «сглаживать» проблемы адаптационного периода. Если дети не расположены к подвижным играм, воспитатели могут поиграть с ними в спокойные игры, почитать им сказки и стихи или предложить рассмотреть иллюстрации в книгах.
Существенную помощь воспитателям в процессе адаптации детей к детскому саду оказывают различные специалисты ДОУ:
- психолог дает родителям советы не только о том, как готовить ребенка к поступлению в детский сад, но и рассказывает, как правильно вести себя родителям в период адаптации своих детей;
- музыкальный работник дает детям начальные представления о мире звуков посредством слушания детьми небольших музыкальных произведений, пения простейших песенок и выполнения музыкально-ритмических движений;
- физкультурный работник проводит с детьми занятия по профилактике плоскостопия (дополнительная услуга на платной основе);
- преподаватель танцев прививает детям начальные навыки ритмических движений и пластики (дополнительная услуга на платной основе);
- логопед помогает улучшить речевое развитие детей и ликвидировать проблемы, которые могут возникать у детей в этой области (дополнительная услуга на платной основе);
- методист оказывает воспитателям помощь в организации занятий по развитию речи, сенсорике, художественно-эстетическому развитию (лепке, рисованию).
Важнейшую роль в процессе адаптации детей к детскому саду играют и их родители, которые должны:
- не обсуждать при ребенке проблемы, связанные с детским садом, и не показывать свою тревогу перед поступлением ребенка в детский сад;
- подготовить ребенка к поступлению в детский сад (создать дома режим дня, приближенный к детсадовскому; привить ребенку первоначальные навыки самообслуживания; настроить ребенка на положительный лад; познакомить ребенка с воспитателями и группой, которую ему предстоит посещать);
- никогда не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;
- не отправлять в сад заболевшего ребенка;
- по возможности, в первые дни как можно раньше забирать ребенка из сада домой;
- сообщать воспитателям и врачу о личностных особенностях ребенка;
- одевать ребенка «по погоде»;
- не забывать оставлять в саду комплект запасной одежды для ребенка;
- всячески укреплять здоровье ребенка;
- поддерживать для ребенка дома режим детского сада и в выходные дни;
- не делать за ребенка то, что он может сделать сам.
Заключение:
Предметно-пространственная развивающая среда, организованная согласно вышеуказанным требованиям, вкупе с заинтересованным участием родителей способствует развитию у детей чувства радости, положительного отношения к детскому саду, желания посещать его, обогащает воспитанников новыми впечатлениями и знаниями, способствует интеллектуальному развитию, побуждает к активной творческой деятельности, снимает конфликтность в общении детей друг с другом, что в конечном итоге позволяет детям пройти адаптационный период наименее безболезненно и достаточно быстро.