Получи документы

Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей

Анна Гущина
Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Адаптация – это приспособление организма человека к условиям внешней среды. Говоря об адаптационном периоде вновь поступивших детей, мы подразумеваем процесс приспособления детского организма к новой обстановке, с которой неизбежно сталкивается ребенок, начиная посещать детский сад.

Публикация «Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей» размещена в разделах

Несмотря на то, что проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования детских дошкольных учреждений, этот вопрос продолжает оставаться весьма актуальным и в наши дни. Безболезненное приспособление ребенка к новым условиям, с которыми он сталкивается в детском саду, невозможно без целенаправленной организации жизни детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение. В случае если адаптационный период организован должным образом, у ребенка достаточно быстро формируется положительное отношение к детскому саду, проявляются навыки общения со сверстниками и взрослыми.

Еще до начала посещения детского сада родители должны предварительно подготовить ребенка, научив его различным формам самообслуживания (самостоятельно одеваться/раздеваться, кушать, занимать себя игрушками). Кроме того, в этот подготовительный период родители должны создать у ребенка положительный образ воспитателя.

Продолжительность непосредственно адаптационного периода (когда ребенок уже начинает посещать детский сад) существенно варьируется в зависимости состояния здоровья воспитанника, умения общаться со взрослыми и сверстниками, сформированности предметной и игровой деятельности, и составляет в среднем 3 недели. В любом случае, длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка: если он активен, коммуникабелен и любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро; если он медлителен, боится шума и громких разговоров, не имеет навыков самообслуживания, его адаптация занимает более длительный срок.

Адаптационный период состоит из нескольких этапов:

1-ый этап – начальный (первая неделя пребывания в ДОУ).

Наиболее рационально начинать адаптацию в летний оздоровительный период, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Желательно, чтобы продолжительность пребывания ребенка в детском саду постепенно увеличивалась, начиная от 1-2 часов в день до 4-5 часов в день. Если ребенок тяжело переносит разлуку с родителями, в первые дни его целесообразно приводить только на прогулку, а также смещать время его прихода в детский сад (чтобы ребенок не стал свидетелем слез других детей при расставании с родителями).

2-ой этап – основной (вторая неделя пребывания в ДОУ).

В этот период ребенок начинает привыкать к распорядку дня в детском саду, к общению с воспитателями и сверстниками, к простым коллективным играм и физическим упражнениям, приобретает навыки самообслуживания. Ребенок уже остается на послеобеденный сон, и его пребывание в детском саду составляет бльшую часть дня. В процессе привыкания у ребенка в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие и аппетит, а в последнюю очередь – сон.

3-ий этап – заключительный (третья неделя пребывания в ДОУ).

В этот период ребенок в целом уже привык к распорядку дня в детском саду, активно и с удовольствием участвует во всех занятиях и играх, организуемых воспитателями. Ребенок уже может находиться в детском саду практически целый день, не испытывая дискомфорта.

Для того чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду протекал наиболее быстро и безболезненно, необходимо:

I) создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обеспечение гармоничного развития личности и формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе;

II) правильно организовать игровую деятельность, направив ее на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».

I. Предметно-пространственная развивающая среда, согласно ФГОС, должна быть:

• содержательно-насыщенной,

• трансформируемой,

• полифункциональной,

• вариативной,

• доступной,

• безопасной,

• здоровьесберегающей,

• эстетически-привлекательной.

Практические примеры организации предметно-пространственной развивающей среды во второй группе раннего возраста «Карапузики»:

1. Для уголка природы совместно с родителями был изготовлен макет деревенской фермы с фигурками домашних животных и птиц. С помощью макета дети не только знакомятся с внешним видом домашних животных и птиц, но и строят для них заборчики, изучают их жилища. А у родителей формируется активная позиция по решению заданных проблем совместно со своими детьми.

2. В экспериментальном центре совместно с воспитанниками проводятся простейшие опыты с песком, водой, деревянными предметами и камнями. Экспериментируя с такими материалами, у детей закрепляются следующие понятия: «один – много», «больше – меньше», «тонет – не тонет», «жидкий – твердый», «мокрый – сухой», «тихо – громко», «длинный – короткий», «полная – пустая».

3. В музыкальном уголке воспитанники знакомятся с различными музыкальными звуками, извлекаемыми с помощью детских музыкальных инструментов (бубен, погремушки, металлофон). Кроме того, регулярное включение аудиозаписей со спокойной музыкой и веселыми детскими песнями создает в группе психологический комфорт и хорошее настроение в течение дня.

4. Полочка с народными игрушками и поделками дает возможность познакомить детей с изделиями традиционных народно-художественных промыслов России.

5. В книжном уголке представлена подборка богато иллюстрированных изданий для детей младшего возраста. Помимо книг, в занятиях с детьми широко используются наглядные тематические карточки (иллюстрация тем, изучаемых во время непосредственно-образовательной деятельности).

6. В театральном уголке представлены перчаточные и пальчиковые куклы. Театрализованная деятельность стимулирует развитие детской речи, благоприятно воздействует на формирование эмоциональной сферы.

7. В уголке ряжения представлены яркие костюмы персонажей русских народных сказок (ФГОС-оборудование).

8. В уголке безопасности воспитанники посредством игровой формы получают начальные представления о правилах дорожного движения и некоторых дорожных знаках.

9. В спортивном уголке представлен инвентарь для занятий физической культурой и проведения подвижных игр (разнообразные мячи, кегли, кольцебросы и т. д.).

10. В игровой зоне расположены «магазин» с муляжами овощей, фруктов и продуктов питания, а также «блок питания» (кухня и столовая: дети готовят игрушечный обед, накрывают игрушечной посудой стол и кормят кукол) и «спальня» (игрушечная кроватка с комплектом белья).

11. На полке с дидактическими играми представлены многочисленные развивающие игрушки, направленные на развитие у детей мелкой моторики и тактильных ощущений, формирование представлений о цвете, величине и форме предметов, координацию движений рук. Здесь же находится альбом по тематике «Домашние животные», который изготовили родители своими руками.

12. Игровой центр с крупными мягкими конструкциями-блоками (ФГОС-оборудование) позволяет пробудить у воспитанников любопытство и познавательный интерес.

Воспитанники имеют свободный доступ ко всем игрушкам и могут их брать во время, отведенное для игр.

Создание эмоционально-положительной атмосферы в группе позволяет сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Для этого помещение группы желательно сделать уютным «по-домашнему» (зрительно уменьшить помещение, создать тематические и игровые уголки, украсить помещение живыми цветами). Мебель лучше разместить в виде маленьких комнаток, в которых дети чувствовали бы себя комфортнее. Также хорошо установить в группе небольшой «домик», рядом с которым предусмотреть уголок природы (т. к. растения и вообще зеленый цвет успокаивающе действуют на нервную систему детей). А в спальне можно повесить прикроватные занавески, создающие у детей ощущение психологического комфорта и защищенности.

В период адаптации ребенок имеет чрезвычайно острую потребность в эмоциональном контакте со взрослым, поэтому воспитателям необходимо уделять детям повышенное индивидуальное внимание (ласково разговаривать, брать на руки). Кроме того, хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей и их родителей, что позволяет ребенку в любой момент увидеть своих близких.

II. Правильная организация игровой деятельности позволяет сформировать доверие детей к воспитателю. Эмоциональные контакты должны сопровождаться улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы воспитателей к каждому малышу. В играх должны участвовать все дети, чтобы ни один из них не чувствовал себя обделенным вниманием.

Примеры возможных игр:

- «Выдувание мыльных пузырьков»;

- «Хоровод;

- «Догонялки»;

- «Солнечные зайчики»;

- «Пальчиковые игры» (особенно хороши для наиболее застенчивых детей).

Физические и самостоятельные упражнения (с каталками, с мячами, с кеглями, и т. п.) помогают «сглаживать» проблемы адаптационного периода. Если дети не расположены к подвижным играм, воспитатели могут поиграть с ними в спокойные игры, почитать им сказки и стихи или предложить рассмотреть иллюстрации в книгах.

Существенную помощь воспитателям в процессе адаптации детей к детскому саду оказывают различные специалисты ДОУ:

- психолог дает родителям советы не только о том, как готовить ребенка к поступлению в детский сад, но и рассказывает, как правильно вести себя родителям в период адаптации своих детей;

- музыкальный работник дает детям начальные представления о мире звуков посредством слушания детьми небольших музыкальных произведений, пения простейших песенок и выполнения музыкально-ритмических движений;

- физкультурный работник проводит с детьми занятия по профилактике плоскостопия (дополнительная услуга на платной основе);

- преподаватель танцев прививает детям начальные навыки ритмических движений и пластики (дополнительная услуга на платной основе);

- логопед помогает улучшить речевое развитие детей и ликвидировать проблемы, которые могут возникать у детей в этой области (дополнительная услуга на платной основе);

- методист оказывает воспитателям помощь в организации занятий по развитию речи, сенсорике, художественно-эстетическому развитию (лепке, рисованию).

Важнейшую роль в процессе адаптации детей к детскому саду играют и их родители, которые должны:

- не обсуждать при ребенке проблемы, связанные с детским садом, и не показывать свою тревогу перед поступлением ребенка в детский сад;

- подготовить ребенка к поступлению в детский сад (создать дома режим дня, приближенный к детсадовскому; привить ребенку первоначальные навыки самообслуживания; настроить ребенка на положительный лад; познакомить ребенка с воспитателями и группой, которую ему предстоит посещать);

- никогда не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;

- не отправлять в сад заболевшего ребенка;

- по возможности, в первые дни как можно раньше забирать ребенка из сада домой;

- сообщать воспитателям и врачу о личностных особенностях ребенка;

- одевать ребенка «по погоде»;

- не забывать оставлять в саду комплект запасной одежды для ребенка;

- всячески укреплять здоровье ребенка;

- поддерживать для ребенка дома режим детского сада и в выходные дни;

- не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Заключение:

Предметно-пространственная развивающая среда, организованная согласно вышеуказанным требованиям, вкупе с заинтересованным участием родителей способствует развитию у детей чувства радости, положительного отношения к детскому саду, желания посещать его, обогащает воспитанников новыми впечатлениями и знаниями, способствует интеллектуальному развитию, побуждает к активной творческой деятельности, снимает конфликтность в общении детей друг с другом, что в конечном итоге позволяет детям пройти адаптационный период наименее безболезненно и достаточно быстро.

Публикации по теме:

Анкета для родителей вновь прибывших детей в ДОУ Анкета для родителей. Уважаемые родители! Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада.

Доклад «Особенности адаптационного периода»Доклад «Особенности адаптационного периода» Особенности адаптационного периода. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой.

Фотоотчёт об организации летнего оздоровительного периода в первой половине лета (средняя группа)Фотоотчёт об организации летнего оздоровительного периода в первой половине лета (средняя группа) его же ждут мальчишки и девчонки от летнего отдыха? Чтобы вокруг кипела жизнь, чтобы некогда было скучать. Им нужны захватывающие приключения,.

Консультация для родителей «Выявление проблем адаптационного периода.» Целесообразно выявить целостную картину трудного адаптационного периода. Назовём проблемы с которыми сталкиваемся в период адаптации ребёнка:.

Мастер-класс для педагогов «Особенности организации детского экспериментирования» Тема: Особенности организации деятельности – детское экспериментирование. Подготовила: Нешина Ульяна Константиновна – воспитатель МАДОУ.

Мастер-класс с воспитателями «Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» «Обогащение сюжета при организации ролевой игры в старшем дошкольном возрасте» Разработала и провела: старший воспитатель МДОУ «Детский.

Опыт работы с молодыми специалистами по разработке экологического проекта и организации работы по проекту Добрый день, уважаемые коллеги. Представляю вам опыт работы с молодыми специалистами по разработке и реализации экологического проекта в.

Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУОсобенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.

Система взаимодействия воспитателей со специалистами ДОУ .

«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода«Здравствуйте, я пришел». Фотоотчет адаптационного периода Все мы знаем, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. В этот период необходимо всем, включая педагогов проявить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 09:02
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей» (включая файлы) размещена пользователем Анна Гущина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД