Виктория Трофимова
Проект по разработке, апробации и трансляции модели адаптационного клуба «Гимназия для крошек» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети, поступающие в дошкольное учреждение, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе.
Образовательные области: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Актуальность: Проект разработан для детей в возрасте от одного года до трех лет.
Публикация «Проект по разработке, апробации и трансляции модели адаптационного клуба „Гимназия для крошек“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Дети, приходя впервые в детский сад, в недостаточной степени подготовлены к расставанию с семьей, своим домом, к общению с незнакомыми взрослыми и сверстниками, к соблюдению режима. Кроме того, и для большинства родителей проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению стоит достаточно остро. Практически половина современных родителей, имея низкий уровень психолого-педагогической культуры, не понимают опасности сложной адаптации для здоровья и психики ребенка. Чтобы привыкание ребёнка к детскому саду было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации. Таким образом, возникает необходимость в организации вариативных форм дошкольного образования, которые, наряду с традиционными формами, могли бы оказывать помощь семье в воспитании ребенка на ранних этапах.
Срок реализации проекта: май – август
Цель проекта: разработка, апробация и трансляция модели адаптационного клуба «Гимназия для крошек» для детей раннего дошкольного возраста (от 1 до 3 лет) не посещающих ДОУ.
Задачи проекта:
1. Создание целостной системы воспитания детей раннего дошкольного возраста
2. Более полный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста.
3. Оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.
4. Создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив
5. Практическая реализация модели социального партнёрства дошкольного учреждения с родителями.
Ожидаемые результаты проекта:
— Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей;
— Формирование социального заказа к конкретному учреждению на ранней ступени дошкольного образования.
— Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
— Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.
— Решение конкретных проблем в вопросах воспитания детей дошкольного возраста на этапе раннего возраста.
Механизмы реализации проекта:
— Определение социального запроса на адаптационную группу в ДОУ среди жителей микрорайона города.
— Разработка содержания и форм работы адаптационной группы.
— Диагностика результативности работы адаптационной группы, мониторинг качества образовательных и консультационных услуг.
— Обобщение результатов реализации проекта.
Основные направления реализации проекта:
Сбор информации о семьях будущих воспитанников
Анкетирование родителей, первичная диагностика развития детей раннего возраста
Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей
Организация практических занятий с детьми и родителями
Повышение квалификации воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями
Создание творческой микрогруппы для реализации данного проекта
Оформление наглядных форм работы с родителями (информационные стенды, разработка памяток, рекомендаций, рекламных буклетов и пр.).
Предварительная работа:
В процессе предварительной работы были разработаны Положение об адаптационном клубе «Гимназия для крошек» и Программа адаптационного клуба «Гимназия для крошек».
Программа направлена на:
- обеспечение условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в соответствии с их психофизиологическими особенностями;
- решения проблем адаптационного периода;
- создание комфортных условий пребывания в детском саду;
- создание условий для личностного развития детей раннего возраста.
Планирование:
Май Встреча – знакомство с родителями.
Цель. Дать родителям информацию о детском саде, представление о жизни ребенка в детском саду, о созданных там условиях воспитания и обучения. Познакомить с педагогами детского сада. Наладить взаимоотношения с родителями будущих воспитанников, создать положительный настрой к детскому саду.
Установить психологический контакт с родителями; преодолеть барьер недоверия к дошкольному учреждению.
Июнь Лекционное занятие «Адаптация детей к детскому саду»
Цель. Познакомить родителей с особенностями адаптации детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, которые помогут подготовить ребенка к посещению детского сада.
Занятие-практикум «Будь здоровым, малыш!»
Цель. Получить от родителей информацию об уровне их компетентности по вопросам оздоровления детей. Сформировать у родителей практические умения здоровьесбережения.
Адаптационное занятие для детей, совместно с родителями «В гостях у Петрушки»
Цель. Обеспечение ранней социализации детей раннего возраста и адаптация их и их родителей к поступлению в детский сад.
Июль Круглый стол «Воспитание и развитие детей раннего возраста»
Цель. Познакомить родителей с особенностями воспитания и развития детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, которые помогут решить возникающие проблемы.
Адаптационное занятие для детей, совместно с родителями «Прогулка с Мишкой»
Цель. Обеспечение ранней социализации детей раннего возраста и адаптация их и их родителей к поступлению в детский сад.
Август Занятие-практикум «Игры детей раннего возраста
Цель. Познакомить родителей с особенностями игровой деятельности детей раннего возраста, дать необходимые рекомендации, обучить навыкам взаимодействия взрослого и ребенка в игре. Развивать умения устанавливать контакт с окружающими.
Адаптационное занятие для детей, совместно с родителями «Матрешки»
Цель. Обеспечение ранней социализации детей раннего возраста и адаптация их и их родителей к поступлению в детский сад.
Участие специалистов ДОУ в проекте:
Участие музыкального руководителя в НОД, подборе репертуара и аудиозаписей, участие заместителя заведующего по УВР в проведении родительских собраний.
Выводы:
По результатам работы над проектом, возможны следующие выводы:
1. Анализ листов адаптации ребенка к условиям ДОУ позволяет выявить степени адаптации:
Лёгкая адаптация -78%;
Средняя адаптация - 22%;
Тяжёлая адаптация – отсутствует.
2. Установились доверительные отношения между педагогами, детьми и родителями.
3. Родители получили необходимые психолого-педагогические знания, которые будут способствовать осознанному отношению родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
Опыт работы адаптационного клуба «Гимназия для крошек» позволяет отметить, что организация работы с совместным пребыванием детей и родителей способствует взаимовыгодному сотрудничеству ДОУ и семьи в интересах ребенка, установлению доверительных, партнерских отношений и повышению статуса ДОУ в глазах родительской общественности.