Анна Гущина
Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей (презентация)
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей (презентация
Адаптация – это приспособление организма человека к условиям внешней среды. Говоря об адаптационном периоде вновь поступивших детей, мы подразумеваем процесс приспособления детского организма к новой обстановке, с которой неизбежно сталкивается ребенок, начиная посещать детский сад.
Публикация «Особенности организации адаптационного периода воспитателями и специалистами ДОУ для вновь поступивших детей (презентация)» размещена в разделах
Несмотря на то, что проблема адаптации ребенка к условиям детского сада возникла с самого начала существования детских дошкольных учреждений, этот вопрос продолжает оставаться весьма актуальным и в наши дни. Безболезненное приспособление ребенка к новым условиям, с которыми он сталкивается в детском саду, невозможно без целенаправленной организации жизни детей раннего возраста при поступлении в дошкольное учреждение. В случае если адаптационный период организован должным образом, у ребенка достаточно быстро формируется положительное отношение к детскому саду, проявляются навыки общения со сверстниками и взрослыми.
Еще до начала посещения детского сада родители должны предварительно подготовить ребенка, научив его различным формам самообслуживания (самостоятельно одеваться/раздеваться, кушать, занимать себя игрушками). Кроме того, в этот подготовительный период родители должны создать у ребенка положительный образ воспитателя.
Продолжительность непосредственно адаптационного периода (когда ребенок уже начинает посещать детский сад) существенно варьируется в зависимости состояния здоровья воспитанника, умения общаться со взрослыми и сверстниками, сформированности предметной и игровой деятельности, и составляет в среднем 3 недели. В любом случае, длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей ребенка: если он активен, коммуникабелен и любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро; если он медлителен, боится шума и громких разговоров, не имеет навыков самообслуживания, его адаптация занимает более длительный срок.
Адаптационный период состоит из нескольких этапов:
1-ый этап – начальный (первая неделя пребывания в ДОУ).
Наиболее рационально начинать адаптацию в летний оздоровительный период, когда дети большую часть времени проводят на прогулке. Желательно, чтобы продолжительность пребывания ребенка в детском саду постепенно увеличивалась, начиная от 1-2 часов в день до 4-5 часов в день. Если ребенок тяжело переносит разлуку с родителями, в первые дни его целесообразно приводить только на прогулку, а также смещать время его прихода в детский сад (чтобы ребенок не стал свидетелем слез других детей при расставании с родителями).
2-ой этап – основной (вторая неделя пребывания в ДОУ).
В этот период ребенок начинает привыкать к распорядку дня в детском саду, к общению с воспитателями и сверстниками, к простым коллективным играм и физическим упражнениям, приобретает навыки самообслуживания. Ребенок уже остается на послеобеденный сон, и его пребывание в детском саду составляет бльшую часть дня. В процессе привыкания у ребенка в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие и аппетит, а в последнюю очередь – сон.
3-ий этап – заключительный (третья неделя пребывания в ДОУ).
В этот период ребенок в целом уже привык к распорядку дня в детском саду, активно и с удовольствием участвует во всех занятиях и играх, организуемых воспитателями. Ребенок уже может находиться в детском саду практически целый день, не испытывая дискомфорта.
Для того чтобы процесс адаптации ребенка к детскому саду протекал наиболее быстро и безболезненно, необходимо:
I) создать предметно-пространственную развивающую среду, направленную на обеспечение гармоничного развития личности и формирование эмоционально-положительной атмосферы в группе;
II) правильно организовать игровую деятельность, направив ее на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок».
I. Предметно-пространственная развивающая среда, согласно ФГОС, должна быть:
• содержательно-насыщенной,
• трансформируемой,
• полифункциональной,
• вариативной,
• доступной,
• безопасной,
• здоровьесберегающей,
• эстетически-привлекательной.
Практические примеры организации предметно-пространственной развивающей среды во второй группе раннего возраста «Карапузики» представлены в моей презентации.