Мария Савченко
Использование нетрадиционных техник рисования для развития речи детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных техник рисования
для развития речи детей с ТНР
Подготовила: воспитатель
логопедической группы
Савченко М. Ю.
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания другим людям.
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования для развития речи детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Связная речь представляет собой развёрнутое, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Развитие связной речи является первым и важным условием успешности обучения ребёнка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребёнок может давать развёрнутые ответы на вопросы, последовательно и логично излагать собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, наконец, непременным условием для написания изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи ребёнка.
Авторы образовательных программ предлагают реализацию задач развития связной речи через разные виды деятельности детей. Наряду с игровой деятельностью большое значение в развитии речи имеет изобразительная деятельность, так как речь приобретает в ней действительно практическую направленность, а сенсорно-перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют в полном объёме использовать её в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР.
Для детей с ТНР недостаточно стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи информации, так как уровень общего развития значительно отстаёт от возрастной нормы. У детей с ТНР страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, сенсорные функции развиваются у них с задержкой, отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координация движений руки и пальцев - всё то, что необходимо детям для овладения навыками рисования.
В нашей группе занятия с детьми проводятся по программе «Радуга», которая имеет художественно-эстетическую направленность и предполагает совмещение коррекции имеющихся у детей нарушений речи с совершенствованием изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные техники рисования. Целью занятий является развитие у детей коммуникативных, языковых интеллектуальных и художественных способностей в процессе комментированного рисования, формирование психических процессов, развитие художественно - творческих способностей и положительно - эмоционального восприятия окружающего мира.
Структура занятия:
Введение в художественно-творческое пространство
Эмоциональное введение в художественно-изобразительную задачу и формулирование темы
Речевые игры и упражнения на развитие связной речи
Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости)
Обсуждение с каждым ребёнком его работы в режиме диалога.
Обсуждение всех работ (рассказ о своей работе 2-3 ребёнка) и обязательная похвала и благодарность каждому за совместную творческую деятельность
Основные приё мы работы с детьми с ТНР:
показ приёмов изображения,
словесное объяснение,
обследование предмета,
анализ работы,
сличение работы с образцом,
комментирование действий,
использование речи взрослого в качестве образца,
вопросы к детям,
сочетание словесного объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их изображения детьми,
самостоятельный поиск решения на поставленное задание.
Включение в работу с детьми с ТНР нетрадиционных техник рисования позволяет :
активизировать и расширить словарный запас, влияет на формирование связной речи,
установить грамматические закономерности при описании своих действий,
развивать сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счёт работы с разными изобразительными материалами,
осуществлять стимуляцию познавательного интереса ребенка,
развивать наглядно-образное и словесно-логическое мышление, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность,
создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития мелкой моторики.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения. Дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Таким образом, использование нетрадиционных методов рисования, бесспорно, дает положительный результат в развитии связной речи дошкольников с ТНР.