Алина Молокова
Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый не учитель-наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую деятельность. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику.
Публикация «Интеграция детского экспериментирования с другими видами деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Широко используются в детских садах опыты и эксперименты, в том числе и у нас в ДОУ.
(Слайд 2) Цитата Асмолова.
(Слайд 3) На примере нашей группы мы хотим представить вам работу по интеграции образовательных областей («Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Развитие речи», «ФЭМП» и др) средствами экспериментальной деятельности.
(Слайды 4-7) Исследовательская деятельность.
(Слайд 8-12) Интеграция
Задачи образовательной области «Коммуникация» решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изготовленными из различных материалов дети называют их свойства, таким образом, идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный,) Манипулируя с предметами в процессе экспериментирования ребенок обозначает словом действие, таким образом, обогащается словарь глаголов. В ходе экспериментирования происходит ориентировка в пространстве, которая активизирует использование пространственных предлогов. Делая элементарные умозаключения, ребенок учится строить сложные развернутые высказывания.
Таким образом, в ходе детского экспериментирования интегрируются задачи образовательной области «Познание» и «Коммуникация».
В нашей группе экспериментальный уголок насыщен многообразием современного художественного материала и оборудования. Например, в ходе экспериментов с цветом дети знакомятся с образованием нового цвета с помощью цветных пленок, экспериментируют со смешиванием красок разного цвета, получая новые оттенки и цвета. Экспериментируя с образованием пятна, дети используют трубочки, бумагу, вату и т. д.
На слайде представлены интеграция образовательных областей «Познание» «Художественное творчество».
Задачи элементарных математических представлений интегрируются с задачами ознакомления с окружающим миром. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает, математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование. Например, знакомя со свойством воды растворять другие вещества, дети закрепляют умение пользоваться условной меркой, измерительными приборами; Знакомя со свойствами зеркал, дети закрепляют счетные навыки, знакомятся с понятием симметрия.
Таким образом, в ходе детского экспериментирования закрепляются задачи математического образования.
(Слайд 13) Детское экспериментирование как метод обучения.
Выдача таблиц.
В результате интеграции опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду мы пришли к выводу, что главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:
- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеграция - это системное образование. Интеграция в образовании проявляется в том, что суммарное воздействие образовательных компонентов на воспитанников во много раз активнее и предпочтительней, чем влияние каждого из них по отдельности, что обеспечивает положительный результат обучения и воспитания.
(Слайд 14)
В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся. наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».