Ксения Власевская
Организация детского экспериментирования в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Чтобы человек был успешным, умело ориентировался в постоянно растущем потоке информации, нужно научить его легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Развитие познавательной сферы, протекающей в форме экспериментальной деятельности - вопрос актуальный на сегодняшний день и является одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. У каждого ребенка индивидуальные познавательные способности. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, как таковых, а в динамике их приобретения. Поэтому необходимо создать условия для саморазвития личности каждого ребёнка. А саморазвитие возможно в деятельности, включающей в себя не только внешнюю активность ребёнка, но и внутреннюю психологическую основу. В связи с этим детское экспериментирование, как истинно детская деятельность, представляет особый интерес для изучения и активного внедрения в практику детского сада.
Публикация «Организация детского экспериментирования в ДОО» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2017
Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт, также опыт, в научном методе — метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается от наблюдения активным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами (свободная энциклопедия ВикипедиЯ).
Детское экспериментирование заключается в познании объекта в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Познавательная сфера - сложное образование, которое обеспечивает человеку нормальное и полноценное (интеллектуальное и эмоциональное) существование в нашем мире.
С самого рождения ребёнок является ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕМ. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он НАСТРОЕН на познание мира, он ХОЧЕТ его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное! Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться, т. к. в основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а это ведет к интеллектуальному и эмоциональному развитию. И мы стараемся помочь детям стремиться к активной деятельности, не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию, а проведение исследований направить в нужное русло, сделав их полезными.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания задействованы все органы чувств. Каждому чувству и органу чувств соответствуют объекты чувственного восприятия:
орган чувства нос - воспринимает запах. Запах, это объект чувственного восприятия;
органы чувств глаза - воспринимают свет, цвет, формы предметов, их разнообразие, действия, движения;
орган чувств язык – воспринимает вкус;
орган чувства кожа - воспринимает механические воздействия и тепловую энергию
органы чувств уши – воспринимают звук;
орган чувства мозг – воспринимает мыслеобразы;
седьмое чувство, известное человеку, в обиходе называют чутьем, ученые интуицией.
Следовательно, исходя из выше сказанного, предполагаю, что чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть активно участвует в экспериментальном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.
Проведение исследовательского поиска требует от детей специальных знаний, умений и навыков. Целенаправленно обучая детей, даю им эти знания, развиваю и совершенствую необходимые в исследовательском поиске умения и навыки:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
самостоятельно учу давать определения понятиям;
классифицировать, наблюдать;
под контролем взрослого проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Цель проектно-исследовательской деятельности – становление у детей дошкольного возраста научно-познавательного, практически - деятельностного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что их окружает.
А. Н. Леонтьев, С. Л. Новосёлова, Н. Н. Поддъяков и др. выделяют в детском экспериментировании, которое имеет непосредственное отношение к саморазвитию основные положения:
экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников;
в экспериментировании проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества – новых построек, рисунков, сказок и т. д. (продуктивная форма экспериментирования);
экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества;
в экспериментировании органично взаимодействуют психические процессы дифференциации и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов;
экспериментирование во всей своей полноте и универсальности является способом функционирования психики.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже экспериментирования, но затем приобретает статус второго ведущего вида деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность – это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя умение получать сведения из самых различных источников, обрабатывать и перерабатывать эти сведения в своей голове, обобщать и классифицировать – то есть работать на теоретическом уровне. Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоретических обобщений. Проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний.
При проведении детского экспериментирования обязательно учитываю следующую структуру:
постановку перед детьми проблемы, которую необходимо решить;
целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);
выдвижение гипотезы (т. е., поиск возможных путей решения);
проверку гипотезы (сбор данных, экспериментирование, реализация в действии);
анализ полученных результатов (подтверждение гипотезы);
формулирование выводов.
При планировании детской экспериментальной деятельности обязательно включаю:
экспериментальную деятельность, организованную мною;
экспериментальную деятельность по инициативе детей (активизация деятельности
посредством развивающей среды);
познавательную непосредственно образовательную деятельность с элементами
экспериментирования;
демонстрационные опыты, реализуемые мною совместно с детьми;
долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Организуя экспериментальную деятельность с детьми-дошкольниками, придерживаюсь определённых правил, позволяющих успешно решить следующие задачи:
учить действовать самостоятельно и независимо, избегая прямых инструкций;
не сдерживать инициативы детей;
не делать за них то, что они уже умеют делать самостоятельно;
не спешить с вынесением оценочных суждений;
помогать учиться управлять процессом усвоения знаний.
Эффективность решения задач опытно-экспериментальной деятельности зависит от многократного и вариативного использования методов и приёмов, которые способствуют формированию у дошкольников конкретных знаний, умений и навыков об окружающем мире.
В работе с детьми необходимо использовать принцип «от простого к сложному», ведь для детей экспериментирование - сложный способ познания, требующий большой предварительной подготовки и соблюдения правильных условий организации эксперимента :
положительное, ответственное отношение со стороны взрослых и детей, такие как:
наличие заинтересованность, использование правил техники безопасности;
равенство условий для всех участников экспериментирования (достаточная оснащённость необходимым оборудованием);
чёткие инструкции перед опытом, понятные всем и каждому;
стимулирование высказываний, суждений, выводов, первичных обобщений по результатам эксперимента.
Для отслеживания результатов экспериментальной деятельности пользуюсь следующими критериями эффективности:
соответствие целей и согласованности моих действий с родителями и детьми;
создание условий для исследовательской деятельности детей-дошкольников в саду,
родителями (законными представителями) дома;
самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности;
нахождение рядом взрослых, которые достаточно деликатны, чтобы ребёнка-исследователя
не ломать, не навязывать ему своё видение мира, не подменять своими действиями. Ребёнок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познаёт мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребёнок пришёл самостоятельно (при умелом ненавязчивом руководстве взрослого);
презентация и оценка деятельности ребёнка. Те знания, которые ребёнок приобрёл самостоятельно в результате исследовательской деятельности, не могут оставаться невостребованными. Их важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребёнка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать презентацию результатов исследовательской деятельности ребёнка и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников. Ребенок должен знать, что результаты его изысканий интересны другим, и он обязательно будет услышан. Перед ним стоит цель: научиться логично излагать свои знания, умения и навыки, освоенные в ходе опытно-экспериментальной деятельности, а также владеть умением отвечать на вопросы. Для этого надо стимулировать детей к тому, чтобы слушая других, они задавали вопросы, учились слышать чужие аргументы.
Применение ИКТ-технологий в процессе обучения детей экспериментированию позволяет :
показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре;
в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует
наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать
материал ими;
способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей,
познавательной активности, навыков и талантов;
поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к проведению опытно-экспериментальной деятельности. Помогает воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, а это, в свою очередь, способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Я убеждена в том, что опытно-экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивает логику, образное мышление и воображение, способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно–экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.
И, конечно же, наградой за наши труды является уникальная возможность раскрыть личность ребёнка, способную изобретать и использовать нестандартные решения в трудных ситуациях!