Надежда Томаткина
Развивающая среда для детского экспериментирования
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги и родители. Сегодня я хочу рассказать вам об экспериментальной деятельности, которая ведётся в этом учебном году в подготовительной группе. Известно, что ребёнок познаёт окружающий мир через исследование или опыт. Именно опыт помогает ребенку приобрести необходимые знания о жизни.
Давайте вспомним первые годы малыша. Потрогал горячее — больно, теперь он не возьмёт этот предмет, даже если он будет холодным, потому что приобрел свой опыт. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, он познает окружающий мир, развивая интеллект.
Публикация «Развивающая среда для детского экспериментирования» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» ноябрь 2017
Для экспериментально- исследовательской деятельности в нашей группе создана соответствующая развивающая среда.
Центр развития «Познаём мир»
Для опытно-экспериментальной деятельности - детская лаборатория, оснащённая необходимым оборудованием, разнообразными видами материалов, местами проведения исследований. В него входят: комнатные растения, карточка- схема с обозначениями правил ухода за растениями, дидактические игры природоведческого содержания,коллекция природных минералов (камни, уголь, песок, известняк. ,коллекции бумаги и тканей, природные материал для поделок (шишки, семена растений, жёлуди, орехи., бросовые материалы.
Поисково-исследовательская лаборатория «Хочу всё знать»
Здесь для активизации детской исследовательской деятельности помещено следующее оборудование: линейки, компас, микроскоп, песочные часы, зеркальца, лупы, спиртовка, халаты -2 шт, шапочки, схемы опытов и экспериментов. В этом году был приобретён набор «Химия». В нём есть защитные очки, разнообразные ёмкости (колбы, пробирки, мерный стаканчик, термометр, шприцы (без иголок, трубочки (пластмассовые, химикаты для проведения опытов (сода, карбонат кальция, глицерин, гипс). мы с ребятами провели такие эксперименты с воздушными шарами как: «Сила воздуха», «Реактивный шарик», «Что легче воздух или вода?», «Прилипчивый стаканчик", «Волшебный шарик».
Эксперимент с парафином. Мы сами создали ароматическую свечу. В результате- опытным путём выявляли свойства парафина (твёрдый, при нагревании плавится, принимает св-ва вещества, которое в нём растворено (красителли и ароматизаторы).
Эксперимент с мыльными пузырями. Из набора «Химия» мы смешивали в определённой пропорции компоненты по инструкции (вода, моющее средство, глицерин). Испытывали мыльный раствор и надували пузыри через рамки-конструкторы из этого же набора.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-542251-1511327196.jpg[/IMG]
Эксперименты «Извержение вулкана» и «Самонадувающиеся шарики». В экспериментах используется уксусная кислота, поэтому особое внимание уделяем правилам безопасного обращения с кислотами и щёлочью. В этих экспериментах дети выступали в роли помощников воспитателя- лаборантов. Работу с кислотой проводит только воспитатель, дети добавляют другие компоненты.
В летний период были проведены эксперименты с растениями :
"Во что превращаются семена?"
Цель: систематизировать знания детей о циклах развития томатов. В течение всего периода выращивания растений и ухода за ними, в дневник наблюдений фиксировались все изменения по мере их развития. После сбора плодов, сравнили зарисовки, составили схему с использованием символов, отражая основные этапы развития растений.
Ещё один проведённый летом эксперимент «Наблюдение за размножением картофеля
Цель: показать детям, как можно размножать растения делением клубней.
Выбрали крупные клубни картофеля, рассмотрели его «глазки» : Разрезали клубни на 3-4 части. Оставили опытные образцы на подоконнике на солнечном свете. Когда появились ростки, закопали картофель в землю и наблюдали за ростом растений. После сбора плодов, составили схему с использованием символов, отражая основные этапы развития растений.
Во время проведения прогулки тоже возможно организовать исследовательскую деятельность. Например – наблюдения на организованной в ДОУ метеостанции.
В неё входит: градусник для определения температуры воздуха, солнечные часы для ориентирования во времени по расположению солнца, дневник наблюдений за погодой, схемы видов облаков, флюгер для наблюдений за направлением ветра, колпак для наблюдением за силой ветра. Также во время прогулки мы учимся пользоваться компасом.
Чем разнообразнее окружающий мир ребенка, чем больше он имеет возможностей самостоятельно действовать в данной среде, тем лучше у него будет развита познавательная активность.