Елена Николюк
Инновационные методы и приемы развития речи дошкольников в разных формах и видах детской деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Инновационные методы и приемы развития речи дошкольников в разных формах и видах детской деятельности
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своей страничке! Надеюсь, что мой доклад будет для вас полезным.
Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»
Следую данной пословицы мы сегодня не только получим знания об инновационных методах и приёмах речевого развития, но и некоторые из них применим в практической деятельности.
Публикация «Инновационные методы и приемы развития речи дошкольников в разных формах и видах детской деятельности» размещена в разделах
Итак, предлагаю вашему вниманию следующие инновационные методы и приёмы по развитию речи дошкольников :
• Моделирование – при рассказывании.
• Мнемотехника (мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы)
• Синквейн
• Сказкотерапия
• Пальчиковые игры в воде
• Пескотерапия
• Логоритмика
• Метод проектов
• Интерактивные игры и игровые презентации
• Скрайбинг
Приё мы: кластер, корзина идей, шесть шляп мышления, чтение с остановкой, ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал, перемешанные события, диаграммы Венна, пирамида предсказаний, кубик. (технология критического мышления)
Остановимся на некоторых из представленных приёмах и методах.
Метод моделирования – наглядно-практический метод. Этот метод получает все большее распространение, в частности в ознакомлении дошкольников с природой, в процессе развития их речи. В основе моделирования лежит замещение – возможность переноса значения с одного объекта на другой, возможность репрезентировать одно через другое.
Использование наглядных моделей в процессе обучения детей построению связных высказываний позволяет педагогу целенаправленно формировать навыки использования в речи различных грамматических конструкций, описывать предметы, составлять творческие рассказы.
Наиболее распространены в методике обучения пересказу схемы, помогающие ребенку соблюдать последовательность изложения событий, логичность произведения.
Например, модель сказки «Колобок».
Наибольшее распространение в обучении детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления описательных и сравнительных рассказов, разработанных А. К. Ткаченко. Одна из таких моделей представлена на слайде.
Наличие зрительного плана делает детский рассказ чётким, связным, полным, последовательным, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении составлению не только описательных, но и повествовательных рассказов.
М. А. Алексеева и В. И. Яшина предлагают использовать абстрактные символы для замещения слов и словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования и рассуждения. (слайд 6)Например, это могут быть геометрические формы, где круг – начало рассказа, прямоугольник – основная часть рассказа, треугольник – концовка рассказа.
Для составления творческого рассказа целесообразнее использовать принцип замещения. Самым распространенным вариантом таких моделей являются карты В. Я. Проппа.
Следующий метод, о котором пойдёт речь - Синквейн - это метод наглядного моделирования, позволяющий ребёнку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, текст и научиться работать с ними.
Задачи представлены на экране:
-обогащать и активизировать словарный запас (глагольный словарь, словарь прилагательных);
-готовить к краткому пересказу
-развивать ассоциативное и наглядно-образное мышление.
Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Слово синквейн (англ. Cinquain) происходит от французского слова «пять», что означает «стихотворение из пяти строк»», которые пишутся по определенным правилам.
1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное или местоимение, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства, слова можно соединять союзами и предлогами
3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычно существительное.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Предлагаю вам самим применить данный метод на практике. Предлагаю первое слово, которое будет занимать первую из пяти строк нашего синквейна:
Педсовет
Интересный, практический.
Мотивирует, обучает, информирует.
Появилось много интересных идей.
Спасибо!
… (работа на доске)
Вы можете записывать синквейн на обычном листе бумаги, чтоб потом просто озвучить полученный текст.
Можно также использовать не только классические синквейны, но и «синквейны – загадки». Как это происходит? Первое слово – тема не произносится (закрывается). Остальные строчки остаются без изменений. По описанию нужно догадаться, какая была задана тема. Нужно учитывать то, что чем точнее составлены описания, тем больше вероятность отгадать синквейн.
Метод скрайбинг - (от английского слова "scribe" – набрасывать эскизы или рисунки). Скрайбинг - это создание небольших понятных рисунков, которые делают смысл образовательной деятельности понятным.
Этот метод был придуман британским художником Эндрю Парком для британской компании, которая занималась популяризацией научных знаний. В чем смысл данного метода - речь выступающего иллюстрируется "на лету" рисунками фломастером на белой доске (или листе бумаги). выступающий рассказывает что-то, и в это же время этот рассказ иллюстрирует.
Рисовать можно чем угодно и фломастерами и карандашами, используя бумагу, презентационную доску, сопровождать это все можно рисунками, пиктограммами, символами, буквами, цифрами.
Сегодня выделяют три самых распространенных вида скрайбинга – рисованный скрайбинг, аппликационный скрайбинг и онлайн-скрайбинг.
Рисованный скрайбинг является классическим скрайбингом. Художник (скрайбер) изображает картинки, схемы, диаграммы, записывает ключевые слова. Это происходит параллельно с произносимым текстом.
Аппликационный скрайбинг –– техника, при которой на произвольный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, единственное отличие – готовые изображения крепятся магнитами на презентационную магнитную доску.
Наряду с классическими видами стали выделять онлайн-скрайбинг и видеоскрабинг. При создании онлайн-скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы. Преимущество видеоскрайбинга состоит в том, что видеоролик можно использовать неоднократно, поэтому этот вид деятельности вызывает у исполнителей особую заинтересованность.
Использование скрайбинга в формировании связной речи у детей дошкольного возраста, поддерживая опосредованную память, существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.
Сейчас предлагаю вашему вниманию приёмы речевого развития, входящие в технологию развития критического мышления. И первый из них - это Приём «Кластер».
Информация систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре – ключевое понятие. Последующие ассоциации логически связаны с ключевым понятием. Можно составлять кластеры по любой из тем: «Транспорт», «Времена года», «Овощи», «Фрукты», «Животные», «Птицы». Использование данного приёма требует большой подготовки. Ведь, вся информация должна быть переведена из словесной в наглядную (картинки).
Предлагаю вам построить такой кластер по теме животные, т. к. я не подготовила картинки, то предлагаю использовать слова.
Итак, начнём. Какие слова у вас ассоциируются со словом животные…
Следующий Приём «Чтение (просмотр, прослушивание) с остановками». Приём помогает прорабатывать материал детально. Читая детское художественное произведение, нужно разметить его так, чтобы останавливаться на неожиданных поворотах событий. Во время каждой остановки надо спрашивать ребё нка: «Как ты думаешь?», «Что будет дальше?», «Почему ты так думаешь?». Дочитав до финала, надо обсудить с ребёнком сходство и различие его версии с оригиналом. Вопросы симулируют мышление ребёнка, заставляя его мозг работать. Дети имеют возможность пофантазировать, высказать своё мнение. Происходит обучение ка критическому мышлению, так и творческому, так как от ребёнка требуется связное монологическое высказывание
Еще один прием – это «Корзина идей». Этот приём предполагает выяснить, какие знания уже есть у детей по данной теме. Этот прием накапливает знания. Этот прием «Корзина идей» может быть применен при календарно-тематическом планировании образовательного процесса ДОУ.
Например, можно внести корзину в начале недели. И предложить детям положить в корзину то, что им уже известно по данной теме. Ребята выбирают картинки, опорные схемы, предметы и кладут в корзину. В течении недели узнаем что-то новое и наша корзина пополняется. В обобщающей беседе, перебираем содержимое корзины и подводим итоги. Например, тема: «Весна». Корзина может наполнится рисунками, поделками, стихами о весне, песнями, фотографиями, пословицами, поговорками, приметами весны.
Прием «ЗХУ» (знаю, хочу узнать, узнал)
Этот прием можно использовать с детьми трехлетнего возраста и старше. Объявляем детям тему недели. Затем спрашиваем, что они знают по этой теме. Вывешиваем на доску схематические рисунки, соответствующие высказыванию. За каждое высказывание выдаем красную звездочку (вырезаю из цветной бумаги). Спрашиваем у детей, что они хотят узнать по этой теме и снова вывешиваем (рисуем) схемы их высказывания, выдавая ребенку зеленые звездочки за каждое. После того, как мы ответим на все вопросы по объявленной теме и расскажем всю имеющуюся у нас информацию, спрашиваем у детей, что они узнали нового. Снова записываем высказывания, выдаем желтые звездочки за каждое. Если желтых звездочек больше, чем зеленых - материал усвоен, если нет тему можно повторить на следующий день. Пример: тема - дикие животные.
Спрашиваем у детей:
-А что вы знаете о диких животных? (дети могут ответить, что они живут в лесу, добывают сами себе пропитание, есть травоядные, а есть хищные животные, они покрыты шерстью, волки живут стаями) (за каждое дается красная звезда) -А что бы вы хотели узнать о диких животных ( дети могут задать такие вопросы: почему летом заяц серый, а зимой белый, чем травоядные животные питаются зимой, почему медведь зимой спит, почему лисы едят зайцев) (за вопрос -желтая звезда)
Затем, мы стараемся дать ответы на вопросы детей. Дети могут задать и такие вопросы, на которые мы не знаем ответа. В таких случаях можно сказать детям, что я обязательно об этом узнаем и расскажем завтра. На следующем этапе мы спрашиваем у детей: Что вы узнали? (дети говорят о том, что они узнали, за каждый ответ даю желтую звездочку).
Этот прием активизирует мыслительную деятельность и внимание детей, повышает их интерес к теме, так как цель занятия они поставили сами.
Приём «Кубик»
Каждая сторона кубика несё т вопрос:
Картинка изображаемого предмета. Что это?
На что похоже?
Форма, величина, цвет
Как это делают?
Для чего используют?
За и против (положительное и отрицательное)
Кубик. Тема «Спички»
Спички
Похожи на палочки
Деревянные палочки небольшого размера, на конце сера
Выстругивают из отходов дерева одинаковой длины и толщины палочки, один конец которых обмакивают в серу
Используются для того, чтобы зажечь газ, развести костёр, растопить печь и т. д.
Хорошо то, что спички дают тепло, огонь. Плохо то, что спички детям не игрушка, может случиться пожар
Приём «Перемешанные события»
Предлагается разместить картинки из сказки или рассказа в том порядке, который ребёнок считает последовательным, правильным. Затем читается произведение и предлагается исправить последовательность картинок. Иногда можно перемешивать картинки в дидактической игре («Как хлеб к нам на стол пришёл» или «Дикие домашние животные» и т. д., и уже дети в процессе игры исправляют неверное
«Диаграммы Венна» («Круги сравнения»)
Конкретизировать, классифицировать на основе сравнения. Тема: «Животные». - Что мы знаем о животных? На какие группы мы их можем поделить? Распределите животных по кругам сравнения. Дети прикрепляют изображения птиц на магнитной доске в соответствующий круг по предложенным детьми названиям групп (дикие, домашние)- Какие животные могут быть и дикими и домашними? Где вы их расположили по кругам сравнения? Дети называют животных, которые расположены в общей части кругов. - Чем отличаются дикие и домашние собаки? Почему животных называют домашними? Что нужно для ухаживания за ними? Без чего эти животные жить не смогут?
Прием «Пирамида предсказаний»
Данный приём способствует формированию у детей умений формулировать и строить гипотезы.
Взрослый предлагает детям по очереди придумать последствия этих невероятных происшествий. Каждый ребенок должен побывать первым отвечающим в круге. Гипотезы и предложения детей взрослый принимает без ограничений, критики и комментариев, но задает вопросы, побуждая детализировать замысел.
Примерные вопросы вы можете увидеть на слайде
1. Что было бы, если бы …. ты вдруг, проснувшись, обнаружил, что ты не человек, а бабочка (крокодил, кузнечик?
2. Что было бы, если бы …. все люди настали ходить на руках, вверх ногами?
3. Что было бы, если бы …. не стало ночей, а все 24 часа в сутки были бы день и светило солнце?
4. Что было бы, если бы …. все твердое стало внезапно мягкое?
5. Что было бы, если бы …. на Земле не стало воды?
6. Что было бы, если бы …. все люди стали однорукими?
7. Что было бы, если бы …. люди не взрослели, а всегда оставались детьми?
8. Что было бы, если бы …. все превратились в левшей?
9. Что было бы, если бы …. мы ходили так быстро, что в один миг могли очутиться там, где захотели?
10. Что было бы, если бы …. наши мысли были всем слышны?
11. Что было бы, если бы …. ты превратился в шкаф?
12. Что было бы, если бы …. вдруг исчезли все книги?
13. Что было бы, если бы …. у людей пропала память?
14. Что было бы, если бы …. прилетели инопланетяне и пригласили тебя слетать на их планету?
15. Что было бы, если бы …. никогда не было зимы, а всегда стояла жара?
16. Что было бы, если бы…. города умели летать?
17. Что было бы, если бы… солнце стало синим?
18. Что было бы, если бы. …все сказки на Земле исчезли?
19. Что было бы, если бы… у мальчишек не было карманов?
20. Что было бы, если бы… люди перестали плакать?
Речевое развитие у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.
Применение инновационных педагогических методов и приё мов способствует:
• повышению качества образования;
• повышению квалификации воспитателей;
• применению педагогического опыта и его систематизации;
• использованию компьютерных технологий воспитанниками;
• сохранению и укреплению здоровья воспитанников
Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.