Наталья Разумова
Игры, направленные на сенсорное развитие детей с ОВЗ
▼ Скачать
В специальной педагогике игры и игровые упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребенка : знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком, что является базой для развития всех психических функций.
Сенсорными считаются те игры, которые помогают детям получить чувственные ощущения: зрительные и слуховые, тактильные и двигательные, обонятельные и вкусовые.
Публикация «Игры, направленные на сенсорное развитие детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Все сенсорные игры условно можно разделить на две подгруппы:
- игры на познание и закрепление свойств окружающих предметов, направленные на развитие тактильных ощущений, зрительного и слухового восприятия, обоняния, вкусовых ощущений;
- игры, направленные на познание себя, своих мышечных ощущений, осознание себя в окружающем пространстве, то есть на кинетическое и кинестетическое развитие (игры динамического и статического характера, связанные с движением и удержанием позы, определением своего местоположения).
Тактильно-двигательное восприятие
Органом осязания служит рука. На концевых фалангах пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета. Следовательно, развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать «ручные» виды деятельности:
лепка из глины, пластилина, теста;
аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
оригами (конструирование из бумаги);
макраме (плетение из ниток, веревок);
рисование (пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»);
игры с мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
игры с пазлами;
сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
игры с водой разной температуры;
игры с мелкими камушками, сухим песком (теплым и холодным) и др.
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ выделить несколько этапов по развитию тактильно-двигательного восприятия.
1 этап.
: “Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
1. Учить ощущать движение и температуру воздуха.
2. Стимулировать эмоциональное реагирование.
Игры : “Веер”, “Волшебный фен”, «Вентилятор».
Ожидаемый результат: эмоциональные реакции ребенка на различное стимулирование (контраст температур воздуха, воздействие на разные части тела, различная интенсивность воздействия).
“Формирование представлений о свойствах предметов и явлений”.
Задачи:
1. Учить ощущать влагу и контраст температур.
2. Развивать навык эмоционального реагирования.
Игры : “Теплое – холодное”, “Брызгалки”, «Волшебная вода».
Ожидаемый результат: эмоциональное реагирование ребенка на контраст температур.
“Формирование представлений о свойствах предметов”.
Задачи:
1. Обогащение спектра осязательных ощущений.
2. Развитие комплексных осязательно-зрительно-слуховых ощущений.
3. Развитие комплексных тактильно-двигательно-обонятельных ощущений.
Игры : “Разные поверхности”, “Легкие материалы”, “Сухие материалы”, массаж.
Ожидаемый результат: ребенок по-разному реагирует на различные прикосновения, принимает помощь взрослого, делает попытки самостоятельно ощупывать понравившиеся ему поверхности.
“Формирование способов тактильного восприятия предметов”.
Задачи:
1. Развивать тактильно-двигательное восприятие.
2. Развивать навык хватания, удержания и ощупывания предмета.
Игры : “Различные материалы”, “Поймай игрушку”, “Ходим (ползаем) по разным дорожкам”.
Ожидаемый результат: ребенок делает попытки самостоятельно обследовать поверхности, старается дотянуться до игрушки, держит ее, сосредоточивает на ней внимание.
2 этап
“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.
Задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность ребенка.
2. Расширять тактильный опыт ребенка.
Игра: “Шершавая – пушистая перчатка”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные поверхности,
“Формирование представлений о структуре различных поверхностей”.
Задачи:
1. Развивать тактильную чувствительность ребенка.
2. Развитие мелкой моторики.
Игра: “Давай потрогаем”.
Ожидаемый результат: эмоциональные проявления ребенка на различные ощущения, попытки самостоятельного исследования.
“Идентификация предметов по признаку “мягкий – твердый”.
Задачи:
1. Учить ребенка различать предметы по признаку “мягкий – твердый”.
2. Выбирать предмет с указанным признаком из нескольких по словесной инструкции.
Игра: “Отберем все мягкие (твердые) предметы”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает мягкий (твердый) предмет по словесной инструкции.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
1. Учить ребенка различать визуально и на ощупь форму предмета.
2. Совершенствовать перцептивные навыки.
Игры : “Какой формы этот предмет?”, “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданной формы (шар, куб) со зрительной опорой и на ощупь.
“Мелкая моторика”.
Задача: Совершенствование мелкой моторики.
Игры : пирамидки, прищепки, сортировка мелких предметов.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно собирает пирамидку, может прикрепить прищепку, разложить мелкие предметы (шарики, кубики) на две группы.
3 этап
“Формирование представлений о различной текстуре тканей”.
Задачи:
1. Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
2. Выбирать материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
Игра: “Различные ткани”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает материал с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
“Формирование представлений о различных поверхностях”.
Задачи:
1. Учить дифференцировать различные тактильные ощущения.
2. Учить выбирать поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
Игры : “Разные поверхности”, “Гладкие – шершавые таблички”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает поверхность с заданным признаком по образцу, по словесной инструкции.
“Формирование представлений о температуре предметов”.
Задачи:
1. Учить различать понятия “холодный – теплый – горячий”.
2. Учить соотносить данные понятия с природными явлениями.
3. Учить выбирать заданный признак по словесной инструкции.
Игра: “Откуда эта вода?”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует температуру воды, соотносит с природными явлениями, выбирает заданный признак по словесной инструкции.
“Формирование чувства веса”.
Задачи:
1. Учить дифференцировать понятия “тяжелый – легкий”.
2. Учить подбирать пару по весу.
3. Учить выстраивать сериационный ряд от более тяжелого к более легкому и наоборот.
Игры : “Весовые таблички”, “Весовые баночки”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует понятия “тяжелый – легкий”.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
1. Закрепление знаний ребенка о форме предмета (выбор предмета с заданными признаками на ощупь).
2. Совершенствование перцептивных действий.
Игра: “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок находит на ощупь предметы с заданным признаком.
“Мелкая моторика”.
Задачи:
1. Совершенствование мелкой моторики.
2. Подготовка пальцев к письму.
Игры : рамки с различными застежками, раскраска, штриховка, сортировка крупы.
Ожидаемый результат: более высокий уровень развития мелкой моторики, развитие координации “глаз – рука”.
4 этап
“Развитие стереогнозиса”.
Задачи:
1. Учить узнавать предмет и фактуру материала на ощупь.
2. Выбирать предмет с заданными признаками по речевой инструкции без зрительной основы.
Игра: “Волшебный мешочек”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет по заданному признаку без зрительной опоры.
“Развитие стереогнозиса”.
Задача: учить ребенка на ощупь определять размер предмета (толщина, ширина, высота).
Игры с использованием ширмы.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет заданного размера без зрительной опоры.
“Определение температуры предмета”.
Задача: учить различать предметы различной температуры на ощупь.
Игра: “Тепловые таблички”.
Ожидаемый результат: ребенок определяет температуру поверхности, может словесно обозначить признак.
“Знакомство с материалами из которых изготовлены предметы”.
Задача: учить детей различать материал, из которого изготовлен предмет.
Игра: “Что из чего сделано?” (предметы из дерева, бумаги, стекла, пластмассы, металла).
Ожидаемый результат: ребенок может назвать материал, из которого изготовлен предмет (или выбрать предмет по названию материала).
Зрительное восприятие
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ выделить несколько этапов по развитию зрительного восприятия.
1 этап.
“Зрительное восприятие людей”.
Задачи:
1. Развитие эмоционального контакта взрослого и ребенка.
2. Развитие способности реагировать на лицо взрослого, узнавать.
3. Развитие потребности в положительном контакте.
Игры : “Я и воспитатель. Игра на коленях”, “Лицо взрослого”, “Лицо взрослого. Игры-прятки”.
“Зрительное восприятие себя”.
Задачи:
1. Формирование основ эмоционального реагирования.
2. Развитие умения разглядывать себя в зеркале.
“Зрительное восприятие предметов”.
Задачи:
1. Развитие прослеживающего движения глазного яблока.
2. Фиксация взгляда на предмете (подвижном и неподвижном).
3. Концентрация внимания на предмете.
Игры : “Вверх – вниз”, “Движущиеся игрушки”, “Аквариум”, “Движение”.
Ожидаемый результат: ребенок следит взглядом за перемещающейся игрушкой, предметом, длительно фиксирует взгляд на игрушке.
2 этап.
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задание 1: “Идентификация предметов в целом”.
Задача:
Учить сравнивать предметы и находить сходства.
Игра: “Найди такой же”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает две одинаковые игрушки.
Задание 2: “Идентификация предметов по форме”.
Задача:
Учить сравнивать предметы по форме и находить сходства.
Игра: “Найди такой же по форме”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает два одинаковых по форме предмета.
Задание 3: “Соотнесение формы предмета с эталоном формы”.
Задачи:
1. Учить ребенка соотносить форму предмета с формой прорези.
2. Учить ребенка соотносить форму предмета с формой вкладки.
Игры : “Почтовый ящик”, “Доски Сегена”.
Ожидаемый результат: ребенок с помощью взрослого, а затем самостоятельно проталкивает шар и куб в соответствующие отверстия, вставляет круг и квадрат в соответствующие им по форме “домики”.
“Формирование представлений о величине предмета”.
Задачи:
1. Учить ребенка различать большие и маленькие предметы.
2. Учить ребенка проталкивать предметы двух разных величин в соответствующие отверстия.
Игры : “Спрячь игрушку”, “Нанизывание больших и маленьких колец”, “Складывание двух местной матрешки”.
Ожидаемый результат: ребенок из двух предметов по просьбе показывает большой (маленький, собирает пирамидку из больших (маленьких) колец, вкладывает маленькую матрешку в большую самостоятельно.
“ Закрепление понятий: “большой”, “маленький”, “одинаковые”.
Задачи:
1. Учить выбирать игрушку по величине.
2. Подбирать парные по величине игрушки.
Игры : “Выбери все большие (маленькие) игрушки”, “Подбери кровать для куклы”.
Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает большие и маленькие предметы, может выбрать два предмета одинаковых по размеру.
“Формирование представлений о цвете предмета”.
Задача: Идентификация предметов по признаку цвета.
Задание 1: “Выбор предметов из двух контрастных цветов”.
Игра: “Выбери по цвету”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает парную по цвету игрушку.
Задание 2: “Соотнесение цвета предмета с эталоном цвета (путем примеривания)”.
Игра: “Бабочки и полянки”, “Шарик и ниточка”.
Ожидаемый результат: ребенок соотносит контурное изображение с игрушкой, контурное изображение с эталоном цвета (например, цветной картон).
“Формирование пространственных представлений”.
Задачи:
1. Изучение частей тела (руки, ноги, голова, частей лица (глаза, нос, рот).
2. Развитие навыков показа частей тела у себя, у куклы.
3. Развитие у ребенка понятий “верх – низ”.
Игра: “Я и моя внешность. Зеркало”.
Ожидаемый результат: ребенок по просьбе показывает части тела у себя, у куклы, выполняет просьбу: “Подними ручки вверх, опусти вниз”.
3 этап
“Формирование представлений о форме предмета”.
Задачи:
1. Соотнесение формы предмета с эталоном.
2. Выбор геометрической фигуры по словесной инструкции.
Задание 1: Выбор плоских геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник при предъявлении эталона, затем по словесной инструкции.
Задание 2: Выбор объемных геометрических фигур по словесной инструкции.
Игры : “Доски Сегена” с геометрическими фигурами (на 2, 3, 4, 5 вкладок, “Покажи мне следующие фигуры …”.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно соотносит форму фигуры с формой вкладки, выбирает геометрическую форму по словесной инструкции.
“Формирование представлений о размерах предметов”.
Задачи:
1. Дифференциация размера предмета по следующим признакам:
- высокий – низкий,
- широкий – узкий,
- длинный – короткий.
2. Выбор предметов с заданным признаком по словесной инструкции.
Игры : “Строим башни”, “Река – ручеек”, “Кто быстрее?”.
Словарь: кубики, сложить, высокая, низкая, река, широкая, ручеек, узкий, ленточка, длинная, короткая, накручиваем на карандаш, кто быстрей?
Ожидаемый результат: ребенок выбирает предмет с заданным признаком по словесной инструкции.
“Формирование представлений о цвете”.
Задача:
1-й этап: выбор заданного цвета по словесной инструкции среди карточек, игрушек,
2-й этап: нахождение в комнате предметов заданного цвета.
Игры : “Разноцветное лото”, “Что какого цвета?”.
Ожидаемый результат: ребенок выбирает определенный цвет по словесной инструкции.
“Формирование целостного образа предмета”.
Задача: развитие восприятия целостного образа предмета.
Игры : “Собери разрезанную фигуру”, “Собери разрезанную открытку”, “Собери разборную игрушку”, “Узнай предмет на ощупь”.
Ожидаемый результат: ребенок собирает разрезанную фигуру (картинку, игрушку) из 2-3-х частей, узнает знакомый предмет на ощупь.
“Формирование пространственных отношений”.
Задачи:
1-й этап: различение отношения предметов и их частей по вертикали (на, под).
2-й этап: различение отношения предметов и их частей по горизонтали (рядом, около).
3-й этап: формирование понятий “за, перед, лево, право).
Закрепление знаний о частях тела, лица.
Игры : “Бабочка и цветок”, “Я и зеркало”.
Ожидаемый результат: ребенок ориентируется в пространстве, показывает по просьбе части тела (голова, шея, живот, руки, ноги, спина, грудь) и части лица (глаза, нос, рот, брови, уши).
4 этап
“Формирование умения словесно обозначать форму предмета”.
Задачи:
1. Учить ребенка называть форму предмета.
2. Учить находить в помещении предметы заданной формы по словесной инструкции.
Игры : “Какой формы этот предмет?”, “Найди мне предмет круглой (квадратной и т. д.) формы”.
Ожидаемый результат: ребенок называет по просьбе основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, может найти предмет заданной формы в помещении.
“Формирование умения словесно обозначать размер предмета”.
Задачи:
1. Учить ребенка называть размер предмета.
2. Учить находить в помещении предметы заданного размера по словесной инструкции.
Игры : “Предметы разных размеров”, “Игрушки”.
Словарь: посмотри, назови, предмет, игрушка, какого размера, найди, маленький, большой, высокий, низкий, широкий, узкий, короткий, длинный.
Ожидаемый результат: ребенок называет размер предмета, находит в помещении предметы заданного размера.
“Формирование умения словесно обозначать цвет предмета”.
Задачи:
1. Учить ребенка называть цвет предмета.
2. Учить находить предметы заданного цвета в помещении по словесной инструкции.
Игры : “Назови цвет”, “Покажи все предметы красного (синего и т. д.) цвета”.
Словарь: посмотри, назови, какого цвета? предмет, игрушка, найди, покажи, красного, синего, желтого, зеленого, все, еще, есть, принеси.
Ожидаемый результат: ребенок называет четыре основных цвета, может найти предмет определенного цвета в комнате.
“Формирование целостного образа предмета”.
Задачи:
1. Развитие восприятия целостного образа.
2. Учить узнавать и называть предмет по нескольким признакам.
Игры : “Разрезные фигуры”, “Разрезные картинки” (3-4 части и более, “Волшебный мешочек”, “Матрешка” (5-6-ти местная, “Какой детали не хватает?”.
Ожидаемый результат: ребенок самостоятельно составляет разрезные фигуры и картинки по предварительному показу и без него, узнает предмет на ощупь, может выбрать предмет в мешочке по двум – трем признакам, составляет самостоятельно пяти, шести местную матрешку, называет знакомые предметы.
“Формирование пространственных представлений”.
Задачи:
1. Совершенствование пространственных представлений ребенка (закрепление понятий верх – низ, лево – право, в – на, на – под, спереди – сзади).
2. Закрепление знаний о частях тела (ориентировка по основным пространственным направлениям).
Слуховое восприятие
У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование слухового восприятия, различения неречевых звуков иумения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. У таких детей наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру; вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, выявляется недостаточная их дифференцировка; дети слабо реагируют на звуки и не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, приводит к несчастным случаям. Кроме того, ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь в целом, что значительно затрудняет познание им предметного мира.
В коррекционной работе по сенсорному воспитанию детей с ОВЗ выделить несколько этапов по развитию слухового восприятия.
1 этап
“Развитие неречевого восприятия”.
Задачи:
1. Формирование представлений о звуках природы.
2. Обогащение звуковой среды.
3. Развитие звукового сосредоточения.
Игры : “Что вокруг шумит, журчит?”, “Шум леса”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально реагирует на разные звуки.
“Развитие неречевого восприятия”.
Задачи:
1. Формирование представлений о звуках.
2. Локализация звука в пространстве.
Игры : “Тук-тук-тук”, “Что гудит?”, “Где звенит колокольчик?”, “Путешествие в страну музыки”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально реагирует на звуки, ищет источник звука, поворачивает голову на звук.
“Развитие речевого восприятия”.
Задачи:
1. Учить прислушиваться к речевым звукам.
2. Развивать слуховое внимание.
Игры : “Кто за дверью?”, “Кто как кричит?”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к звукам, эмоционально на них реагирует.
“Развитие речевого восприятия”.
Задачи:
1. Учить прислушиваться к тихой речи.
2. Учить реагировать на различные интонации голоса.
Игры : “Говорю я тихо – громко”, “Тише – тише, баю – бай”, “Я радуюсь, я сержусь”, “Весело – грустно”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к тихой речи, по разному реагирует на различные интонации голоса.
2 этап
“Закрепление умения локализовать звук в пространстве”.
Задача: Учить находить источник звука, находящийся вне поля зрения.
Игры : “Звени колокольчик”, “Откуда звук раздается?”.
Ожидаемый результат: ребенок находит источник звука, находящийся вне поля его зрения (поворачивает голову в сторону источника звука, идет, ориентируясь на звук).
“Дифференциация звуков музыкальных инструментов”.
Задачи:
1. Учить ребенка соотносит звук с его источником.
2. Учить ребенка различать звуки резко отличных по звучанию музыкальных инструментов.
Игры : “На чем играл зайка?”, “Барабан и дудочка”.
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует звучание 2-3 музыкальных инструментов, различает резко отличные по звучанию инструменты.
“Формирование понятий тихо – громко”.
Задачи:
1. Учить дифференцировать звуки по громкости.
2. Выбирать пару по звучанию.
Игры : “Тихо – громко”, “Шумовые коробочки” (две пары)”.
Ожидаемый результат: ребенок по просьбе выбирает коробочку с тихим (громким) шумом, подбирает пару по громкости.
“Формирование звукоподражания”.
Задача: Учить ребенка звукоподражанию, озвучиванию домашних животных, птиц.
Игры : “Кто как говорит?”, “Кто в гости пришел?”.
Ожидаемый результат: ребенок умеет озвучивать домашних животных, птиц.
“Целенаправленное восприятие звуков речи”.
Задачи:
1. Учить прислушиваться к звукам человеческого голоса.
2. Развивать слуховое внимание.
Игра: “Угадай, кто пришел?”.
Ожидаемый результат: ребенок прислушивается к голосам, узнает по голосу воспитателя, няню (эмоциональная реакция).
3 этап.
“Дифференциация звуков музыкальных инструментов, схожих по звучанию”.
Задача: учить ребенка различать звуки музыкальных инструментов, схожих по звучанию, без зрительной опоры.
Игра: “Бубен и колокольчик”.
Ожидаемый результат: ребенок верно соотносит звук и его источник (музыкальный инструмент).
“Дифференциация звуков живой природы”.
Задачи: формирование слуховой памяти, слухового сосредоточения.
Игра: “Что это за звуки?”, использовать аудиозаписи звуков живой природы.
Ожидаемый результат: ребенок верно соотносит звук и его источник.
“Формирование понятий о силе звука”.
Задачи:
1. Учить дифференцировать звуки по громкости.
2. Подбирать пару по звучанию.
3. Выстраивать сериационный ряд от тихого к громкому и наоборот.
Игра: “Шумовые коробочки” 3 пары.
Ожидаемый результат: ребенок распределяет звуки на тихие и громкие, может подобрать пару по громкости, выстроить ряд от самого тихого к самому громкому и наоборот.
“Формирование чувства ритма”.
Задача: учить ребенка действовать по различному темпу звучания по-разному.
Игра: “Шагаем и танцуем”, “Постучи (похлопай) как я”.
Ожидаемый результат: ребенок выполняет соответствующие движения по определенному ритму (вначале вместе с педагогом, затем самостоятельно).
Тема 5: “Формирование звукоподражания”.
Задача: учить озвучивать домашних животных, птиц, соотносить звук с его источником.
Игра: “Кто как говорит?”, “Кто в гости пришел?”.
Ожидаемый результат: ребенок озвучивает перечисленных животных и птиц, по голосу их узнает и называет (по возможности).“Целенаправленное восприятие звуков речи”.
Задачи:
1. Различать голоса знакомых людей (использовать аудиозаписи).
2. Учить дифференцировать интонации голоса (радостный, грустный, сердитый голос).
Игра: “Угадай, в каком я настроении”.
Ожидаемый результат: ребенок по голосу узнает знакомого человека.
4 этап
“Дифференциация звуков живой природы”.
Задача: учить ребенка соотносить звук с его источником, называть источник звука.
Игра: “Откуда этот звук?” (использование аудиозаписей).
Ожидаемый результат: ребенок дифференцирует звуки, может назвать источник звука.
“Формирование чувства ритма”.
Задача: увеличение спектра движений под определенную музыку.
Игры : “Танцуем – шагаем”, “Медленно – быстро”.
Ожидаемый результат: ребенок двигается в соответствии с определенным ритмом (предварительными договоренностями, показом).
“Совершенствование восприятия и воспроизведения различных голосовых интонаций”.
Задача: учить ребенка выражать свое эмоциональное состояние голосом.
Игра: “Какое настроение?”.
Ожидаемый результат: голос ребенка окрашен эмоциональными проявлениями в зависимости от его состояния.
“Формирование словесных обозначений предметов, действий, явлений”.
Задача: расширение словарного запаса ребенка.
Игра: “Расскажи о любимой игрушке”.
Ожидаемый результат: ребенок может составить короткий рассказ о любимой игрушке, простыми фразами (используя существительные, глаголы, прилагательные).