Нина Алексеевна Кравцова
Формы и методы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ в школе-интернате
▼ Скачать + Заказать документы
Интерес к воспитанию духовно-нравственной личности не угасал никогда. Но в начале 21 века, когда социально экономические отношения вышли на первый план, изменилось и отношение к морально- ценностным нормам и поведению человека в обществе.
Самая большая опасность,которая подстерегает в современном мире-деградация человека как личности.
В духовно-нравственном воспитании детей с ОВЗ стали проявляться отрицательные черты: компьютеры и необдуманный просмотр телевизора вытолкнули на второй план книги, живое общение заменили виртуальные смс.
Публикация «Формы и методы работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию детей с ОВЗ в школе-интернате» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- ОРКСЭ. Основы религиозных культур и светской этики
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Материальная сторона жизни стала доминировать над духовной, поэтому у детей исказилось представление о доброте, милосердии, сострадании и патриотизме.
Многие родители даже не подозревают, что у детей начинают формироваться социальные нормы, моральные требования и различные образцы поведения в ходе подражания, чаще всего родителям. Поэтому главной задачей в нравственном воспитании стоит донесение до семьи, что именно в ней должны сохраняться и передаваться обычаи и семейные ценности переданные издавна и новые, созданные ими. Необходимо донести, что семья несет ответственность за воспитание детей.
Значимость и разнообразие форм работы с родителями, имеющими ребенка с ОВЗ трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей. Успех духовно-нравственного процесса во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей и насколько разнообразны и интересны формы взаимодействия. Основные формы взаимодействия с семьёй делятся на традиционные и нетрадиционные (современные).
Традиционные формы подразделяются на : коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.
К коллективным формам относятся родительские собрания, консультации, семинары.
К индивидуальным формам относятся беседы с родителями и тематические консультации.
Беседа - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность - активное участие педагога и родителей. Беседа может возникать стихийно или по инициативе любого участника духовно-нравственного процесса.
Тематические консультации организуются с целью подробного освещения вопроса, который является актуальным на данный момент для одной или нескольких семей. Часть консультации посвящается трудностям обучения детей. Консультации близки к беседам, основная их разница в том, что последние предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, как эффективнее обучать и воспитывать своих детей. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в школе они могут получить поддержку и совет.
Отдельную группу составляют наглядно-информационные формы. К ним относятся выставки детских работ, стенды, папки-передвижки и т. д.
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями, среди которых выделяют несколько групп:
информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные (информационно-познавательная и информационно-просветительская формы).
Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся: опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия», куда родители могут помещать волнующие их вопросы и дать советы родителям и сотрудникам школы. Цель анкетирования: изучение семьи, выявление образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами. Получив реальную картину, на основе собранных данных, педагог может проанализировать особенности структуры родственных связей каждого ребёнка, специфику семьи и семейного воспитания воспитанника и выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогической потребности каждой семьи, учесть её индивидуальные особенности.
Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки – призваны устанавливать теплые, неформальные, доверительные отношения, эмоциональные контакты между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе. Родители становятся более открытыми для общения.
Познавательные формы организации общения педагога с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями развития детей, рациональными методами и приемами коррекции нарушений, способствуют формированию у родителей практических навыков.
Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Нетрадиционные - это значит, на родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам коррекции развития детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение данной проблемы. Возможна организация родительского клуба. В заседаниях клуба могут участвовать не только педагоги и родители, но и дети. На таких собраниях дети вместе с родителями просматривают видеоматериалы, книги и обсуждают мультфильмы. Дети получают возможность разобраться в той или иной информации, а родители, незаметно для себя, с увлечением передают свои знания и опыт.
Однако о нетрадиционном проведении родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания, потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Таким образом, познавательные формы организации общения педагогов и родителей призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению взглядов родителей на коррекционно-развивающий процесс.
Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
Наглядно-информационные нетрадиционные формы организации общения школы и родителей решают задачи ознакомления семьи с условиями, содержанием и методами работы ОУ, что позволяет объективнее оценивать его деятельность.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две под группы.
Задачами одной из них — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим образовательным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися детьми, и преодоление поверхностных мнений о работе школы-интерната.
Задачи другой группы — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей с проблемами в развитии. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
Принципы взаимодействия педагога с родителями
Работа с родителями результативна, если строится поэтапно, исходя из следующих принципов.
1. Принцип доверительности отношений предполагает обеспечение веры родителей в профессиональную компетентность, тактичность и доброжелательность педагога, его умение понять и помочь решить проблемы патриотического воспитания.
2. Принцип личностной заинтересованности родителей, который определяется постулатом педагогической деятельности, согласно которому «никого ничему нельзя заставить научиться человек должен сам захотеть именно этому и именно у меня научиться». Это значит, что родители должны увидеть личный интерес, который поможет им правильно строить общение и совместную деятельность с ребёнком, пересмотреть и сделать свою позицию более адекватной в области духовно-нравственного воспитания.
3. Принцип подхода к родителям, как к активным субъектам процесса взаимодействия, а не как к объектам воспитания. Реализация данного принципа заключается в том, что при определении содержания и форм взаимодействия с родителями, педагог должен помнить следующее: во-первых, родители являются социальными заказчиками, во-вторых, они для нас не ученики, а партнёры, и мы им призваны помогать.
4. Принцип утверждения самооценки родителей, обоснованием которого является утверждение того, что только уважающие себя родители могут воспитать здоровую и свободную личность. Этот принцип предполагает проявление предельного уважения к каждому родителю, отказ от судейской позиции по отношению к ним, оказание им поддержки создание условий, при которых родители смогут наиболее максимально и плодотворно проявить свои положительные качества и способности.
5. Принцип эмансипации родителей, предполагает освобождение родителей от прежних взглядов на развитие и воспитание, а так же самого ребенка как на несмышленого малыша, которому надо постоянно подсказывать, помогать, поведением которого надо руководить, во – вторых, пробуждение их желания лучше познать самих себя, что в конечном итоге поможет им лучше понять своих детей.
Взаимодействие с родителями процесс достаточно трудоёмкий, требующий большой подготовки и чёткого планирования совместной деятельности, но при умелом сочетании традиционных и нетрадиционных форм сотрудничества с семьёй становится неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания.