Ирина Бершина
Формирование у детей представлений о мордовском этносе посредством ознакомления с языковой культурой коренного народа
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад на тему «Формирование у детей представлений о мордовском этносе посредством ознакомления с языковой культурой коренного народа»
Подготовила: воспитатель МАДОУ «Детский сад № 42»
Бершина Ирина Петровна.
(Слайд 1) Уважаемые коллеги! Формировать у детей представление о мордовском этносе невозможно без ознакомления с языковой культурой коренного народа. Ведь, состояние родного языка, его роль в обществе определяют уровень этнической культуры региона. Поэтому важно, чтобы дети с малых лет открыли для себя неповторимый мир родной речи.
Публикация «Формирование у детей представлений о мордовском этносе посредством ознакомления с языковой культурой коренного народа» размещена в разделах
В нашей дошкольной образовательной организации ознакомление с мордовским языком идёт в рамках предоставления дополнительных образовательных услуг по желанию родителей. Для знакомства с родным языком в нашей дошкольной образовательной организации мы используем все имеющиеся ресурсы: музыку, театр, литературу и т. д., которые веками накоплял народ. Конечно же непосредственное ознакомление с языком проходит через кружковую работу на добровольной основе.
(Слайд 2) Работу кружка мы проводим в соответствии с программой Исайкиной А. И. «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия». Данная программа позволяет нам внести свои инновационные творческие разработки в структуру занятий, сделать их более яркими и интересными. Мы стараемся в каждую непосредственно образовательную деятельность внести какие-то колоритные моменты традиционной мордовской культуры.
(Слайд 3) Народные игры, игровые ситуации, фольклор, литература, использование мультимедийного оборудования (Слайд 4) способствуют созданию устойчивого интереса к национальному языку. Все занятия носят игровой интегративный характер. Для придания наибольшего яркого колорита мы используем национальную атрибутику. (Слайд 5 - 6)
Актуальное использование проектной деятельности помогает реализовать личностный подход в воспитании нравственно-патриотических чувств дошкольников в условиях поликультурной среды регионов.
(Слайд 7) Один из действующих проектов «Ёвкст каштомо вакссо» («Сказки возле печки») Данный проект предусматривает драматизацию мордовских народных сказок, где дети изображают сказочных героев, которые говорят по-мордовски, поют мордовские песни, исполняют мордовские танцы, играют на народных инструментах.
Сказочница – бабушка Окся не только рассказывает сказки, но и учит детей печь блины, варить кашу, прясть пряжу и плести лапти. Сценарии сказок разработаны как на мордовском, так и на русском языке. Сначала мы драматизируем сказку на русском языке, а затем, уже к подготовительной группе сказка полностью звучит на мордовском языке.
(Слайд 8 -11) Ещё хотела бы сказать об одном проекте «Обучение мордовскому языку средствами музейной педагогики». Он позволяет использовать средства пространственно-развивающей среды дошкольной образовательной организации для обогащения языковых впечатлений детей. Этот проект помогает увидеть богатство мордовского языка, развивает память, воображение, способствует умственному развитию. Запоминание новых слов мордовского языка не вызывает утомления, а многократное повторение в различных вариантах хорошо запоминается.
Проект разработан для всех возрастных групп. Все мероприятия в рамках проекта проводятся в мини-музее по краеведению, где собран богатый этнографический материал. Для наиболее полного усвоения знаний детьми разработаны серии конспектов по ознакомлению с предметами быта в музее, разработан график посещения музея, перспективное планирование занятий и развлечений. Дети имеют возможность не только увидеть этнический материал, но и потрогать и поиграть с ним.
Каждое мероприятие в музее сопровождают фольклорные произведения.
Свои языковые знания и знания культуры мордовского народа дети проявляют на различных фольклорных праздниках.
Педагогами нашего детского сада совместно с детьми было проведено музыкально-тематическое развлечение «Этнодефиле». Дети познакомились с национальными костюмами мордвы, русских и татар. А в целях воспитания толерантности по отношению к другим национальностям дети татары читали стихи на эрзянском языке, а эрзяне – на татарском (Слайд 12)
Традиционным стало проведение «Дня Мордовских языков» (Слайд 13)
Ежегодно проводится обрядовый праздник «Акша келу» (Слайд 14)
Совсем недавно мы провели музыкально-тематическое развлечение «Как царь сыновей женил», на котором дети познакомились с национальными костюмами других регионов страны Республики Татарстан и Коми (Слайд 15)
Согласно Послания Главы Республики Мордовия Владимира Дмитриевича Волкова Госсобранию о развитии экотуризма, нами разработан проект «Путешествуем по заповедным местам Мордовии». Дети знакомятся с заповедными местами нашей республики. Совсем недавно было проведено спортивное развлечение «Путешествие в заповедник имени Смидовича» (Слайд 16)
(Слайд 17) Проведенные праздники и развлечения с использованием материала на мордовском языке являются одной из самых ярких форм закрепления знаний мордовского языка. Ребята с желанием называют окружающие предметы, читают стихи, поют песни и частушки. У детей расширяется языковой кругозор. Не стесняясь, они пытаются составлять диалоги и монологи на мордовском языке.
Проводя работу в данном направлении, можно определенно сказать, что дети с большим удовольствием стремятся изучать свой родной язык, знать как можно больше о культуре и традициях своей малой Родины. А наша задача педагогов найти такие формы работы, такую мотивационную составляющую, чтобы сделать процесс ознакомления детей с родным языком интересным и увлекательным.
(Слайд 18) Мы должны приложить все усилия для возрождения языка. Язык – это душа народа. И пусть наша душа никогда не угаснет!
Использованная литература:
1. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом», М. 1998г.
Мы в Мордовии живем. Примерный региональный модуль программы дошкольного образования. /О. В. Бурляева и др. – г. Саранск: Мордовское книжное издательство 2011г.
2. Валдоня: Программа и метод. рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия/ М-во образов. Респ. Мордовия. -Саранск:2001.
3. Исайкина, А. И. Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации / А. И. Исайкина. – Саранск: Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов» ; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
4. Лисьмаприне :Вишкинетненьтуртов хрестоматия. / Сост. А. И. Брыжинский. – Саранск :Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с.
5. Мы в Мордовии живем : пример. регион. модуль программы дошк. образования О. В. Бурляева и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011
6.«Мордовские народные игры» // Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений, Саранск, 1993г.
7. Хрестоматия к программе «Валдоня» Пособие для дошк. образов. учреждений Р М Авт- сост. Е. Н. Киркина- Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004г
8. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «Мы в Мордовии живем». / М-во образов. Респ. Мордовия. -Саранск:2001.