МААМ-картинки

Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования

Наталия Сорокина
Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

В наших современных условиях, когда сфера воспитательного

воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. В процессе экологического образования у детей важно то, что развивается познавательный интерес к миру природы, их любознательность, творческая активность детей, т. е. личностные качества ребенка, представленные как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Но стоит отметить, что многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создаёт видимость их лёгкого познания в процессе наблюдений. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ – все это создаёт объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится ещё в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Поэтому важнейшими задачами является: поиск путей эффективного обучения, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, повышения самостоятельности. Именно это учитывается при поступлении в школу, а также, готов ли ребёнок к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, фантазировать.

Публикация «Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования» размещена в разделах

Моделирование – наглядно-практический метод обучения разработан

Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддъяковым, Д. Б. Элькониным. Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.

Реализацию освоения естественно – научных представлений у детей

дошкольного возраста посредством использования технологии моделирования мы организуем в режиме дня и двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности с экологической направленностью каждой из них на основе интеграции образовательных областей. Вся работа планируется таким образом, чтобы дети переходили от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

В организации целевых прогулок, экскурсий в ближайшее природное

окружение одновременно решаем разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Умственные способности детей развиваются посредством различных мероприятий познавательного характера: наблюдения (предшествует работе в организованной образовательной деятельности с моделями) за явлениями, объектами природы, пояснения, беседы, словесной игры, отгадывания загадок во время отдыха, игры – экспериментирования, исследовательской деятельности, проблемных ситуаций.

Организация любого вида трудовой деятельности ( труда в природе:

(совместного или ребёнка, дежурств в уголке природы, коллективного (индивидуального) на участке, на огороде) посредством моделирования структуры трудового процесса осуществлялась в трё х этапах:

1. Наблюдение – осмотр живых объектов, выявление их состояния,

недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций.

2. Трудовая деятельность – в том наборе и объёме, которые были

определены при осмотре.

3. Заключительное наблюдение – позволяющее оценить

полноценность среды обитания для живых объектов.

Систематизация накопленных естественно – научных представлений у

детей осуществляем через организацию различных форм организованной образовательной деятельности экологической направленности: познавательных игр с включением проблемных ситуаций, задач – загадок, какого – либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления, игровых обучающих ситуаций (с игрушками – аналогами объектов природы; с литературными персонажами (использование кукол); путешествия); создание коллекций; развивающей игры; игры - экспериментирования; экологической тропы.

Для активизации познавательной деятельности дошкольников,

развития образного мышления, воображения и, в целом творчества в совместной деятельности со взрослым и в организованной образовательной деятельности с интеграцией различных видов деятельности используем различные приёмы, стимулирующие способность к использованию схем, заместителей предметов : составление рассказов, используя карту – схему, ленту – схему; шифровка различных объектов природы; игровые упражнения типа: «Когда это бывает», «Рассели жителей»; составление загадок с использование схем – опор о явлениях, объектах природы, моделирование биоценозов.

Предлагаемые задания и игровые упражнения многократно

варьируются, изменяются, модифицируются при изучении разных тем.

Обучение моделированию осуществляем в такой последовательности:

1. Составление описательного рассказа о новых объектах природы с

помощью готовой модели, ранее усвоенной детьми.

2. Сравнение двух объектов между собой, выделение признаков различия

и сходства, одновременный отбор и выкладывание на панно моделей, замещающих эти признаки.

3. Увеличение количества сравниваемых объектов 3 – 4.

4. Обучение моделированию существенных или значимых для

деятельности признаков.

5. Создание моделей элементарных понятий, таких как «звери», «рыбы»,

«растения» и т. д.

Для закрепления естественно – научных представлений детей

используем многовариативность игр в самостоятельной деятельности детей с элементами моделирования : различные виды лото: «Кто во что одет», «Кто где живёт», «Кто как двигается», дидактические игры: «Что бывает зимой», «Что где растет», «Угадай, какой наш дом», «Путаница», «Узнай по описанию».

Эффективности реализации поставленных задач способствует создание

микроблоков развивающей среды, которые развивают естественно – научные представления, способности овладения моделирующей деятельностью, систематизацию познавательного опыта у дошкольников : лаборатория, уголок моделирования (содержание деятельности – условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей, макеты, изобразительные средства).

Использование технологии моделирования, направленной на успешное

формирование естественно – научных представлений у детей дошкольного возраста, на практике показывает свое преимущество. Дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе, позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда, дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их успешное речевое развитие. У детей есть возможность самим действовать с моделями, рассуждать, спорить, по – настоящему моделировать отдельные ситуации, что по степени достоверности приближается к экспериментированию: ребята научились решать поставленные задачи, логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, пользоваться наглядными моделями в практической деятельности, что способствовало их успешному умственному развитию.

Библиографический список

1. Иванова А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду/ А. И. Иванова – М. : ТЦ, 2010.

2. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок/ Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева – СПб. : Акцидент, 1998.

3. Кондратьева Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева – СПб: Детство – пресс», 2006.

4. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников/ С. Н. Николаева – М. : Мозаика - Синтез, 2011.

5. Николаева С. Н. Юный эколог/ С. Н. Николаева – М., 1996.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Здоровьесберегающие технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста посредством музыки От здоровья детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Особенно эффективно оздоровительную работу.

Формирование математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством лепбука Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Формирование связной речи посредством наглядного моделирования Формирование связной речи посредством наглядного моделирования. Методы наглядного моделирования могут быть использованы и с помощью современных.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста через использование технологии моделирования Экологическое воспитание – одно из важных направлений в наше время. В дошкольном возрасте необходимо воспитание потребностей, поведения.

Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50» Карелина Лариса Юрьевна ОПЫТ РАБОТЫ Использование.

Сообщение к методическому объединению «Развитие естественно-научных представлений у детей с нарушением слуха» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40 г. ЛИПЕЦКА СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ: «Содержание.

Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста «Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам ИКТ на изучении традиции народа саха» Воспитание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования
Опубликовано: 8 августа 2018 в 18:07
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Сорокина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД