Наталия Сорокина
Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
В наших современных условиях, когда сфера воспитательного
воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. В процессе экологического образования у детей важно то, что развивается познавательный интерес к миру природы, их любознательность, творческая активность детей, т. е. личностные качества ребенка, представленные как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Но стоит отметить, что многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создаёт видимость их лёгкого познания в процессе наблюдений. Пугливость, скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ – все это создаёт объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится ещё в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Поэтому важнейшими задачами является: поиск путей эффективного обучения, поиск возможностей использования скрытых резервов умственной деятельности детей, повышения самостоятельности. Именно это учитывается при поступлении в школу, а также, готов ли ребёнок к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, делать самостоятельные выводы, фантазировать.
Публикация «Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования» размещена в разделах
Моделирование – наглядно-практический метод обучения разработан
Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддъяковым, Д. Б. Элькониным. Суть его состоит в том, что мышление ребенка развивается с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи объектов или явлений природы, их свойств и признаков, связи с окружающими условиями.
Реализацию освоения естественно – научных представлений у детей
дошкольного возраста посредством использования технологии моделирования мы организуем в режиме дня и двух основных моделях – совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности с экологической направленностью каждой из них на основе интеграции образовательных областей. Вся работа планируется таким образом, чтобы дети переходили от освоения факторов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.
В организации целевых прогулок, экскурсий в ближайшее природное
окружение одновременно решаем разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Умственные способности детей развиваются посредством различных мероприятий познавательного характера: наблюдения (предшествует работе в организованной образовательной деятельности с моделями) за явлениями, объектами природы, пояснения, беседы, словесной игры, отгадывания загадок во время отдыха, игры – экспериментирования, исследовательской деятельности, проблемных ситуаций.
Организация любого вида трудовой деятельности ( труда в природе:
(совместного или ребёнка, дежурств в уголке природы, коллективного (индивидуального) на участке, на огороде) посредством моделирования структуры трудового процесса осуществлялась в трё х этапах:
1. Наблюдение – осмотр живых объектов, выявление их состояния,
недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций.
2. Трудовая деятельность – в том наборе и объёме, которые были
определены при осмотре.
3. Заключительное наблюдение – позволяющее оценить
полноценность среды обитания для живых объектов.
Систематизация накопленных естественно – научных представлений у
детей осуществляем через организацию различных форм организованной образовательной деятельности экологической направленности: познавательных игр с включением проблемных ситуаций, задач – загадок, какого – либо сказочного или познавательного материала, связанного одним сюжетом, куда вплетаются задания на развитие воображения, памяти, мышления, игровых обучающих ситуаций (с игрушками – аналогами объектов природы; с литературными персонажами (использование кукол); путешествия); создание коллекций; развивающей игры; игры - экспериментирования; экологической тропы.
Для активизации познавательной деятельности дошкольников,
развития образного мышления, воображения и, в целом творчества в совместной деятельности со взрослым и в организованной образовательной деятельности с интеграцией различных видов деятельности используем различные приёмы, стимулирующие способность к использованию схем, заместителей предметов : составление рассказов, используя карту – схему, ленту – схему; шифровка различных объектов природы; игровые упражнения типа: «Когда это бывает», «Рассели жителей»; составление загадок с использование схем – опор о явлениях, объектах природы, моделирование биоценозов.
Предлагаемые задания и игровые упражнения многократно
варьируются, изменяются, модифицируются при изучении разных тем.
Обучение моделированию осуществляем в такой последовательности:
1. Составление описательного рассказа о новых объектах природы с
помощью готовой модели, ранее усвоенной детьми.
2. Сравнение двух объектов между собой, выделение признаков различия
и сходства, одновременный отбор и выкладывание на панно моделей, замещающих эти признаки.
3. Увеличение количества сравниваемых объектов 3 – 4.
4. Обучение моделированию существенных или значимых для
деятельности признаков.
5. Создание моделей элементарных понятий, таких как «звери», «рыбы»,
«растения» и т. д.
Для закрепления естественно – научных представлений детей
используем многовариативность игр в самостоятельной деятельности детей с элементами моделирования : различные виды лото: «Кто во что одет», «Кто где живёт», «Кто как двигается», дидактические игры: «Что бывает зимой», «Что где растет», «Угадай, какой наш дом», «Путаница», «Узнай по описанию».
Эффективности реализации поставленных задач способствует создание
микроблоков развивающей среды, которые развивают естественно – научные представления, способности овладения моделирующей деятельностью, систематизацию познавательного опыта у дошкольников : лаборатория, уголок моделирования (содержание деятельности – условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей, макеты, изобразительные средства).
Использование технологии моделирования, направленной на успешное
формирование естественно – научных представлений у детей дошкольного возраста, на практике показывает свое преимущество. Дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе, позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах и тем самым не нанося им вреда, дает простор для творчества и фантазии детей, обеспечивая их успешное речевое развитие. У детей есть возможность самим действовать с моделями, рассуждать, спорить, по – настоящему моделировать отдельные ситуации, что по степени достоверности приближается к экспериментированию: ребята научились решать поставленные задачи, логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, пользоваться наглядными моделями в практической деятельности, что способствовало их успешному умственному развитию.
Библиографический список
1. Иванова А. И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду/ А. И. Иванова – М. : ТЦ, 2010.
2. Каменева Л. А., Кондратьева Н. Н. Мир природы и ребенок/ Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева – СПб. : Акцидент, 1998.
3. Кондратьева Н. Н. «Мы». Программа экологического образования детей/ Н. Н. Кондратьева – СПб: Детство – пресс», 2006.
4. Николаева С. Н. Система экологического воспитания дошкольников/ С. Н. Николаева – М. : Мозаика - Синтез, 2011.
5. Николаева С. Н. Юный эколог/ С. Н. Николаева – М., 1996.