Михайлова Людмила
Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
I.Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры.
В современном мире, где информационные технологии и глобализация становятся все более важными, сохранение национальной и культурной идентичности является актуальной задачей. Особенно важно обратить внимание на формирование у детей основ духовности и патриотизма, которые будут служить им опорой в жизни. Одним из эффективных способов достижения этой цели является использование средств народной культуры.
Публикация «Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры» размещена в разделах
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для начала формирования у детей основных ценностей, таких как любовь к Родине, уважение к традициям и обычаям своего народа. В этом возрасте дети находятся в самом активном периоде развития своей психологической структуры, что предоставляет отличные возможности для формирования духовных и патриотических ценностей.
Средствами народной культуры – народными сказками, играми, песнями – можно передать малышам особое отношение к своей стране, её истории и культуре. Всё это поможет детям стать гордыми своей принадлежностью к определенному народу, укрепить чувство собственной ценности и привязанности к своей Родине.
Народная культура играет важную роль в жизни каждого человека, она отражает его национальную принадлежность, уникальность и самобытность. Воспитывая детей с помощью элементов народного фольклора, традиций и обычаев, мы передаем им ценности своего народа. Это помогает формированию чувства гордости за свою страну и ее культуру.
Средства народной культуры способны развивать у детей такие качества как терпение, умение работать в коллективе, ответственность перед предками и будущими поколениями. Песни, танцы и игры, передаваемые из поколения в поколение, помогают детям осознать свою историю и традиции. Они учатся ценить наследие своего народа, а также развивают эстетический вкус и художественное видение мира.
Таким образом, использование средств народной культуры в работе с детьми является не только интересным и увлекательным занятием, но и способом формирования основ духовности и патриотизма. Развитие этих качеств поможет им стать гармоничными личностями, способными принимать ответственные решения и стремиться к благополучию своей страны.
II.Влияние народной культуры на формирование духовных ценностей у детей.
Влияние народной культуры на формирование духовных ценностей у детей является важным аспектом их развития. Народная культура представляет собой накопленный опыт поколений, передаваемый через традиции, обычаи, религиозные верования и искусство. Она отражает основные ценности и убеждения народа, его историческую память и самобытность.
Одним из основных средств формирования духовных ценностей у детей является народная музыка. Мелодии и песни передают эмоции, чувства и настроение, расширяют эмоциональный спектр ребенка. Через музыку дети знакомятся с традициями своего народа, учатся любить родину и прививать патриотические чувства. Пение народных песен помогает развивать голосовые возможности ребенка, а также способствует его социализации через коллективное исполнение.
Танцы являются еще одним важным элементом формирования духовных ценностей у детей. Они помогают развивать координацию движений, грацию и пластику, а также учат ребенка сотрудничеству и взаимодействию со сверстниками. Народные танцы передают особенности культуры народа, его обычаи и традиции. Через участие в народных танцах дети ощущают единство с предками и проникаются чувством гордости за свой народ. Также значительное влияние на формирование духовных ценностей у детей оказывает фольклорная литература. Сказки, мифы и легенды рассказывают о мудрости предков, о правильном поведении, о нравственных ценностях. Чтение этих произведений помогает развивать воображение, эмпатию и понимание окружающего мира. Кроме того, фольклорная литература способна передавать идеалы патриотизма и любви к родной земле.
Другим средством формирования духовных ценностей является изучение народного ремесла. Работа с природными материалами, создание изделий своими руками помогает детям развивать творческие способности и усидчивость. Они учатся ценить труд и красоту, а также понимать важность сохранения наследия.
III.Основные принципы воспитания патриотизма с помощью народной культуры.
Патриотизм является одной из важнейших составляющих формирования личности ребенка. Он помогает развивать чувство ответственности перед своей страной, любовь и уважение к ее истории, культуре и традициям. Воспитание патриотизма можно осуществлять с помощью народной культуры – богатого наследия народа, которое отражает его исторический опыт, ценности и менталитет.
Первый принцип – знакомство с народными традициями. Ребенку необходимо понять значение своего культурного наследия, чтобы почувствовать глубокую привязанность к своей стране. Это можно достичь через ознакомление с фольклорными произведениями – песнями, сказками, легендами. Они не только позволяют детям узнать о традициях своего народа, но также помогают развить чувство гордости за свое происхождение.
Второй принцип – активное участие в народных праздниках и обрядах. Участие в традиционных мероприятиях, таких как Масленица, День города или Новый год, помогает детям лучше узнать свою культуру и ощутить себя частью коллектива. В процессе подготовки и проведения этих мероприятий дети учатся работать в команде, проявлять творческую активность и развивать организаторские навыки.
Третий принцип – формирование уважения к своей стране через изучение ее истории. Познавая историческое наследие своей страны, ребенок начинает осознавать ценность ее достижений и подвигов предков. Исторические факты помогают формировать патриотическое отношение к Родине, а также развивают интерес к изучению культуры других народов.
Четвертый принцип – сохранение традиций и рукотворного наследия. Различные виды ремесел – вышивка, лепка, роспись по дереву – не только позволяют детям развивать творческие способности, но и узнавать о традициях своего народа. Важно обучить ребенка ценить и сохранять культурное наследие, передавая его следующим поколениям.
Пятый принцип – формирование понимания многообразия культурного наследия. Ребенку необходимо осознать, что каждый народ имеет свою уникальную культуру и традиции, которые следует уважать и ценить. Изучение других народов помогает детям расширить свой кругозор, развить толерантность и понимание многообразия мировой культуры.
IV.Роль народных традиций и обрядов в развитии духовности у детей.
Народная культура является одним из важнейших факторов формирования духовности и патриотизма у детей. Она представляет собой непрерывное наследие, передаваемое из поколения в поколение, и отражает основные ценности и верования народа.
Одной из главных составляющих народной культуры являются традиции и обряды. Эти элементы не только сохраняют историческую память о прошлом, но и способствуют развитию духовности у детей. Ведь через участие в традиционных обрядах ребенок приобщается к своему национальному достоянию, погружается в атмосферу мудрости и глубинного смысла.
Такие народные обряды, как свадьба, похороны, рождество или новый год имеют особое значение для формирования духовности у детей. Они помогают ребенку осознать связь между прошлым и будущим, между предками и потомками. Участие в этих обрядах позволяет детям узнать исторические традиции и ценности.
Традиционные праздники тоже играют большую роль в формировании духовности у детей. Например, национальные праздники, такие как День независимости или День Победы, помогают развивать патриотическое чувство и гордость за свою страну. Важно, чтобы дети знали о значении этих праздников и умели ценить достижения своего народа. Кроме того, многие народы имеют свои собственные обычаи и ритуалы, которые передаются из поколения в поколение. Эти обычаи не только способствуют сохранению культурного наследия, но и помогают развивать моральные принципы у детей.
V.Использование народной музыки и песен в патриотическом воспитании.
Использование народной музыки и песен в патриотическом воспитании является одним из эффективных способов формирования основ духовности и патриотизма у детей. Народная культура, включающая в себя музыку, танцы и песни, является непременным элементом культурного наследия каждого народа. Она отражает его историю, традиции, ценности и образ жизни.
Музыка имеет уникальную способность вызывать эмоции и передавать глубокие чувства. В сочетании с текстами песен она становится еще более мощным инструментом для формирования патриотической приверженности у детей. Песни народного происхождения рассказывают о героях, подвигах, любви к Родине и природе. Они помогают детям лучше понять свое прошлое, ценить достижения предков и развивать чувство гордости за свою страну. Пение народных песен не только помогает запомнить слова и мелодии, но также способствует развитию музыкального слуха и ритмического чувства у детей. Во время исполнения песен они активно участвуют в музыкальном процессе, что способствует их эмоциональному вовлечению и личностному развитию.
Организация коллективного исполнения народных песен также способствует формированию коллективного духа и солидарности у детей. Они учатся работать в команде, слушать друг друга, согласовывать свои действия и достигать общих целей.
Важно отметить, что использование народной музыки и песен должно быть осуществлено систематически и соответствовать возрастным особенностям детей. Младшие дошкольники могут исполнять простые песни с ясными словами и мелодиями, которые помогут им запомнить основные понятия патриотизма. Детям из старшей и подготовительной группы можно предложить более сложные композиции, которые будут требовать от них более глубокого понимания и интерпретации.
Использование народной музыки и песен в патриотическом воспитании является эффективным способом формирования основ духовности и патриотизма Поэтому включение народной музыки и песен в образовательный процесс является необходимым условием для успешного формирования у детей ценностей патриотизма и духовности.
VI.Примеры практической реализации формирования духовности и патриотизма через народную культуру.
Примеры практической реализации формирования духовности и патриотизма через народную культуру множественны и разнообразны. Одним из таких примеров является организация тематических мероприятий, посвященных народной культуре и ее ценностям.
Один из примеров таких мероприятий – народные гуляния. В рамках этих гуляний дети знакомятся с традиционными играми, песнями, танцами своего народа. Они учатся исполнять народные песни, танцевать в парах или коллективно. Такие мероприятия помогают детям не только расширить свой кругозор и узнать больше о своей культуре, но и создают атмосферу общения и сотрудничества.
Еще один пример – проведение конкурсов и выставок рисунков на тему "Моя Родина". Дети имеют возможность проявить свое художественное талант и выразить свою любовь к родной стране через создание картин или коллажей. Это позволяет им осознать свою причастность к национальной культуре и развить чувство патриотизма.
Также, важным аспектом формирования духовности и патриотизма у детей является ознакомление с традициями и обычаями своего народа. Организация экскурсий в местные музеи, посещение народных гуляний или ремесленных ярмарок помогает детям узнать больше о своих корнях. Они могут увидеть и потрогать предметы быта и одежды своих предков, услышать интересные рассказы о прошлом своей страны.
Еще можно использовать методику "живой легенды". Детям предлагается изучить жизнь знаменитых людей, которые сделали значительный вклад в развитие национальной культуры и истории. После этого дети играют в ролевые игры, воплощая образы этих знаменитостей. Такой подход не только помогает углубить знания о своей стране, но и развивает творческие способности.
Народная культура также может стать источником вдохновения для создания собственных произведений искусства. Дети могут писать стихи или прозу на темы своей национальной культуры, рисовать картинки, делать поделки. Таким образом, они выражают свое видение этих традиций через собственное творчество.
VII.Роль родителей и педагогов в развитии духовности и патриотизма у дошкольников через народную культуру.
Роль родителей и педагогов в развитии духовности и патриотизма у дошкольников через народную культуру очень важна. Родители являются первыми учителями ребенка и могут сделать много для формирования его ценностных ориентаций. Они могут познакомить детей с традициями, обычаями и народными праздниками.
Педагоги также играют значимую роль в этом процессе. Они могут использовать различные методы и приемы для привлечения детей к изучению народной культуры, такие как игры, песни, танцы и художественные занятия.
Для успешного развития духовности и патриотизма у дошкольников через народную культуру необходимо создать благоприятную атмосферу в семье и в дошкольном учреждении. Важно осознавать значение этих ценностей для самого ребенка и передавать их ему с любовью и заботой.
Также стоит учить детей уважению к другим народам, культурам и традициям. Это поможет им развить толерантность и глубже понять свое место в мировом сообществе
VIII. Подведение итогов.
Итак, народная культура играет важную роль в формировании духовных ценностей у детей. Музыка, танцы, фольклорная литература и народное ремесло помогают детям познавать историю своего народа, прививать патриотические чувства и развивать творческие способности. Это не только помогает им стать гармоничной личностью, но и способствует сохранению культурного наследия для будущих поколений.
В заключение хочется сказать, что формирование у детей основ духовности и патриотизма через народную культуру является важной задачей образовательной системы. Примеры практической реализации такого формирования многообразны и могут быть адаптированы под нужды конкретного образовательного учреждения или группы детей. Важно помнить, что эти мероприятия должны быть интересными и доступными для детей, чтобы они смогли по-настоящему воспринять ценности своего народа и страны.
Список литературы:
1. Ананьев Б. Г. Воспитание дошкольников. - М. : Спарк. - 2010. - 189с.
2. Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика, 2011, №8.
3. Арчибальд Р. С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. - М. : ДМК Пресс, 2012. - 178с.
4. Буре Р. С. Основы нравственного воспитания детей. - М. : Перспектива. - 2009. - 298с.
5. Взятышев В. Ф. Введение в методологию инновационной проектной деятельности: Учебник для вузов. - М. : «ЕЦК», 2012. -199с.
6. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. Ї М. : Просвещении, 2009. - 256с.
7. Година Г. Н. Нравственность и воспитание. - М. : Спарк. - 2011. - 289с.
8. Запорожец А. В. Воспитание детей в раннем возрасте. - М,: Просвещение. - 2010. - 298с.
9. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник Г. М. Коджаспирова. - М. : КНОРУС, 2010. - 744с.
10. Козлова С. А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. - М,: Владос. - 2008. - 289с.
11. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2008. - 39 с.
12. Краевский В. В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика. - Волгоград: Перемена, 2011.- 398с.
13. Леонтьев А. Н. Психология дошкольного детства. - М. : Наука. - 2001. - 398с.
14. Методология: вчера, сегодня, завтра. В 3-х тт. ред. -сост. Крылов Г. Г., Хромченко М. С. - М. : Изд-во Школы Культурной Политики, 2011.-315 с.
15. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
16. Новиков А. М. Методология образования. - М. : Эгвес, 2009. - 198с.
17. Новиков А. М. Методология учебной деятельности. - М. : Эгвес, 2011. - 289с.
18. Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду. / Ветлугина Н. А., Казакова Т. Г., Пантелеева Г. Н. и др. ; Под ред. Ветлугиной Н. А. - М. : Просвещение, 2009. - 209с.
19. Нравственно-духовное воспитание в детском саду. /Под ред. Буре Р. С. М. ,2010. - 209с.
20. Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. Нечаевой В. Г., Марковой П. А. - М., 2010. -199с.
21. Островская Л. Ф. Беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании дошкольника. М. : Просвещение. - 2010. - 109с.
22. Рояк А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М. ,2010. - 211с.
23. Рубинштейн С. Я. О воспитании привычек у детей. М. ,2009. - 200с.
24. Социология воспитания. / Ильчиков М. З., Смирнов Б. А. М. ,2011. - 263с.
25. Сухомлинский В. А. О воспитании. М. - 2011. - 309с.
26. Суслова Э. К. Воспитание у детей этики межнационального общения. М. - 2011. - 398с.
27. Толстой Л. Н. Собр. соч. - М. : Педагогика, 2009. - 298с.
28. Ушинский К. Д. История воображения / Избр. пед. соч. -М. ,2009.-Т. 2.
29. Учимся общаться с ребенком. / Петровский В. А. и др. М. ,2010. - 239с.