Получи документы

Консультация «Формирование социально-коммуникативной компетентности детей посредством интеграции образовательных областей»

Лилия Бенгарт
Консультация «Формирование социально-коммуникативной компетентности детей посредством интеграции образовательных областей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.

Задачи:

- повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»;

- формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей по данной проблеме.

Публикация «Консультация „Формирование социально-коммуникативной компетентности детей посредством интеграции образовательных областей“» размещена в разделах

Во ФГОС ДО говорится, что образовательная программа формируется как программа «психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста», а социально-коммуникативное развитие выделяется как необходимая образовательная область, в процессе реализации которой происходит развитие ребнка в общении со взрослыми, сверстниками, во взаимодействии с окружающим его миром. На современном этапе проблема социально-коммуникативного развития становится особо актуальной.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребнка).

Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;

– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.

Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.

Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определнным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определнным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Мы предлагаем вам сегодня систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений. Желаю вам хорошего делового настроения.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления:

Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.

Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.

Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.

Формирование основ безопасности.

Результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребнка ключевые компетенции :

коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;

социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;

информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;

продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки);

нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;

физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.

Сегодня речь будем вести о формировании социально-коммуникативной компетенции у дошкольников.

Основные компоненты коммуникативной компетентности дошкольников :

- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;

- умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;

- сотрудничество со взрослыми и сверстниками; - коммуникативные навыки;

- умение слушать и слышать;

- воспринимать и понимать информацию;

- говорить самому.

Вопрос педагогам:

- Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?

• Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.

• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.

Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.

• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.

• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.

• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.

• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.

Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.

Основные формы работы при реализации социально-коммуникативного развития :

1) Организованная образовательная деятельность (занятия).

Социально-коммуникативное развитие интегрируется в занятия познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического циклов. Взаимопроникновение образовательных областей имеет ряд преимуществ: способствует развитию речи, формированию аналитико-синтетических функций, дат возможность рассмотреть изучаемую тему с разных сторон, реализовать полученные умения в практической (трудовой, продуктивной) деятельности.

2) Личный пример взрослого.

В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения, коммуникативных, этических и нравственных норм.

3) Игровая ситуация.

В ходе данной практической формы работы ребнок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнром, усваивает новые знания, конструктивные примы общения.

4) Беседа.

В ходе беседы педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой НОД, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам. Одна из форм беседы – этическая - позволяет закрепить не только знания, но и морально-нравственные нормы поведения. Грамотно выстроенная этическая беседа способствует осознанию дошкольником поступков, ситуаций социально-нравственного характера.

5) Наблюдение.

Применяется при усвоении детьми норм общения со взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами труда.

6) Игра.

Это одна из основных форм социализации ребнка, направленная на овладение нравственными и этическими нормами, навыками социального взаимодействия, конструктивными способами общения со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности. Словесные игры (устные речевые упражнения без использования наглядности) способствуют совершенствованию речи, активизации словаря, позволяют закрепить усвоенные дошкольником коммуникативно-речевые нормы.

7) Наглядные методы.

К ним относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих определнную ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости помочь ребнку наводящими вопросами, проанализировать действия героев, оценить их, предложить сво решение ситуации (как нужно поступить и почему).

8) Чтение и обсуждение произведений художественной литературы значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально-коммуникативному развитию дошкольника. Яркие примеры из жизни литературных героев иллюстрируют социально приемлемые способы общения, учат находить выход из различных ситуаций.

При использовании форм работы с детьми по социально-коммуникативному направлению необходимо соблюдать следующие условия:

- создавать ситуации коммуникативной успешности;

- стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные ситуации;

- устранять коммуникативные трудности;

- ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;

- проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учтом индивидуальных особенностей детей, привлекая педагога-психолога и семью;

- мотивировать ребнка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;

- обеспечивать баланс между НОД и самостоятельной деятельностью детей;

- моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;

- в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;

- признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребнка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.

Раздача памяток педагогам с данной информацией.

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений в процессе интеграции образовательных областей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 9 «Аистенок» города Долгопрудный «ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ.

Музыка как средство интеграции образовательных областей. Интегрированное занятие  «Машенька и братец Иванушка» СЦЕНАРИЙ Дети входят в зал под музыку. М. р. : - Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычная встреча. Посмотрите сколько гостей пришло.

Формирование краеведческой компетентности детей среднего дошкольного возраста посредством интерактивных викторин Интерактивная Викторина 4-5 лет 1. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края. 2. Обобщить и систематизировать знания.

Формирование этнокультурной компетентности детей посредством материнского фольклора .

Конспект занятия «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством интеграции образовательных областей» Ранний возраст - чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается.

Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областейМногофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей. Любая программа дошкольного образования ставит.

Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей»Отчёт музыкального руководителя по 2-й годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ посредством образовательных областей» Отчёт музыкально руководителя по второй годовой задаче «Изучение родного края в ДОУ через различные образовательные области» 1. Развивающая.

Проект Формирование социально-личностной компетентности детей средствами театрализованной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» города Буинска Буинского муниципального района.

Развитие коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов на примере детей 4–8 лет Развитие коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов (на примере детей 4 - 8 лет).[/b] Аннотация: В статье рассмотрены.

Способы интеграции образовательных областей в подготовительной группе Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. Мы с вами знаем, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование социально-коммуникативной компетентности детей посредством интеграции образовательных областей»
Опубликовано: 24 октября 2019 в 06:54
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование социально-коммуникативной компетентности детей посредством интеграции образовательных областей»» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Бенгарт (УИ 1287295) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД