Лилия Бенгарт
Консультация «Формирование социально-коммуникативной компетентности детей посредством интеграции образовательных областей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: мотивировать педагогов изучать и применять технологию развития навыков сотрудничества для формирования социально-коммуникативной компетентности у дошкольников.
Задачи:
- повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах реализации ФГОС – область «Социально-коммуникативное развитие»;
- формировать творческий подход в работе с детьми с учетом их возможностей по данной проблеме.
Публикация «Консультация „Формирование социально-коммуникативной компетентности детей посредством интеграции образовательных областей“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Во ФГОС ДО говорится, что образовательная программа формируется как программа «психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста», а социально-коммуникативное развитие выделяется как необходимая образовательная область, в процессе реализации которой происходит развитие ребнка в общении со взрослыми, сверстниками, во взаимодействии с окружающим его миром. На современном этапе проблема социально-коммуникативного развития становится особо актуальной.
Педагоги дошкольных образовательных учреждений обеспокоены изменениями в нравственном, социально-коммуникативном развитии дошкольников, их поведении. Современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы, они стали более эгоистичными, капризными, избалованными, зачастую неуправляемыми. Как следствие, манипулирование родителями, трудности в общении и взаимодействии с взрослыми и сверстниками, это обусловлено комплексом социально-психологических проблем (агрессивностью, застенчивостью, гиперактивностью, пассивностью ребнка).
Анализируя проблемы современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:
– несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);
– произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома;
– отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, общении.
Проблемы дошкольного детства вызываются и усугубляются в том числе неспособностью и неготовностью некоторых семей к созданию условий для гармоничной социализации ребнка, ослаблением преемственных связей между семейным и дошкольным воспитанием.
Задача современного дошкольного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определнным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определнным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, ненасильственного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Опыт работы ДОО показывает, что важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, обеспечить общее психическое развитие, формировать предпосылки учебной деятельности и качеств, необходимых для адаптации к школе и успешного обучения в начальных классах. Мы предлагаем вам сегодня систематизировать знания о работе по воспитанию ребенка в мире социальных отношений. Желаю вам хорошего делового настроения.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в учреждении; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Основные направления:
Социализация, развитие общения, нравственное воспитание.
Ребенок в семье и сообществе, патриотическое воспитание.
Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание.
Формирование основ безопасности.
Результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребнка ключевые компетенции :
коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым;
социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими;
информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации;
продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки);
нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам;
физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни.
Сегодня речь будем вести о формировании социально-коммуникативной компетенции у дошкольников.
Основные компоненты коммуникативной компетентности дошкольников :
- распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих;
- умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом;
- сотрудничество со взрослыми и сверстниками; - коммуникативные навыки;
- умение слушать и слышать;
- воспринимать и понимать информацию;
- говорить самому.
Вопрос педагогам:
- Какие виды деятельности позволяют реализовать процесс социально-коммуникативного развития дошкольников?
• Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества. В игре у ребенка появляется уверенность в собственных силах, в способности получать реальный результат.
• Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений.
• Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять в нем участие.
• Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире.
• Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства.
• Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке.
• Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности.
• Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением.
Основные формы работы при реализации социально-коммуникативного развития :
1) Организованная образовательная деятельность (занятия).
Социально-коммуникативное развитие интегрируется в занятия познавательного, речевого, физического и художественно-эстетического циклов. Взаимопроникновение образовательных областей имеет ряд преимуществ: способствует развитию речи, формированию аналитико-синтетических функций, дат возможность рассмотреть изучаемую тему с разных сторон, реализовать полученные умения в практической (трудовой, продуктивной) деятельности.
2) Личный пример взрослого.
В сочетании с пояснениями и уточнениями личный пример – одна из самых действенных форм работы, способствующих усвоению образцов поведения, коммуникативных, этических и нравственных норм.
3) Игровая ситуация.
В ходе данной практической формы работы ребнок «проживает» предложенную ему ситуацию, учится взаимодействовать с партнром, усваивает новые знания, конструктивные примы общения.
4) Беседа.
В ходе беседы педагог знакомит детей с новыми понятиями, закрепляет пройденный материал. Беседа может быть основой НОД, может проводиться в режимные моменты, индивидуально и по подгруппам. Одна из форм беседы – этическая - позволяет закрепить не только знания, но и морально-нравственные нормы поведения. Грамотно выстроенная этическая беседа способствует осознанию дошкольником поступков, ситуаций социально-нравственного характера.
5) Наблюдение.
Применяется при усвоении детьми норм общения со взрослыми и сверстниками, при ознакомлении с профессиями, овладении некоторыми видами труда.
6) Игра.
Это одна из основных форм социализации ребнка, направленная на овладение нравственными и этическими нормами, навыками социального взаимодействия, конструктивными способами общения со взрослыми и сверстниками в разных видах деятельности. Словесные игры (устные речевые упражнения без использования наглядности) способствуют совершенствованию речи, активизации словаря, позволяют закрепить усвоенные дошкольником коммуникативно-речевые нормы.
7) Наглядные методы.
К ним относится работа с серией сюжетных картинок, отображающих определнную ситуацию в динамике. Задача педагога в случае необходимости помочь ребнку наводящими вопросами, проанализировать действия героев, оценить их, предложить сво решение ситуации (как нужно поступить и почему).
8) Чтение и обсуждение произведений художественной литературы значительно расширяет арсенал форм и методов работы по социально-коммуникативному развитию дошкольника. Яркие примеры из жизни литературных героев иллюстрируют социально приемлемые способы общения, учат находить выход из различных ситуаций.
При использовании форм работы с детьми по социально-коммуникативному направлению необходимо соблюдать следующие условия:
- создавать ситуации коммуникативной успешности;
- стимулировать коммуникативную деятельность, используя проблемные ситуации;
- устранять коммуникативные трудности;
- ориентироваться на «зону ближайшего развития» и повышение уровня коммуникативной успешности;
- проводить коррекционную работу по совершенствованию развития начал коммуникативной компетентности с учтом индивидуальных особенностей детей, привлекая педагога-психолога и семью;
- мотивировать ребнка к выражению своих мыслей, чувств, эмоций, характерных черт персонажей при помощи слова и мимики;
- обеспечивать баланс между НОД и самостоятельной деятельностью детей;
- моделировать и создавать игровые ситуации, мотивирующие дошкольника к общению со взрослыми и сверстниками;
- в процессе коммуникативной деятельности обеспечивать стратегию поддержки взаимодействий педагога с детьми, детей со сверстниками;
- признать семью и социальные ситуации, в которых протекает ежедневная жизнь ребнка, факторами, оказывающими равное влияние на результат развития речи детей и начал коммуникативной компетентности.
Раздача памяток педагогам с данной информацией.