Эльвира Хабибуллина
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей.
Любая программа дошкольного образования ставит перед собой цель – развитие личности ребенка. А, как известно, именно среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта.
Один из принципов построения развивающей среды в ДОУ, В. А. Петровского, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной – принцип гибкого зонирования: «Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной).
Публикация «Многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2019
В ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Также развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды – обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, творческую, двигательную активность, эмоциональное благополучие и возможность самовыражения детей. Трансформируемость - возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность - возможность разнообразного использования, не обладает жестко закрепленным способом употребления. Доступность – свободный доступ детей к игрушкам, материалам, пособиям, которые хранятся в карманах ширм. Вариативность - наличие различных пространств для деятельности детей и уединения, свобода выбора разнообразных материалов, игр и игрушек; периодическая сменяемость материалов, стимулирующих разнообразную детскую активность. Безопасность – соответствует всем элементам и требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Чтобы предметно-пространственная среда выступала как развивающая, подвижная и легко меняющаяся, я пришла к решению разработать и создать универсальную многофункциональную ширму для использования в игровой, театрализованной и познавательно-образовательной деятельности детей. Многофункциональная напольная ширма стала для нас настоящей находкой. Несмотря на свое довольно прозаичное название, ширма является очень интересным, и главное, многофункциональным предметом интерьера детского сада. Основное предназначение ширмы – это зонирование пространства. Многофункциональная напольная ширма помогает нам решать следующие основные задачи : • Способствовать обогащению самостоятельного игрового опыта детей. • Развивать все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, тематики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации. • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в игре.
Каркас ширмы изготовлен из полипропиленовых водопроводных труб, которые являются экологически чистым материалом. Использование этих труб позволяет изготовить ширму любых размеров и разных вариаций: модули ширмы могут быть одного размера, либо разного. Конструкция ширмы очень легкая. Ширма устойчиво стоит на полу. К рамам крепятся полотнища из ткани и шторки, они являются двухсторонними и съемными, т. к. закрепляются на тесьму-липучку, что позволяет быстро и легко снять или закрепить полотна. Для хранения ширма складывается в плоское состояние.
Имеет прозрачные карманы. Эту секцию можно использовать как стенд по всем образовательным областям, во время организованной образовательной деятельности, для демонстрации дидактических картин, наглядного пособия, различных схем и т. д. с целью расширения кругозора детей, формирования целостной картины мира.
Кроме этого, данную секцию можно использовать для оформления сюжетно-ролевых игр с помощью иллюстраций на разные тематики.
Вторая секция ширмы.
Еще одним важным средством в повышении уровня развития детей является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. В театральной игре каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, причем не только наедине с собой, но и публично не стесняясь присутствия слушателей, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Ширма для кукольного театра удобна в использовании, имеет привлекательный дизайн, помогающий украсить интерьер группы, внести в него нотку оригинальности. Это изделие способно превратить игру в настоящее театрализованное представление. Ширма 2-х сторонняя, с одной стороны можно прикрепить афишу и пригласить на спектакль. А с другой стороны, расположены карманы для хранения разных видов театра (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой и т. д., атрибутов и может быть использован как ширма для постановок кукольного театра. Кроме того, игра в кукольный театр при наличии ширмы способствует развитию мышления ребенка, стимулирует психические процессы и развивает творческую активность, создает условия для дальнейшего развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия в игровой подгруппе.
Ширма помогает развивать мелкую моторику.
Эта часть имеет полотно с пристроченными к нему полосами тесьмы, липучки, замочки, колечки и так далее. Секцию можно использовать во время совместной организованной деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей.
Работая на этой части ширмы, также можно проследить интеграцию всех образовательных областей.
Согласно ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать детям возможность для уединения. В группе можно организовать центр уединения – за ширмой, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. Комната ребенка – это модель целой квартиры, только в миниатюре. Вот почему ширма будет здесь как нельзя более кстати. Одно движение – и готово место, где можно посекретничать или помечтать.
Боковины ширмы можно расположить под разными углами, использовать для разделения пространства, для игр по интересам.
Использование ширмы в игре стимулирует развитие самостоятельности, инициативности.
Предлагаю посмотреть презентацию, как многофункциональную ширму используют воспитатели в нашем детском саду.
Педагоги и родители могут самостоятельно изготовить многофункциональные игровые пособия для решения задач интеграции образовательных областей. Использование данных пособий ребенком в ходе взаимодействия со взрослыми и сверстниками будет способствовать развитию его личности в целом, проявлению инициативы и творческих способностей, формированию предпосылок учебной деятельности.