Татьяна Почкаева
Развитие коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов на примере детей 4–8 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов (на примере детей 4 - 8 лет)
.[/b]
Публикация «Развитие коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов на примере детей 4–8 лет» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы коммуникации детей, дошкольного и младшего школьного возраста. Описываются возможности преодоления с помощью психологических тренингов и компетентности специалистов, детских психологов и преподавателей. Анализ поведения детей в начале тренинга и в конце. Методика интерактивного обучения в сравнении с другими формами обучения. Целью методики является быстрая адаптация с помощью психологических тренингов. Как следствие, возникновение стойкой коммуникации и компетентности в группе.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, самооценка, коммуникация, психологический тренинг.
Коммуникативная компетентность это словосочетание, которое на слуху у многих. Об этом писали в своих работах И. А. Зимняя [4], В. С. Мухина [7], И. Д. Егорычева [3], Г. Р. Хузеева [9] и многие другие авторы. В современном обществе где общение (лицом к лицу) часто заменяется технической стороной коммуникации : компьютерами, мобильными телефонами, планшетами, зачастую возникают проблемы в общении друг с другом. Очень часто в жизни ребенка, общение в кругу семьи ограничивается. В руки детей попадают гаджиты, тем самым заменяя прямое общение, отсутствие эмпатии, диалога глаза в глаза которые приводят в конечном итоге к дефициту накопления пассивного и активного словаря ребенка, что затрудняет его возможность точно выражать в форме словесного сопровождения свои желания и действия. Если в семье такого ребенка могут понять, то в социуме (когда он оказывается) один на один с группой детей и в окружении чужих взрослых, такой ребенок испытывает панику, страх, что приводит в последствии к конфликту и замкнутости и как следствие не успех в коммуникации между сверстниками в группе. Мы прекрасно понимаем, что формирование личности в эти годы, психическое развитие, комммникативность с окружающими его людьми- это залог успеха в будущем ребенка и гармоничное психическое развитие в онтогенезе. Об этом писали в своих работах Л. С. Выготский [2]; В. А. Сухомлинский [8]. Так как человек существо социальное, коммуникативные качества должны нарабатываться с детства. В форме игры, чтения стихов, исполнения песен, потешек, проигрывания сказок от первого лица в группе, сюжетно-ролевых игр. Все это способствует навыку общения. О чем утверждают авторы книг В. М. Минаева «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.», Г. М. Ткач «Сказкотерапия детских проблем», С. И. Гин «Занятия по ТРИЗ в детском саду», О. С. Ушакова «Развитие речи детей 4-7 лет»; «Придумай слово». Способствует накоплению пассивного и активного словаря, дает ребенку возможность проявлять себя в коллективе, быть успешным и повышать самооценку. Зачастую самооценка ребенка в этом возрасте или снижена, или завышена. В том и в другом случае ведет к психологическим проблемам, которые нам взрослым не в коем случае нельзя допустить. И так мы подошли к одному из важных на сегодняшний день методов работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста это психологический тренинг. Тренинг это один из методов направленный на развитие знаний, умений и навыков, а также социальных установок. Это форма интерактивного обучения, целью которой является развитие коммуникативного и межличностного поведения в общении. Проявление этого метода обучения связано с требованиями, повышения эффективности обучения, общения и понимания детей и их сплоченности в коллективе. Известные отечественные и зарубежные авторы в своих работах, статьях и книгах объясняют как создать и организовать обучение, чтобы это было успешно и плодотворно для детей. Вызвать в кругу сверстников интерес и проявить лидерские качества. Не бояться озвучить свою точку зрения в присутствии взрослых. Многие авторы в своих работах предагают именно такие тренинги, например Зинкевич-Евстигнеева Т. Д и ее статья «Тренинг по сказкотерапии»; Следующие авторы: Петровская Л. А. «Тренинг- компетентность в общении» и Погосова Н. М «Цветовой игротренинг», рекомендуют включить в работу с дошкольниками именно эти тренинги, а известный американский тренер Д. 0` Коннер[5] в тренинге теория и практика «Игровой психотерапии» - раскрывает образ ребенка, его индивидуальность. Психологический тренинг помогает ребенку влиться в социум, почувствовать энергию коллектива, открыто и уверенно принимать участие в обучении, в игре. Устанавливать межличностные отношения. В трудах, которые посвящены изучению коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников, авторы пишут, что от степени усвоения детьми, деятельности и навыка в котором они проявляют себя, образуется стойкая коммуникация отношений и понимание своей компетентности в группе. На сегодняшний день разрабатывается программа, коммуникативной компетентности с помощью психологических тренингов для детей 4-8 лет, для дошкольных образовательных учреждений и досуговых детских центров (дополнительного образования, для более глубокого раскрытия детей и создания комфортных условий для дальнейшего обучения и воспитания. На базе этих учреждений планируется провести исследование межличностной коммуникативности детей и коммуникации их в группах. По результату данных исследований, будет разработана методика, целью которой является преодоление и быстрая адаптация в группе с помощью психологических-тренингов. Которые будут иметь особое значение для детей и определят направление в образовательном развитии дошкольников и младших школьников.
Литература:
1. Букатов В. М. «Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру» : Педагогика, Издательство: Речь,; 2009г. - 288с.
2. Выгодский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте» : психологический очерк : кн. для учителя (Л. С. Выгодский – М. : Просвещение, 1991г. -93 с.
3. Егорычева И. А «Самореализация во времени, пространство онтогенеза»; «Подросток и самореализация». – М. : МПСУ, без даты. Электронный ресурс 1 СД.
4. Зимняя И. А «Педагогическая психология»; Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М. : Издательская корпорация «Логос», 2005 г. -384 с.
5. Коннер. Джозеф, «Искуство системного мышления»; необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем (Дж. О Коннор, И. Макдермотт; пер. с англ. – М. :Альпина Бизнес. Вук, 2006 – 253 с. - (Центр новых технологий управления).
6. Левин К «Разрешение социальных конфликтов» - Спб. : Речь, 2000 г. – 407с. (Мастерская психологии и психотерапии).
7. Мухина В. С «Детская психология»; год издания: 1985г. – 214с. ; Издание: Просвещение. : Мухина В. С. «Шестилетний ребенок в школе»; год: 1990; Издательство: Просвещение – 187с.
8. Сухомлинский В. А «Как воспитать настоящего человека» : (советы воспитателям) В. А. Сухомлинский – Минск: народная асвета, 1978г. - 288с.
9. Хузеева Г. Р «Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника»; год издания 2012,; Издание: Владос – 367с.