МААМ-картинки

Консультация «Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка»

Амина Досмаилова
Консультация «Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы

Функциональной грамотностью называют определенный уровень знаний, умений и навыков, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

При этом современное образование - лишь средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности.

Сегодня целью каждого педагога состоит в том, чтобы обеспечить качественным образованием новое поколение с учетом индивидуальных способностей, потребностей, а также сформировать творческую личность.

Публикация «Консультация „Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка“» размещена в разделах

Главная задача современного образования является воспитать творческую и активную личность, умеющая самосовершенствоваться, добывать самостоятельно знания и уметь применить их в какой-то конкретной ситуации.

Особую роль занимает Русский язык в системе школьного образования.

Изучаемые теоретические сведения по предмету способствуют формированию и развитию практических навыков.

Формирование функциональной грамотности обучающихся, опирается на традиционные методы и формы обучения, а также и на инновационное обучение. Для развития функциональной грамотности необходимо проводить нетрадиционные уроки, благодаря которым повышается интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом.

Классификации и виды нестандартных уроков :

Урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок- экскурсия, урок-исследование, урок- дебаты, урок-игра, урок-КВН и другие.

Применение дидактических игр, вызывает интерес к уроку и повышает функциональную грамотность. При этом материал урока становится более интересным и доступным, увеличивается работоспособность.

Например, такие игры, как: «Четвёртый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение».

Огромное значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи.

Уметь писать сочинение - значит уметь мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи можно использовать сочинения – миниатюры, изложении - миниатюры, которые развивают образное мышление ребенка, помогают поразмышлять над важными нравственными проблемами, которые актуальны сегодня, и много лет назад.

Не маловажную роль в повышении функциональной грамотности играют письменные игровые диалоги как одна из форм развития устной и письменной речи обучающихся. Преимуществом данной формы работы является ещё и то, что он развивает у ребенка фантазию, способность слышать другого человека, сотрудничество, повышает коммуникативные навыки.

В настоящее время невозможно представить современный урок русского языка без использования информационно-коммуникационных технологий и флипчартов, благодаря которым расширяется широкий потенциал школьника.

Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес обучающихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал, повышают уровень функциональной грамотности обучающихся.

Особенно часто используют информационно-коммуникационные технологии при осуществлении учебных проектов для создания презентаций, при изучении биографии и жизненного пути того или иного писателя. Компьютерная презентация является наглядным пособием, а заранее подготовленные ученики озвучивают каждый слайд.

Дифференцированный подход является одним из основных принципов обучения. Он позволяет реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся и развивать функциональную грамотность.

Применяя наглядность на каждом уроке позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Обучающимся обычно предлагаются схемы-опоры, как модель изученного и изучаемого материала, изображение его устройства, взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность умений, знаний и навыков. Кластеры являются одним из способов графической организации материала нового урока. Они позволяют «погрузить» в ту или иную проблему обучающихся на уроке.

Принцип составления кластера прост: посередине листа записывается ключевое слово или понятие, отражающее суть темы, а вокруг слова, фразы или предложения, раскрывающие эту тему. По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. Не мене интересна и продуктивна работа по составлению кластеров. Данные виды работы можно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.

Нетрадиционные формы домашнего задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ребенка.

Виды домашнего задания:

• творческие работы;

• лингвистические исследования текста;

• создание кластеров, синквейнов;

• составление словарей и словарных диктантов;

• составление опорных конспектов, опорных схем и таблиц

Сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе. Я считаю, учитель должен быть организатором образовательного процесса в классе. Он должен организовать образовательную среду, серии мероприятий и коллективную работу обучающихся, создав атмосферу сотрудничества.

Публикации по теме:

Филворды на уроках чтения и русского языка в начальных классах Филворд- это разновидность кроссворда. Отгадки спрятались в сетке букв. Двигаться можно по вертикали и по горизонтали. Филворд «Деревья».

Грамматические сказки на уроках русского языка в начальной школе «Как части речи решали, кому править страной Морфологией» На уроках русского языка для повышения познавательного интереса я использую грамматические сказки Сказка о том, как части речи решали,.

Использование ИКТ на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью нарушением интеллектаИспользование ИКТ на уроках музыки для обучающихся с умственной отсталостью нарушением интеллекта Ребенку с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо создать условия для мотивации к учебе, накопления достаточных знаний об.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Паузы на уроках немецкого языка Ухудшение здоровья детей — это угроза для общества и огромная проблема, с которой необходимо бороться не только родителям, но и учителям.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Словарная работа на уроках русского языка по Аооп для детей с УО (интеллектуальными нарушениями) Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных.

Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных предметов. С одной стороны знание русского языка даётся ребёнку с детства,.

Развитие творческих способностей обучающихся 1–4 классов на уроках математики (комплекс заданий) Введение «Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка»
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 06:21
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка»» (включая файлы) размещена пользователем Амина Досмаилова (УИ 290722) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД