Амина Досмаилова
Консультация «Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка»
▼ Скачать + Заказать документы
Функциональной грамотностью называют определенный уровень знаний, умений и навыков, которые необходимы для обеспечения жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
При этом современное образование - лишь средство, обеспечивающее определенный уровень грамотности.
Сегодня целью каждого педагога состоит в том, чтобы обеспечить качественным образованием новое поколение с учетом индивидуальных способностей, потребностей, а также сформировать творческую личность.
Публикация «Консультация „Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Главная задача современного образования является воспитать творческую и активную личность, умеющая самосовершенствоваться, добывать самостоятельно знания и уметь применить их в какой-то конкретной ситуации.
Особую роль занимает Русский язык в системе школьного образования.
Изучаемые теоретические сведения по предмету способствуют формированию и развитию практических навыков.
Формирование функциональной грамотности обучающихся, опирается на традиционные методы и формы обучения, а также и на инновационное обучение. Для развития функциональной грамотности необходимо проводить нетрадиционные уроки, благодаря которым повышается интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом.
Классификации и виды нестандартных уроков :
Урок-семинар, урок-лекция, урок-беседа, урок-практикум, урок- экскурсия, урок-исследование, урок- дебаты, урок-игра, урок-КВН и другие.
Применение дидактических игр, вызывает интерес к уроку и повышает функциональную грамотность. При этом материал урока становится более интересным и доступным, увеличивается работоспособность.
Например, такие игры, как: «Четвёртый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение».
Огромное значение в повышении функциональной грамотности обучающихся имеют уроки развития речи.
Уметь писать сочинение - значит уметь мыслить, видеть, анализировать увиденное, высказывать свою точку зрения. Для развития речи можно использовать сочинения – миниатюры, изложении - миниатюры, которые развивают образное мышление ребенка, помогают поразмышлять над важными нравственными проблемами, которые актуальны сегодня, и много лет назад.
Не маловажную роль в повышении функциональной грамотности играют письменные игровые диалоги как одна из форм развития устной и письменной речи обучающихся. Преимуществом данной формы работы является ещё и то, что он развивает у ребенка фантазию, способность слышать другого человека, сотрудничество, повышает коммуникативные навыки.
В настоящее время невозможно представить современный урок русского языка без использования информационно-коммуникационных технологий и флипчартов, благодаря которым расширяется широкий потенциал школьника.
Создание презентаций, поиск в интернете дополнительной литературы и информации способствуют не только совершенствованию практических умений и навыков обучающихся, но и позволяют индивидуализировать процесс обучения, повышают интерес обучающихся к урокам, активизируют познавательную деятельность и развивают творческий потенциал, повышают уровень функциональной грамотности обучающихся.
Особенно часто используют информационно-коммуникационные технологии при осуществлении учебных проектов для создания презентаций, при изучении биографии и жизненного пути того или иного писателя. Компьютерная презентация является наглядным пособием, а заранее подготовленные ученики озвучивают каждый слайд.
Дифференцированный подход является одним из основных принципов обучения. Он позволяет реализовать творческие возможности обучающихся. Используя такие формы работы, как парная форма работы, групповая, взаимопроверка, тестирование, лингвистические конкурсы, дидактические игры, удается более прочно закрепить полученные учениками знания и применить их на практике. Это позволяет достигать хорошей успеваемости обучающихся и развивать функциональную грамотность.
Применяя наглядность на каждом уроке позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Обучающимся обычно предлагаются схемы-опоры, как модель изученного и изучаемого материала, изображение его устройства, взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность умений, знаний и навыков. Кластеры являются одним из способов графической организации материала нового урока. Они позволяют «погрузить» в ту или иную проблему обучающихся на уроке.
Принцип составления кластера прост: посередине листа записывается ключевое слово или понятие, отражающее суть темы, а вокруг слова, фразы или предложения, раскрывающие эту тему. По мере записи слова соединяются прямыми линиями с ключевым словом. Не мене интересна и продуктивна работа по составлению кластеров. Данные виды работы можно использовать на любом этапе урока и в качестве домашнего задания.
Нетрадиционные формы домашнего задания имеют большое значение для раскрытия творческого потенциала ребенка.
Виды домашнего задания:
• творческие работы;
• лингвистические исследования текста;
• создание кластеров, синквейнов;
• составление словарей и словарных диктантов;
• составление опорных конспектов, опорных схем и таблиц
Сегодня меняется место и роль учителя в образовательном процессе. Я считаю, учитель должен быть организатором образовательного процесса в классе. Он должен организовать образовательную среду, серии мероприятий и коллективную работу обучающихся, создав атмосферу сотрудничества.