Дарья Николаева
Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
Тема : «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Воспитатель Николаева Д. Д.
МБДОУ д / с № 3 «Колокольчик»
В настоящее время в сфере образования понятие функциональной грамотности становятся наиболее обсуждаемым и актуальным. Известный психолог Алексей Леонтьев говорил, что функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Основные признаки функционально грамотной личности - это самостоятельность, познавательный интерес, коммуникативность, взаимодействие внутри социума, ключевые компетенции, критическое мышление.
Развитие предпосылок функциональной грамотности способствует не только реализации преемственности дошкольной и школьной ступени, но и закладывает основу для успешного обучения воспитанников детского сада в школе.
Функциональная грамотность характеризуется следующими показателями:
• Готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для совершенствования;
• Возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
• Способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-эстетическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
• Совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовому развитию; умению прогнозировать свое будущее.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.
Функциональная грамотность должна уже быть знакома детям в 6-7 лет. Как мы знаем, именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики, а это является той почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.
Для детей 3 - 7 лет ставится цель овладения предпосылками функциональной грамотности как основы успешного обучения в школе.
Из этой цели формируются следующие задачи :
• создание в системе дошкольного образования условий для овладения детьми способами познания окружающего мира посредством развития предпосылок математической, естественно-научной и читательской грамотности;
• внедрение в педагогическую практику эффективных педагогических технологий, позволяющих развивать у детей предпосылки читательской (речевой, математической и естественно-научной грамотности и реализовывать целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования;
• совершенствование профессиональных компетенций педагогов в направлении организации образовательного процесса, направленного на развитие у детей предпосылок функциональной грамотности;
• создание системы психолого-педагогической поддержки семьи, а также роста активности родителей в образовательной процессе дошкольных организаций для эффективного развития детей дошкольного возраста.
Задача педагога не только дать знания и умения, но и научить применять эти знания на практике. В этом и заключается формирование предпосылок функциональной грамотности в дошкольном детстве – уметь применить в повседневной, окружающей действительности полученные знания и опыт. Для формирования функциональной грамотности целесообразно использовать эффективные педагогические практики такие, как:
• создание учебных ситуаций, инициирующих практическую деятельность детей, мотивирующих их на познавательно-активную деятельность и проясняющих смыслы этой деятельности;
• приобретение опыта успешной деятельности, разрешения проблем, принятия решений, позитивного поведения;
• учение в общении, или совместное сотрудничество, задания на работу в парах и малых группах;
• поисковая активность – задания поискового характера, учебные исследования, проекты; - оценочная самостоятельность дошкольников, задания на само - и взаимооценку: кейсы, ролевые игры, диспуты и др
Педагогам в своей работе с детьми дошкольного возраста необходимо определять как в традиционные занятия по математике, развитию речи, окружающему миру, опытно-экспериментальной деятельности и т. д. включать элементы формирования функциональной грамотности.
Например, в опытно-экспериментальной деятельности о свойствах воды, когда мы показываем детям как соль растворяется в воде, необходимо от практического опыта перейти к вопросам, к мысленному эксперименту («Растворяется ли песок в воде, бензин?», «Что будет если помыть машину в речке?» и др., тем самым мы подводим детей к глубокой взаимосвязи полученных знаний с реальной жизнью, с теми ситуациями, которые в этой реальной жизни встречаются, в данном случае - к экологическим проблемам.
Другой пример задания для детей : «Из всех кубиков, которые есть у каждого из вас, сделайте три ножки разной высоты». Здесь самое трудное ребенку понять, что один кубик имеет тоже высоту. Самое главное, чтобы воспитатель не давал готовых образцов, а только помогал подвести к результату «Получилось сделать?»
Далее воспитатель раздаёт сидения и предлагает построить скамейки разной высоты. И в данной ситуации получается, что один ребенок не может построить скамейку без помощи другого, детям обязательно нужно снова вступать в коммуникацию и снова договариваться. «Как же можно построить эти скамейки? Ножки должны быть одинаковой высоты». И вот только объединив усилия, дети делают скамейки разной высоты.
В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.
Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки.
С помощью игровых персонажей можно предложить простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи.
Одной из задач многофункциональных игр и заданий является развитие у детей осознания неразрывной связи знаний с окружающим миром.
Таким образом, на современном этапе воспитателям необходимо корректировать свою профессиональную деятельность:
1. Стремиться к максимальной поддержке инициативы и самостоятельной активности детей в проектной деятельности, в решении образовательных и жизненных задач, изучать практики поддержки детской инициативы, в т. ч. зарубежный опыт.
2. Для возможности целостного восприятия ребёнком окружающего мира активно использовать интегрированный подход, позволяющий решать задачи нескольких образовательных областей в рамках одного мероприятия (события) : планировать и проводить образовательные мероприятия (в т. ч. НОД) в группе и на прогулке, интегрируя несколько образовательных областей.
3. В организации образовательных мероприятий максимально активизировать психические процессы: к каждому образовательному мероприятию подбирать игры, упражнения, организационные моменты способствующие развитию психических процессов (внимания, воображения, мышления, речи). Формировать картотеку интересных приёмов, игр, упражнений. Создавать образовательные «проблемные ситуации».
4. Организовывать мероприятия, где дети представят родителям результаты проекта, мини-исследования. Активно привлекать родителей к совместной детско-взрослой исследовательской, проектной деятельности.
5. Вносить изменения в развивающую среду группы, так чтобы само пространство группы стимулировало активности ребёнка (экспериментировать, наблюдать, творческая деятельность и др.).
В заключение хочется подчеркнуть, что функционально грамотный человек – это не просто тот, кто научился читать и писать, а тот, кто способен применять свои знания на практике и усовершенствовать их, самостоятельно обучаться, развиваться и тем самым помогать развитию современного общества. И чтобы воспитать человека самостоятельного, познающего и умеющего жить среди людей, необходимо закладывать основы функциональной грамотности уже на этапе дошкольного образования.