Наталья Лапшина
«Воздух и его свойства». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять знания детей о воздухе и его свойствах.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать представления о воздухе, его свойствах.
- Определить совместно с детьми опытно-экспериментальным путем основные свойства воздуха. Учить делать выводы.
Развивающие:
- Развивать любознательность, наблюдательность, мышление, речь.
- Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира и желание исследовать его доступными способами.
Методы:
Наглядный (показ способов действий)
Словесный (обсуждение, диалог, пояснение)
Практический (экспериментирование)
Форма реализации:
Проблемная ситуация, экспериментирование, двигательная активность, сюрпризный момент.
Оборудование:
Мольберт, атрибутика: воздушные шарики (для персонажа, и по количеству детей, полиэтиленовые пакеты, стаканчики с чистой водой и трубочки для коктейля по количеству детей, два желтых шарика (наполненных воздухом и водой, поднос, коробочки маленькие, коробка большая, магниты, картинки о свойствах воздуха.
Предварительная работа:
Беседа «Для чего нам нужен воздух». Просмотр мультфильма Фиксики «Воздушный шар».
Виды деятельности:
Игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Ход занятия.
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята, скажите, а какое у вас настроение? А хотите, чтобы оно стало еще лучше?
Воспитатель собирает детей, предлагает встать в круг.
Встанем ровно мы по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень
Всем «Привет» и «Добрый день»
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Дети улыбаются друг другу.
Раздается стук в дверь, воспитатель подходит к ней, открывает ее.
Воспитатель: А вот и гости к нам пожаловали.
Занести игрушку Лунтика, в руках он держит шарик (не надутый).
Лунтик: Здравствуйте, ребята! Сегодня день рождения у моего самого лучшего друга Кузи. Он попросил меня подарить ему на праздник воздушный шар. Но я не знаю, чем его надуть.
Воспитатель: Не расстраивайся, Лунтик! Ребята тебе помогут. Правда, ребята!
Дети отвечают положительно.
2. Основная часть:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, чем можно надуть шарик Лунтика?
Дети: Воздухом.
Воспитатель: А что такое воздух? Откуда он берется? Где мы его возьмем?
Ответы детей.
Воспитатель: Воздух – это то, чем мы дышим. Он нужен не только человеку, но и животным, птицам и растениям. Он окружает нас повсюду. Я предлагаю вам поймать воздух и показать Лунтику. Давайте поймаем воздух руками. (дети с воспитателем ловят воздух, но ничего не получается).
Воспитатель: Ребята, поймать воздух руками у нас не получилось. А хотите я вас научу, как поймать воздух? (воспитатель раздает полиэтиленовые пакеты, сначала воспитатель, а потом и дети ловят воздух пакетами).
Воспитатель: Ну что, поймали воздух? Мы видим его? (Подвести детей к выводу по опыту). Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, воздух увидеть нельзя. Он бесцветный, прозрачный. Воздух цвета не имеет!
(Выставить на мольберте карточку «воздух цвета не имеет».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это там за коробочки? Давайте проверим что в них?
Воспитатель с детьми берут коробочки, рассматривают их.
Воспитатель: Смотрите, ребята, на коробочках есть картинки. (рассмотреть) Наверное, в них лежит то, что нарисовано на них. (открывают). Что в коробочках?
Дети: Там ничего нет.
Если дети не догадываются, подсказать, что коробочки чем-то пахнут. Разобраться чем. (апельсин, духи, чеснок).
Воспитатель: Давайте закроем коробочки и понюхаем чистый воздух. Он чем то пахнет?
Дети Нет.
Воспитатель: Правильно, воздух не имеет запаха, но способен переносить другие запахи.
Выставить на мольберт картину «воздух запаха не имеет».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздух можно еще и почувствовать? А как, я вам сейчас покажу. Приготовьте свои ладошки, губки сделайте трубочкой. А теперь подуйте на ладошки. Почувствовали воздух? Какой он?
Ответы детей. (прохладный)
Воспитатель: А теперь откройте широко ротик, поднесите поближе ладошки и подуйте. Какой теперь воздух?
Дети отвечают, что воздух теплый.
Воспитатель: Вот мы с вами почувствовали воздух и узнали, что он бывает теплым и холодным.
Выставить на мольберт картинку «теплый и холодный воздух».
Воспитатель: ребята, давайте поиграем. Сейчас мы с вами пройдемся по необычной дорожке. (Разложить дорожку, на которой изображены шарики надутые воздухом и шарики без воздуха. Объяснить правило ходьбы по ней. (наступая на шарик с воздухом – разводим руки в стороны, а на шарик без воздуха – хлопнуть в ладоши). Дети, с помощью воспитателя, проходят по дорожке)
Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами выясним- легкий воздух или тяжелый. Посмотрите. На подносе два одинаковых шарика, только один наполнен водой, а другой воздухом. Воспитатель предлагает подержать тот и другой шарик. Дети, с помощью воспитателя, делают вывод, что с водой шарик тяжелее, а с воздухом легче)
Воспитатель: Посмотрите, дети. На столе стоят стаканы с водой и трубочками. (предложить детям сесть за стол). Я предлагаю вам не пить эту воду, а аккуратно подуть в трубочку и посмотреть, что же произойдет.
(Дети дуют в трубочки и наблюдают за тем, как пузырьки поднимаются вверх).
Воспитатель: А теперь положите трубочки на стол. Что же мы с вами увидели? (ответы детей). Что это за пузырьки? (ответы детей). Это воздух! А почему он поднимается? (ответы детей). Он поднимается на поверхность, потому что легче воды. Можно сделать вывод – воздух легкий.
Выставить на мольберт картинку «воздух легкий».
3. Заключительная часть
Воспитатель: Ребята, давайте напомним Лунтику, какой же он, воздух.
(Дети, опираясь на картинки, вспоминают, что воздух прозрачный, не имеет запаха,бывает теплым и холодным, легкий).
Лунтик: Спасибо вам ребята! Теперь я точно знаю, что шарик можно наполнить воздухом, тогда он сможет порадовать моего друга Кузю. Какой же чудесный этот воздух! Ну, мне пора идти. Скоро начнется День рождения, а мне надо еще надуть шарик. До свидания, ребята!
Дети прощаются с Лунтиком, воспитатель провожает его.
Воспитатель: (вносит большую коробку). Ребята, смотрите, что передал мне Лунтик! Он сказал, что приготовил для вас сюрприз. Он в этой красивой коробке.
Воспитатель с детьми открывают коробку. Воспитатель раздает шарики и благодарит детей за занятие.