Таисия Гриняева
Добровольчество как эффективное средство формирования социальной активности детей и подростков
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд№1. «Добровольчество как эффективное средство формирования социальной активности детей и подростков»
В настоящее время добровольческое движение является одним из приоритетных направлений реализации государственной молодёжной политики. Широкий спектр его использования дает возможность осуществления крупных проектов, но также само добровольчество можно считать видом деятельности, приносящим пользу не только своим объектам, но и самому субъекту (человеку, им занимающимся).Ежегодно возрастает уровень интереса и поддержки волонтерского движения. Оно прочно вошло в нашу социальную жизнь.
Темочки:
Слайд№2. Россия имеет как современный опыт добровольческой деятельности, так и исторический. Одно из самых первых официальных упоминаний добровольческой деятельности относится к концу девятнадцатого века, а точнее к 1894 году, когда учредили попечительства о бедных, где трудились исключительно волонтеры.
В двадцать первом веке в связи с увеличивающимся числом социальных проблем волонтерское движение получило новый виток развития. В основе волонтерской деятельности лежит принцип бескорыстности и созидательности, то есть основным мотивом добровольчества является удовлетворение социальных и духовных потребностей. Именно поэтому волонтеры участвуют в различных социальных, благотворительных проектах, которые не приносят лично им прибыли.
Слайд№3. Чем с педагогической точки зрения важна и значима эта деятельность?
Участие детей в социально значимых делах прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество формирует у детей такие качества, как милосердие, доброту, стремление прийти на помощь ближнему, привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущем станет ориентиром ребенку, подростку в достижении поставленных целей, доведении начатого дела до желаемого результата.
Слайд№4. В настоящее время волонтерство и добровольчество входят в практику не только образовательных и общественных организаций, но и учреждений дополнительного образования детей.
Слайд№5. Опыт формирования социальной активности подростков нашего подросткового клуба «Земляне» через добровольческую деятельность был приобретен благодаря случаю, подсказанному самой жизнью. Позвольте поделиться с вами этим опытом.
Слайд№6. Однажды в Сквере, который расположен рядом с клубом, под трубами отопления поздней осенью ощенилась собака. На спортивной площадке сквера часто проводятся спортивные мероприятия. Там всегда много детей.
Слайды №7, 8, 9 Собака, а потом и подросшие щенки, постоянно крутились возле детей, вызывая сочувствие, жалость и множество вопросов: как помочь собаке и щенкам пережить зиму, почему собака живёт на улице, почему столько много на улице бездомных собак и кошек?
Слайд№10. Помощь не может быть оказана без понимания существа проблемы и правильного использования технологии её решения. Мало одного желания помочь нуждающимся, необходимо знать, как её организовать и осуществить.
Слайды №11, №12. На помощь детям пришли взрослые - педагоги клуба, родители, которые, прежде всего, объяснили детям, что, оказывая помощь бездомным животным, они берут на себя ответственность за результат своих действий. Вместе – дети и взрослые пришли к общему мнению: чтобы помочь животным, необходим целый комплекс мер. Так родилась идея создания социального проекта «Дай лапу, друг», в котором приняли участие 34 учащихся подросткового клуба.
Дети стали подкармливать собачью семью. Они задались целью провести исследование причин появления на городских улицах бездомных животных.
Слайд№13. Первым организационным моментом стало создание рабочих групп и распределение обязанностей. Каждая группа занималась своей работой. Группа «Исследователи» изучала проблему, пользуясь интернет - ресурсами.
Слайд№14. Ребята нашли в интернете частный приют для животных «Рич».
Слайд№15. Который был организован на территории загородного жилого дома с целью содержания спасённых бездомных животных.
Слайд№16, 17. В приюте содержится более пятисот собак и кошек, часть из которых инвалиды.
Слайд№18. Приют содержится на личные средства и добровольные пожертвования людей, которые расходуются на лечение, корм и содержание животных.
Слайд№19. Познакомились с руководителем приюта – Юлией Климовой, волонтерами добровольческого движения.
Слайд№20. Завязалась дружба, началась активная работа.
Слайды №21, №22. Группа «Медицинская помощь» собирала, сортировала и упаковывала лекарства, шприцы, пелёнки, перевязочные материалы, вещи для подстилок и т. д.
Слайд№23. Группой «Гуманитарная поддержка» был организован сбор продуктов, посуды, одеял, строительного материала, денежных средств, на которые были приобретены ошейники, поводки, противогельминтные, противоблошиные средства и др.
Слайд№24. В проекте активное участие приняли родители, которые помогли в транспортировке собранных вещей, продуктов и медикаментов в частный приют для бездомных животных «РИЧ».
Слайды №25, №26. Приняли участие в изготовлении будки для собаки, оказали помощь в уборке и ремонте вольеров.
Слайд №27. В рамках данного социального проекта было проведено много интересных и полезных мероприятий:
Слайды №28, №29. Обеспечена работа передвижной фотовыставки «Мы в ответе за тех, кого приручили», создан документальный фильм «Дай лапу, друг», проведены «Уроки доброты» в лицее №47,
Слайды №30, №31. Организованы акции по передаче кошек в добрые руки «Кошкин дом», акции по распространению среди одноклассников и в микрорайоне листовок с призывом не бросать прирученных животных, шефство над частным приютом для бездомных животных «РИЧ».
Слайд №32. Благодаря активному участию в волонтерской деятельности в рамках социального проекта «Дай лапу, друг» учащиеся подросткового клуба развили компетентности, которые актуальны в современном быстроменяющемся мире: коммуникативные, а именно – умение взаимодействовать, договариваться с окружающими (друг с другом, со взрослыми, умение работать в команде, компетентность рефлексии деятельности, компетентность действовать в нестандартных ситуациях, осваивать различные положительные социальные роли, способствующие успешной социализации.
Слайд №33. Изучив проблему бездомных животных, оказав им реальную помощь, участники проекта пришли к выводу, что одному человеку не справиться с этой сложной задачей, каким бы добрым и сострадательным он не был. Решение данной проблемы возможно при надлежащем неукоснительном исполнении Федерального закона «О защите животных от жестокого обращения», больше открывать в городах приютов для животных, повысить ответственность владельцев собак и кошек за соблюдением правил содержания животных; проводить просветительскую деятельность среди детей и взрослых; осуществлятьстерилизацию животных; организовывать постоянные акции среди школьников и жителей города.
Слайд №34. Волонтерская деятельность, главным двигателем которой для ребят подросткового клуба «Земляне» является неравнодушие – продолжается. Неравнодушие ко всему, что происходит вокруг – в подростковом клубе, классе – за их пределами – в городе, стране. Ребята открыты и готовы и дальше приходить на помощь тем, кто в ней нуждается. Это – главный результат добровольческой деятельности. Пожелаем им в этом больших успехов.