Виктория
Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно – ролевая игра, как средство формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Высокий темп психического и личностного развития ребенка дошкольника, его открытость миру новому опыту создают благоприятную психологическую почву для вступления в общественную жизнь.
Публикация «Консультация „Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социальной компетентности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Именно в дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, он стремиться к самостоятельности. Из этого противоречия и рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Игру рассматривают многие ученые и практики как основное средство психического и социального развития. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей дошкольного возраста и позволяет ребенку занять свое место в обществе.
Развитие социальной компетентности у дошкольников обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом».
Таким образом, одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребёнка и важнейшая её часть – развитие социальной компетентности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Сюжетно-ролевая игра – основа социального развития ребёнка. Что даёт игра ребёнку? Игра способствует :
- формированию личности ребенка;
- получению различных навыков, умений и знаний;
- развитию логического мышления;
- раскрытию дополнительных талантов у детей;
- овладению элементами театральной игры;
- раскрытию творческого потенциала;
- предупреждению и развитию негативных качеств у ребёнка, таких как неуверенность в себе, замкнутость, лень.
Роль воспитателя в руководстве сюжетно-ролевой игрой дошкольников, направленной на развитие коммуникативных способностей чрезвычайна велика и заключается в следующем:
1. Вовлечь детей в игру.
2. Развернуть ролевой диалог. Сначала с взрослым (воспитателем, а затем между детьми). Воспитатель может строить совместную игру с детьми, постепенно усложняя правила игры, в следующей последовательности: первоначально взрослый берет на себя основную роль и втягивает ребенка в совместную игру, предлагая ему дополнительную роль; в дальнейшем воспитатель подключается к игре ребенка, беря на себя уже дополнительную роль, а затем уступает ее другому ребенку, то есть ориентирует детей друг на друга, «замыкает» их в смысловой связке, требующей ролевого взаимодействия.
В процессе своей работы педагог должен уделять большое внимание формированию дружеских и тёплых отношений детей друг к другу, обучать детей позитивным приёмам общения, учить анализировать причины конфликтов и вырабатывать умение самостоятельно их регулировать.