Наталья Безъязыкова
Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса.
Публикация «Музейная педагогика в детском саду: новые подходы к организации мини-музея в детском саду» размещена в разделах
Музей – это фактически исторически сложившийся институт, построенный по принципу диалога культур, хранящих в подлинных материальных предметах различные картины мира и способы познания бытия.
Во многих дошкольных учреждениях сегодня создаются различные музеи. Слово "музей" происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей - учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея.
Задачи музейной педагогики :
-Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
-Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
-Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
-Освоение нового типа занятий, формирование профессиональной компетентности музейного педагога;
-Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
-Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
-Формирование у дошкольников представления о музее.
-Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.
-Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
-Развитие речи и расширения словарного запаса.
-Воспитание любви к природе родного края и чувство сопричастности к ее сбережению.
-Воспитание культуры поведения.
Принципы организации мини-музея :
Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
деятельности и интерактивности - мини-музей должен предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).
научности – представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
природосообразности - мини-музей должен быть создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
культуросообразности – мини-музей ориентирован на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве.
динамичности и вариативности- экспозиции мини-музея должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Разнообразия - наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
партнерства (С семьей, со социумом) – мини-музей создает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок- ребенок»,
экологичности,
глобализма и регионализма,
креативности,
непрерывности.
Направления деятельности музея :
- Поисково-собирательское. Важным этапом в процессе комплектования мини- музеев является подготовка к поисково-собирательской работе. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе, проявить свои исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую детей. На подготовительном этапе начинается изучение темы по литературе, по материалам, уже имеющимся в музее.
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, юные краеведы должны пытаться всесторонне исследовать тему, стремиться связать изучаемые события с общеисторическим процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход даёт возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в выявленных памятниках истории и культуры.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
- Экспозиционное (оформительское). Специфика музейной экспозиции заключается в том, что-то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив – научные работники, художники, дизайнеры, техники. Создание экспозиции – сложный процесс, проходящий несколько этапов:
Разработка концепции будущей экспозиции, т. е. формулировка цели и задач её создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции. В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции.
- Экскурсионное. Музейная экскурсия – форма культурно-образовательной деятельности музея, основанная на коллективном осмотре музея под руководством специалиста по заранее намеченной теме и специальному маршруту. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в музее – непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Музейная педагогика в наши дни – это наиболее активно развивающееся направление деятельности, которое все чаще включается в современный воспитательный процесс. Музейно-педагогическая технология снабжает педагога новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе использования музейного материала в образовательном процессе, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира.
Литература
1. Сарафанникова, Г. П. Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев. [Текст] //Народное образование, 1982. – № 5.
2. Тамбовцева, А. В. Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода. [Текст] //Проблемы школьного воспитания. – Н. Новгород, 1999. – № 3. – С. 29
3. Ягудина Р. И. Школьный музей как средство развития информационной компетентности учащихся [Текст] / Р. И. Ягудина // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 388-390.
4. https://www.uchportfolio.ru/articles/read/85
5.https://infourok.ru/prezentaciya-muzeynaya-pedagogika-kak-uslovie-realizacii-fgos-doshkolnogo-obrazovaniya-447815.html
6. https://www.gddut.ru/content/музейная-педагогика-как-средство-реализации-федерального-государственного-образовательного-с
7. Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.
8. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
9. Столяров, Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования: учебное пособие / Б. А. Столяров. – СПб., 2007. – 340 с. : ил.
10. Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. – М., 2001. – С. 30-34.
11. https://dou-26berdsk-edu.ru/p184aa1.html
12. https://podsnezhniksad.ucoz.com/index/tekhnologija_muzejnoj_pedagogiki/0-442
13. https://karpinsk-edu.ru/resources/mediateka/2044-muzeinayapedagogika
14.https://tc-sfera.ru/posts/muzeynaya-pedagogika-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh-processov-u-doshkolnikov