Балкарова Ирина
Доклад для районного семинара музыкальных руководителей «Интеграция музыкальной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
«Интеграция музыкальной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС»
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребё нка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.
Публикация «Доклад для районного семинара музыкальных руководителей „Интеграция музыкальной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Дошкольное детство – время первоначального становления личности. Формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Слайд №2
В связи с введением новых Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования актуальным стало переосмысление педагогами содержания и форм работы с детьми.
Содержание дошкольного образования предусматривает:
-формирование основ социальной адаптации и жизненной компетентности ребенка;
-воспитание элементов научного мировоззрения, развитие позитивного отношения к окружающей среде;
-утверждение позитивного эмоционально-ценностного отношения к практической и духовной деятельности человека;
-развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.
Слайд №3
Основополагающий принцип развития современного дошкольного образования, предложенный Федеральным государственным образовательным стандартом – принцип интеграции образовательных областей. Он обязывает дошкольные образовательные учреждения коренным образом перестроить образовательную деятельность в детском саду на основе синтеза, объединения, взаимопроникновения образовательных областей.
Что же такое интеграция?
Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса, она должна охватывать все виды деятельности.
Решая задачу художественно-творческого развития детей в интегрированном образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения мы рассматриваем интеграцию как способ приобщения детей к законам искусства и формирования целостной картины мира.
Музыка – интегрированный предмет, известно давно. О взаимосвязи литературы и музыки написано и сказано очень много, порой музыка вдохновляла поэтов, а порой литературные произведения рождали у композиторов интересные музыкальные идеи. Поэтому форма проведения музыкальных интегрированных занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий.
Слайд №4
Искусство, так или иначе, входит в содержание разных занятий, и, прежде всего, через такие образовательные области, как «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Слайд №5
ЦЕЛЬ ОО «Музыка»
• развитие музыкальности детей,
• развитие способности эмоционально воспринимать музыку
ЗАДАЧИ:
• развитие музыкально художественной деятельности;
• приобщение к музыкальному искусству.
Интеграция образовательной области «Музыка» с другими областями происходит за счет применения различных методов и приемов работы.
Слайд №6
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
«Социализация»
за счет развития игровой деятельности детей (подвижные, театрализованные, дидактические);
приобщения к элементарным общепринятым нормам (музыкальной культуре) и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми; формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
«Безопасность»
за счет формирования основ безопасности (правила поведения в саду, на занятии, при передвижении) .
Слайд №7
Образовательная область «Познавательное развитие»
за счет сенсорного развития;
формирования элементарных математических представлений;
формирования целостной картины мира, расширение кругозора детей (музыкальными произведениями, знакомство с театром, драматизацией, ознакомление с временами года) .
Слайд №8
Образовательная область «Речевое развитие»
«Развитие речи»
за счет развития свободного общения со взрослыми и детьми (культура общения) ;
расширения словарного запас детей, умения вести диалог, отвечать на вопросы.
«Чтение художественной литературы»
за счет формирования интереса к художественному слову (потешки, стихи, сказки) .
приобщения к словесному искусству, развития художественного восприятия и эстетического вкуса (чтение наизусть стихов, потешек)
Слайд №9
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
«Приобщение к искусству»
Приобщение к народному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектурному) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства;
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средства выразительности в различных видах искусства.
«Изобразительная деятельность»
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства (показ репродукций с музыкальным сопровождением)
Слайд №10
Образовательная область «Физическое развитие»
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
воспитания культурно-гигиенических навыков (опрятность);
формирования начальных представлений о здоровом образе жизни (знание частей тела, бережное отношение к здоровью).
«Физическая культура»
за счет развития физических качеств (скоростных, гибкости, координации);
накопления и обогащения двигательного опыта детей под музыку (овладение основными движениями) ;
формирования у воспитанников потребности в двигательной активности.
Слайд №11
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это творческое дело педагога, ее можно организовать по-разному интересно, она эффективно и всесторонне развивает личность ребёнка, а сочетание различных видов деятельности способствует более лёгкому и быстрому запоминанию данного материала.
Форма проведения НОД нестандартна, интересна, это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи.
Выбор определенной темы проекта определяет и подбор к ней образовательных областей, которые всесторонне раскроют ребенку ее содержание.
Слайд №12-13
«День знаний»
Данная тема объединила в себе такие образовательные области как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
В течении тематической недели дети с удовольствием слушали стихотворения про школу, про 1 сентября например С. Маршака «Первый день календаря», прослушали такие музыкальные произведения как «Вместе весело шагать», «Учат в школе» Шаинского, с ними были проведены беседы «О школьных принадлежностях», «1 сентября - День Знаний», «Ребята идут в школу».
Были разучины такие песни как «К нам праздник пришел» С. Юдина,Песня "Детский сад - волшебная страна"Сл. и муз. О. Шапоренко, которые были исполнены на итоговом мероприятии, а именно музыкальном развлечение
«День знаний»
Главной задачей данной тематической неделей было– создать у детей радостное праздничное настроение, вызвать эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздника, организация) Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качеств; подготовка и сам праздник вызывают у детей радостное волнение, формируют художественный вкус, сплачивают всех участников.
Главное, чтобы дети не были только созерцателями, наблюдателями и слушателями. Дети участвовали в играх, танцах, инсценировках, принимали активное участие на протяжение всего праздника, что обеспечивает социализацию ребенка.
Слайд №14
Например, тема проекта «Все начинается с Мамы» объединяет в себе такие образовательные области, как «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», а также виды детской творческой деятельности как : художественно-творческая, игровая, читательская, познавательно-исследовательская. Единой организационной формой данного проекта был тематический утренник под названием «Все начинается с мамы»
В течение тематической недели дети с удовольствием слушали произведения о маме (В. Осеевой, Ю. Яковлева, Е. Благининой и др., им показывали репродукции с картин знаменитых художников (например, А. Шилова «Портрет матери, иллюстрацию, фотографии, дети сами рисовали портреты своих мам, была организована выставку портретов «Наши мамочки», дети рассказывали о мамах, слушали музыкальные произведения, посвященные мамам (например, красивое муз/произведение Ф. Шуберта «Ave Maria», был организован концерт для мам.
В такие дни дети не только погружаются в атмосферу совместной коллективной работы, подготовки к празднику, но и учатся ценить и уважать своих родных и близких. Здесь налицо духовно-нравственное и гендерное воспитание, также решаются задачи социально-личностного, художественно-творческого, познавательно-речевого развития, и формируется у детей такие качества, как активность, любознательность, эмоциональная отзывчивость, креативность.
Слайд №15
Тема природы: «Ах, какая зимушка»
Развлечение для детей среднего возраста, которое проходило в музыкальном зале.
Данная тема объединила в себе такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В содержание этой непосредственно образовательной деятельности было включено всё, что дети узнали, выучили, запомнили за месяц: и о зимних природных явлениях, и как лесные звери зимуют. Дети пели песни, отгадывали загадки, танцевали, играли, и вся их исполнительская и игровая деятельность посвящена одному времени года – зиме. Дети слушали «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» муз. П. Чайковского, весело танцевали с нежными салютами, включались в игры, хороводы и т. д. В содержании занятия вокруг темы «Ах, какая зимушка» объединяется самый разнообразный материал – здесь присутствует совокупность природных явлений в художественных образах.
Нам было важно закрепить у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать в группе детей. Вызывать у детей положительные эмоции.
Слайд №16
Или другой пример: тематическая неделя посвященная Дню защитников Отечества, которая объединила в себе такие образовательные области, как «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» .
Для итогового тематического праздника велась большая предварительная работа: чтение сказок (былин, рассматривание иллюстраций, репродукций с картин, были проведены беседы с детьми, рисование, прослушивали музыкальные произведения такие как «Кавалерийская» муз. Д. Кабалевского, песня «Моя армия» сл. И. Резник, муз. Э. Ханок под которую была показана презентация под названием «Моя армия.
Были разучены песни «Бравые солдаты» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко, «Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко,
«Стоит у руля капитан» сл. и муз. З. Роот.
На праздник были приглашены папы, которые принимали участие.
Задачей данной тематической неделей было с формировать у детей представление о празднике посвященному дню защитника отечества
Дать понятия о различных родах войск Российской Армии. (их форма, знаки отличия.)
Воспитывать уважение к защитникам Отечества, гордость за русских воинов.
Воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов, любовь к Родине, к родным, воспитывать доброту, умение дружить.
Вывод
Интеграция – действенное средство духовного развития ребенка. При интегрированном подходе успешно решаются задачи воспитания и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания. Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.