Наталия Александровна Баранова
Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного); становление эстетического отношения к окружающему миру; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Вариативные формы музыкальной деятельности в детском саду.
5-7 лет Сложные интегративные виды деятельности :
Публикация «Организация вариативных форм музыкальной образовательной деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
• Проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность.
• Музыкально-дидактическая игра.
• Компьютерные музыкальные игры.
• Исследовательская (опытная) деятельность.
• Проектная деятельность.
• Театрализованная деятельность.
• Хороводная игра.
• Музыкальные игры-импровизации.
• Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты.
• Музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей.
• Интегративная деятельность.
• Клуб музыкальных интересов.
• Коллекционирование (в т. ч. и музыкальных впечатлений).
Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Как музыкальный руководитель, я координирую ход всего процесса музыкально-театральной деятельности, организую творческую, активную команду педагогов. У нас нет возможности осуществлять поездки детей в театр, и поэтому наш педагогический театр взрослых берет на себя приобщение детей к театральному искусству и воспитывает у дошкольников творческие качества под воздействием обаяния активной, артистичной личности воспитателя, владеющего искусством перевоплощения.
Смешанный тип театра имеет место в нашем взросло-детском сообществе как жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. В нем происходит ненавязчивое вовлечение в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества, в котором дети чувствуют себя уверенно при поддержке взрослых, а взрослым хочется быть рядом с детьми и, разумно опекая их, давать простор для полноценного творческого роста, способствовать раскрытию сил и талантов детей, вдохновлять их на самосовершенствование. Нашему театру под силу показывать сложные постановки (так как все трудности на себя берут взрослые) и полнее задействовать силы детей (так как взрослый всегда окажет необходимую поддержку во время выступления). Энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения: от взрослого к детям и от детей к взрослым. Таким образом, в театре взрослых и детей происходит взаимообмен творчеством, что способствует сплочению взросло-детского сообщества ДОУ и тем самым благотворно влияет на весь образовательный процесс в целом, создания интереса к театральной деятельности.
Со своей стороны я обеспечиваю сотрудничество с сельской ДШИ, Домом культуры, с кукольным и драматическим театром г. Канска для накопления и пополнения «багажа» эмоциональных впечатлений дошкольников, знакомства с театральным искусством и музыкой вне дошкольного учреждения.
Творческий процесс у дошкольников противоречив. Для него характерны проявления сознательного и интуитивного, оригинальности и подражательности, эмоциональной увлеченности, искренности, непосредственности.
Для возникновения желания у детей «поиграть» в сказку мы используем просмотр и прослушивание фрагментов классических произведений в качестве вариативных эталонов для подражания, что способствует выразительности и оригинальности детских импровизаций. Чтобы познакомить детей с разными музыкальными жанрами, используем просмотр видеофрагментов, видеофильмов, презентаций, которые позволяют увидеть и услышать ролевую игру, изменение настроения в исполнении песен, движений.
Музыкальная игра – сказка, озвученная фрагментами классических произведений, созвучных образам по типу «эмоционального совпадения» - это привлекательная, интересная ребенку новая форма исполнительства и творчества интегративного характера. В игре – сказке происходит «умножение художественных впечатлений», развиваются интегративные личностные качества, в ней ребенок имеет возможность прожить все роли персонажей (коллективное исполнение каждой роли, с последующим распределением ролей и превращением игры в спектакль. Дети олицетворяют себя со всеми героями сказки, вживаясь в каждый образ. При подготовке дети замещают друг друга в ролях. Музыка усиливает драматургическое действие, она откликается на развитие сюжета, кульминацию, драматургию сказки, создает настроение, созвучное переживаемому героями. Особенностью этой игры является то, что трудновыполнимые для ребенка – дошкольника действия – выучивание текста, запоминание последовательности – помогает выполнить взрослый. Именно он выразительно читает сказку, а дети действуют под музыку, постепенно проигрывая роль всех персонажей, выражают свои впечатления в различных видах художественной деятельности : импровизируют движения, произносят или пропевают короткие реплики персонажей, играют на музыкальных инструментах, рисуют элементы декораций или костюмов. В результате такой эмоционально увлекательной игровой деятельности у детей появляется ценностное отношение к художественной культуре. Ребенок оказывается в ситуации, когда его побуждают к выражению «личностного смысла» при накоплении опыта интегрированной художественной деятельности. Дети спрашивают, кто написал то или иное произведение, у них появляется желание поиграть в сказку, развивается речь, формируются нравственные представления о добре и зле, красоте в искусстве и в жизни.
Осуществляя постановку музыкального спектакля «Спящая красавица» детям был предложен выбор роли. «Вживание» в роль, перевоплощение – интересная подача образа, может импровизация на определенном этапе – это особенное творческое поведение ребенка в спектакле. Например, волк, приглашенный на бал, говорит:
«Господа, не бойтесь, дамы, успокойтесь, я живу не в чаще, я - не настоящий…» И в танце волк преподносит себя сначала как злой и коварный, а в конце – добрый и чуткий.
Драматизирована эмоциональная трогательная сцена, когда злая фея Карабос «прилетела» на бал. В это время девочка, игравшая роль Королевы прижала «дочку – принцессу» к себе и тревожно смотрела на злую фею.
В музыкальной сказке «Царевна – лягушка» ребенок, который играл роль Ивана –царевича, постоянно советовался с педагогами – как ему интереснее показать и сказать ролевые слова, где «поиграть» интонацией, какие движения уместны.
Проигрывая отдельные сюжеты, дети эмоционально и артистично изображали своих героев, а взрослые в роли Кощея и бабы Яги добавили «волшебства и сказочности» в действие.
Используя в работе с детьми театрализованные игры, мы основываемся на представлениях выдающегося русского психолога Л. С. Выготского: «Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении».
Список используемой литературы
Список использованной литературы:
1. Ветлугина Н. А. «Музыкальное развитие ребёнка». М. : Просвещение, 1968
2. Дубогрызова Г. Н. Практические занятия по курсу «Методика организации
Педагогического процесса по музыкальному воспитанию дошкольников». - Армавир, 1999
3. Зимина А. Н. «Основы музыкального воспитания и развития
детей младшего возраста». – М., 2000
4. Мелик–Пашаев А. А. «Педагогика искусства и творческие
способности». М., 1981
5. Михайлова М. А. «Развитие музыкальных способностей
детей». – М., 2005
6. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. «Искусство преподавания».
– М., 1999
7. Тарасова К. В. «Музыкальная работа и руководство ею в
дошкольном учреждении», Музыкальный руководитель. - 2007