Роман Кузичев
Доклад для педсовета «Заинтересованность учащихся в получении предпрофессионального образования на занятиях педагога»
▼ Скачать
С 2012 года детская школа искусств им. А. И. Плотнова перешла в некоторых группах на предпрофессиональные программы.
Предпрофессиональное обучение - начальная ступень профессионального образования, его фундамент в сфере культуры и искусства. Опыт прошлого определяет особенность предпрофессионального образования как обучения способных, «отобранных» при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для их профессионального самоопределения.
Публикация «Доклад для педсовета „Заинтересованность учащихся в получении предпрофессионального образования на занятиях педагога“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Я работаю на «Художественном» и «Декоративно-прикладном» отделениях и веду следующие дисциплины по предпрофессиональным программам : на художественном отделении - «Лепку», «Живопись», «Станковую композицию», «Историю изобразительного искусства», «Занимательное черчение», а на декоративно-прикладном – «Работу в материале», «Прикладную композицию», «Беседы об искусстве».
Участие в мероприятиях и конкурсах не только вносят в будничную школьную жизнь яркие эмоции, но и являются стимулом для дальнейшего общения обучающихся и плодотворного процесса их обучения. Участие наших учащихся в конкурсах, выставках различного уровня, как результат реализации образовательных предпрофессиональных программ, дает возможность определить уровень освоения данных программ, расширить кругозор по предметной направленности, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества, как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствования исполнительского мастерства, уверенности в себе, в своих силах. Одной из действенных учебных задач по освоению предпрофессиональных программ является выполнение выпускниками Детской школы искусств им. А. И. Плотнова дипломных проектов. Заинтересованность в успешном окончании школы у выпускника поддерживается руководителем проекта в течение всего процесса от первоначального наброска до осуществления в материале.
Сущность и направленность работы по предпрофессиональной программе у старшеклассников заключается в формировании умения осуществлять рефлексию образовательных достижений, готовности учащихся и выпускников школы к профессиональному самоопределению. Преподаватель организует процесс самореализации, подталкивает ученика к выбору профессии в сфере культуры и искусства, занимается формированием у обучающихся активной жизненной позиции. Для достижения цели, педагог применяет различные методы: презентацию собственных работ, представление перспектив предстоящего профессионального совершенствования, а также развивает у выпускников школы умение соотносить собственные достижения с требованиями средних и высших учебных заведений. О качестве работы по предпрофессиональным программам говорит тот факт, что многие выпускники успешно продолжают обучение в художественных колледжах и институтах. Некоторые из них уже работают педагогами в школе искусств, заняты в художественной сфере, стали дизайнерами, художниками, архитекторами.
Заинтересованность художественным творчеством для школьников города и района начинается в детской школе искусств с организации выставок творческих работ учащихся в образовательных учреждениях города. Процесс подготовки юных дарований начинается в ДШИ с обучения в подготовительной ступени. Эстетика образовательной среды, то, что И. Е. Репин называл-«Стены учат…», вовлечение дошкольников в общешкольную атмосферу творчества способствует к привлечению и продолжению обучения их в младшей и старшей ступенях Художественного и Декоративно-прикладного отделениях ДШИ.
Мотивации учащихся в успешном овладении предпрофессиональной программой в большой мере способствует работа по выявлению и поддержки талантливых детей; - стимулирование творческой активности детей и преподавателей, развитие их креативных способностей, внедрение нетрадиционных форм работы в учебный процесс, например, в виде ролевых игр. До этого мы говорили об одаренных детях, а как заинтересовать учащихся, которые не имеют ярко выраженных способностей к творчеству? Принцип простой и как показывает практика, он работает - надо терпеливо и последовательно развивать в человеке способность к самостоятельному выбору способов решения поставленной задачи, в этом суть индивидуального подхода в развитии личности ученика. Когда ученик найдет способ для решения темы задания, он будет заинтересован процессом творчества, а не результатом, который обычно зависит от способностей ребенка. Главное, чтобы этот процесс поиска решения не затянулся по времени, чтобы ребенок не заскучал нас на занятии. Скука - это основной бич подростка, который не знает чем и как себя занять, может быть побежден только совместными усилиями педагога и ученика.
В практике работы ДШИ используются различные формы организации внеклассной и воспитательной работы: конкурсы, участие в днях культуры Данковского района, Дне Славянской письменности и культуре (пленэрные поездки в сафари-парк на Кудыкину гору под г. Задонском, экскурсия-поездка в г. Москву для посещения Третьяковской галереи, Праздники «Встреча юных талантов», «Премия Юный талант» и пр.)
Конкретные методические приемы в целях заинтересованности у учащихся процессом освоения предпрофессиональной программы вырабатываются, как правило, методом проб и ошибок в ходе учебного процесса. Конечно можно и должно более серьезно готовится к занятиям, оснащать кабинет ТСО, но гораздо важнее делать работу над ошибками, анализировать собственные неудачи, чтобы в дальнейшем их избегать. Какие серьезные задачи сегодня не ставило перед нами современное общество, каким мощным «маяком» не были ФГТ в дополнительном образовании,решающее слово остается за педагогом. Он у руля и ему решать - куда и зачем в данный конкретный момент учебного занятия идти! «Креативная» личность педагога,как никогда сегодня востребована. Про себя могу сказать, что все интересные, методические находки, я сначала применяю в собственном творчестве, а потом уже выношу на дипломный проект для выполнения учащимися. Я работаю по принципу - чем сложнее, тем интереснее. Да, не всегда получается, то что первоначально задумали, по разным причинам, но во многом именно новизна темы или техники для ее осуществления, помогает поддерживать интерес к практической работе на протяжении трехмесячного срока выполнения диплома.
Мы с вами работаем в школе искусств, и это обязывает нас быть творческими людьми. На моей странице личного сайта на МААМе в фотоальбоме «картины» можно увидеть некоторые живописные работы. Опыт работы и общения с учащимися показывает,что заинтересованность ученика напрямую зависит от степени увлеченности педагога собственным делом. Я совместно с учениками принимаю участие в региональном конкурсе «Талантлив педагог, талантливы дети», участвую в семинарах, пишу статьи, принимаю ежегодное участие в выставках данковских художников в городской картинной галерее.
Предпрофессиональное образование предполагает более ответственное и серьезное отношение к собственному образованию у детей и родителей. Думаю, что со временем, при надлежащей материально-технической базе, предпрофессиональное обучение позволит перейти всему дополнительному образованию на новый уровень.