Оксана Аникина
Арт-терапия в работе с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия в работе с детьми раннего возраста.
Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания.
Публикация «Арт-терапия в работе с детьми раннего возраста» размещена в разделах
Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Арт-терапия включает в себя : ИЗО – терапию
Сказкотерапию
куклотерапию
музыкотерапию
игротерапию
цветотерапию
телесная терапия
песочная терапия техника фотоколлажа и аппликаций пластилинотерапия
Мы же в своей работе, учитывая возрастные особенности воспитанников, используем только их элементы. Занятия можно проводить как с одним ребенком, так и с группой.
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия это и лечение, и развлечение, и развитие одновременно.
Элементы Изо- терапии способствуют эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей. Здесь нет определенных правил и ограничений.
Важен не сам продукт, а процесс его создания, т. е. эмоции, чувства, впечатления, которые возникают в процессе творения.
Сегодня я приглашаю вас в мастерскую природы. В мастерской мы будем собирать мандалы.
Мандала – необычное слово, которое означает «круг». В мире существует много видов мандал ( показывает картинки с образцами разных видов мандал: из песка, камней; вышитые, раскрашенные). Их можно создавать по-разному: например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина. Можно создавать мандалы из листьев и цветов, камней, песка. Можно плести их из ниток или вышивать на ткани. Все элементы в мандалах расположены симметрично друг другу – с обеих сторон круга они одинаковые.
Мы с вами будем составлять данмалы – это мандалы из листочков, цветов, лепестков и других частей растений, вот такие (показывает образец).
Практическая часть
Давайте сейчас подышим особенным образом, чтобы настроиться на работу в мастерской природы. Сделаем глубокий вдох через нос и наберем побольше воздуха. Вдыхайте естественно, не надувайте щеки и не опускайте плечи. А теперь сделаем губы трубочкой и медленно, через рот, выпустим воздух.
Педагог-психолог повторяет дыхательное упражнение 3–5 раз, а потом спрашивает у каждого участника, что он сейчас чувствует. Это необходимо для того, чтобы отследить, с какими чувствами участники приступают к работе. После этого педагог-психолог просит участников рассмотреть природные материалы, выбрать парные из них. Он предлагает рисунок первой данмалы и рассказывает, как ее выкладывать – из центра или наоборот.
Работа с данмалами особенно полезна гиперактивным, тревожным и импульсивным детям и воспитанникам в негативном эмоциональном состоянии. На занятиях дети развивают воображение, творческие способности, мелкую моторику рук, концентрацию внимания. У них снижается общий уровень тревожности. Воспитанники осваивают новый для них способ успокоиться, снять стресс и справиться со сложными эмоциями, который они могут использовать во время самостоятельной деятельности в группе и на прогулке.
На практике дети отзывчивы к этому виду арт-терапии и занимаются с удовольствием. Они начинают чувствовать радость от своего участия в общем деле, стремятся помогать друг другу, интересуются результатом совместной работы. Это формирует у них дружеские, доброжелательные отношения, навык взаимопомощи. Терапия с помощью данмал помогает воспитанникам научиться выражать себя и свои чувства, проявлять их в экологичной форме. Дети учатся использовать символический язык рисунка, чтобы передавать свой внутренний мир.
Окончание работы
Когда данмала готова, все снова встают в круг – вокруг нее. Педагог-психолог спрашивает участников, какие чувства они испытывали, когда работали над данмалой, что чувствуют сейчас. Можно предложить назвать данмалу. После этого педагог-психолог с участниками повторяет дыхательное упражнение, которое они проводили в начале занятия. При этом все смотрят на данмалу.
Педагог-психолог:
Молодцы! Давайте похлопаем себе и скажем друг другу спасибо за то, что мы вместе сделали такую красивую данмалу.