Лучший педагог года

Адаптация детей

СВЕТЛАНА СУСЛОВА
Адаптация детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитывает всё : люди, вещи, явления,

но прежде и дольше всего – люди. Из

них на первом месте родители и

педагоги».

А. С. Макаренко, выдающийся

советский педагог.

Что такое адаптация? Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

Публикация «Адаптация детей» размещена в разделах

Адаптация не всегда, но иногда протекает сложно с массой негативных изменений в детском организме. Эти изменения происходят на всех уровнях, во всех системах. Только обычно видна только одна часть айсберга – поведение. Попадая в новый для себя коллектив, малыш постоянно находиться в сильном нервно – психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере испытывает его.

Проблемой адаптации занимались многие педагоги, психологи, медики, такие как: Н. М. Аксарина, Н. П. Жукова, Н. Д. Ватутина, Л. Н. Павлова, Л. С. Выготский и многие другие.

Но, давайте, все – таки уточним, что именно провоцирует стресс у ребенка в подобной ситуации.

В первую очередь это отрыв от мамы, ведь большинство малышей привязаны именно к ней. Конечно же, малыш неразрывно связан с мамой – это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг, его любимая и самая прекрасная мама на свете, бросила его на произвол судьбы среди новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела. И чтобы в этой новой обстановке продержать, ему необходимо здесь вести себя как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от этого страдает, боясь сделать что – то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все – таки в отличии от всех других кругов имеет точное начало – отрыв от матери, разлука с ней, сомнения в ее безграничной любви.

К тому же нелишним будет вспомнить кризис трех лет, который может наслоиться на период адаптации ребенка. В это время малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие.

Поэтому малыш весь на приделе, отстаивая перед нами свою личность, и его психика становиться более восприимчивой к воздействию различных обстоятельств окружающей среды.

Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия. Малыш беспокойно спит или не спит вообще, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в то же время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Потому, как дети адаптируются к детскому саду, их можно разделить на три основных группы, с различными степенями адаптации : легкую, среднюю и тяжелую.

Легкая адаптация. Наибольшая половина детей составляет эту благополучную группу. Период такой легкой адаптации составляет 3 - 4 недели. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Ребёнок спокойно входит в группу, внимательно осматривается, прежде чем остановить своё внимание на чём-либо. Он смотрит в глаза незнакомому взрослому, когда тот к нему обращается. Ребёнок вступает в контакт по своей инициативе, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заменители. Ребёнок придерживается установленных правил поведения, адекватно реагирует на замечание и одобрение, корректируя после них своё поведение. Он умеет играть рядом с другими детьми, дображелателен к ним.

Средняя адаптация. К данной группе относятся дети, чья адаптация проходит чуть дольше, чем 3 – 4 недели. Здесь срок может затянуться до 12 недель. Реакция детей на такую адаптацию выражается в их частой заболеваемости. В саду вновь пришедшие дети начинают «обмен инфекциями». Подобную «прививку» могут выдержать далеко не все дети – у многих начинаются ОРЗ и прочие неприятности. При этом типе адаптации заболеваемость ребенка может снизить врач. Чем раньше он назначит лечебные мероприятия, тем меньше вероятность, что малыш заболеет, а значит, адаптация его приблизиться к благоприятной. И это, в свою очередь, поможет адаптироваться ребенку в дальнейшем, когда он переступит порог школы.

Поведение ребенка в этот период следующее: малыш вступает в контакт, наблюдая за привлекательными действиями воспитателя, либо через включение телесных ощущений. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребёнок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения.

Тяжелая степень адаптации. В этой группе находятся дети, которые реагируют на перемену обстановки нервным срывом, к этому еще прибавляются и простудные заболевания. Этот наиболее неблагоприятный период длится от 3-х до 6 месяцев, в редких случаях до 9 месяцев.

Поведение ребенка в этот период: Контакт с ребенком удается установить только через родителей (в худшем случае с ребёнком не удается наладить контакт вообще). Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. Замечание или похвала воспитателя оставляют ребенка либо безучастным, либо находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду.

Работа с родителями в адаптационный период «условно» выражается в следующих формах:

Информационно – аналитическая форма, которая позволяет собрать, обработать и использовать необходимые данные о семье воспитанника, об общекультурном уровне его родителей, об отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях.

Наглядно – информационная форма, которая решает вопросы организации общения педагогов и родителей, а также решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания.

В период адаптации воспитателю необходимо как можно чаще проводить работу с родителями, которая может быть выражена именно так:

Беседа. Разговоры с родителями очень важны. Ведь именно тогда воспитатель может узнать о привычках и характере ребенка. А родитель, в свою очередь, о его поведение в саду, о том с кем играл, что именно делали.

Информационные ширмы. С их помощью родители получают дополнительную информацию о закаливании, болезнях, питании детей, о том, что делать, чтобы адаптационный период прошел быстро и безболезненно для малыша. Такие ширмы выставляются в приемной и обновляются с периодичностью 1 раз в 2 недели.

Анкетирование. Для родителей созданы такие анкеты, как «Давайте познакомимся», «Ваши взаимоотношения с ребенком». Они очень помогают воспитателям более близко узнать малыша и его повадки, его окружение.

С начала учебного года с родителями вновь прибывших детей было проведено такое анкетирование. Ознакомившись с анкетами, мы узнали, что любят дети, какое у них настроение, что любят кушать, на что у них аллергия, чем живет ребенок, в каком режиме живет малыш. Родители пожелали нам успехов в работе, и,чтоб мы относились к малышам, как к своим.

Такие формы работы с родителями, носят целенаправленный, систематичный и плановый характер. В работе с родителями самое главное соблюдать доброжелательность и открытость, искренность в общении.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ. Приобщение детей к гигиене и самообслуживанию» «Адаптация детей раннего возраста к ДОУ, приобщение детей к гигиене и самообслуживанию» Адаптация – процесс вхождения человека в новую для.

Рекомендация «Адаптация детей к детскому саду» Адаптация детей к детскому саду. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это связано.

Адаптация детей к школе Адаптация детей к школе. ВВЕДЕНИЕ Целенаправленная подготовка ребенка к школе, существующая в настоящее время, подразумевает, что ребенок.

Адаптация детей раннего возраста Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым.

Адаптация детей в 1 классе В работе рассмотрены вопросы адаптации детей в первом классе. Проведена диагностика адаптации ребенка, даны рекомендации педагога - психолога.

Адаптация детей в детском саду адаптация детей во второй младшей группе "Почемучки" С 1 июня 2018 году я набирала очередную новую группу детей раннего возраста. Поэтому.

Консультация «Адаптация детей в ДОУ» АДАПТАЦИЯ К ДЕТСКОМУ САДУ Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к.

Консультация для родителей детей раннего возраста «Адаптация детей в детском саду» А ваш малыш идёт этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребёнок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни,.

Презентация «Адаптация детей к детскому саду» Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Адаптация детей и родителей к условиям ДОУ». …Твердо убеждён, что есть.

Презентация «Адаптация детей в детском саду» Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей
Опубликовано: 7 января 2019 в 12:11
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей» (включая файлы) размещена пользователем СВЕТЛАНА СУСЛОВА в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД