Яна Романченко
Адаптация детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление в детский сад изменяет почти все условия жизни маленького ребенка.
Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития
личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания
и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад
изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной
степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому на сегодняшний день актуальна
Публикация «Адаптация детей раннего возраста» размещена в разделах
тема адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного
учреждения.
Проблеме адаптации особое внимание уделяли такие педагоги, как Н. Д. Ватутина,
Н. Ф. Виноградова, Т. А. Куликова, С. А. Козлова, М. Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская,
В. А. Сухомлинский.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый
опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают
сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко
входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а
перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Общеизвестно, степень адаптации
ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое
предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и
эмоциональный, и информационный стресс.
Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны,
искренни, забавны. Наблюдать за ними - одно удовольствие. От маленьких детей к взрослым
идут волны умиротворения и расслабленности. Но и ребенок вправе рассчитывать на
бескорыстную любовь, доброжелательность и ласку. Когда ребенку хорошо и спокойно, он
развивается. Что для этого нужно? Прежде всего - обеспечить внутреннее эмоциональное
благополучие малыша. Задачами коррекционной работы с детьми в период адаптации
являются:
- создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
- понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
- предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
В процессе адаптации ребенка в ДОУ также используют такие формы и способы
адаптации детей как :
Элементы телесной терапии (обнять, погладить). В детском возрасте необходимо
развивать координацию, гибкость и выносливость.
Комплекс заканчивается упражнениями на релаксацию, потому что расслабление в
такой же степени необходимо для развития мышц, как и тренировка. Нервная система
получает полноценный отдых, кровообращение приходит в абсолютное равновесие.
Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного
языка для ребенка. Колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на
ребенка успокаивающе. Когда мамы поют колыбельные песни, дети быстрее засыпают.
Ребенку становится спокойнее, и ему снятся хорошие сны. Сказкотерапия - это процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души,
повышение уровня осознанности событий, приобретения знаний о законах жизни и способах
социального проявления созидательной творческой силы.
Метод сказкотерапии направлен на развитие восприятия, телесных ощущений,
двигательной координации детей, умения осознавать и контролировать свои переживания,
понимать собственное эмоциональное состояние.
Занятия вводят ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помогают ему прожить
определенное эмоциональное состояние, создать свой собственный «эмоциональный фон», с
помощью которого он сможет ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах людей,
которые его окружают. Основной акцент делаем не просто на проработки эмоций на уровне
их узнавания по мимике, жестам, поведению, словам людей и сказочных персонажей. В этих
занятиях важно, чтобы ребенок проживал каждую эмоцию на телесном уровне, наблюдал за
своими телесными ощущениями и оценивал их. Таким образом, развивается произвольное
улавливание ощущений тепла, холода, напряжения и расслабления мышц тела. Все занятия -
игровые, так как игра - это основная деятельность ребенка, в которой он сначала
эмоционально, а затем интеллектуально осваивает систему человеческих отношений.
Музыкальные занятия и развитие движений - музыка рано начинает привлекать
внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Они ищут источник
звучания, ждут звуки музыки при виде металлофона, триоды или других музыкальных
инструментов. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный
отклик. У некоторых это эмоциональное состояние в связи с музыкой проявляется особенно
ярко. Важно, чтобы дети не только знакомились с бодрыми, веселыми и ласковыми,
спокойными песнями и пьесами, но и приучались более точно воспринимать особенности
музыкального звучания, а именно высоту, тембр, силу, длительность. Восприятие этих
свойств музыкального звука связано с развитием у детей музыкально-сенсорных
способностей.
Выполняя несложные задания в процессе игр со звучащими игрушками, детскими
музыкальными инструментами, дети различают звуки по высоте: угадывают, кто кричит -
корова или котенок, курочка зовет цыплят или они ей отвечают. Повторяя под музыку
постукивания по бубну, осваивают ритм. Слушают звучание разных по тембру детских
музыкальных инструментов, сами хлопают соответственно музыке тихо и громко.
Игровые методы взаимодействия с ребенком. В ходе такого сотрудничества ребёнок
одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка, и, главное
- новые способы действия с предметами. Взрослый теперь не только даёт ребёнку в
руки предметы, но вместе с предметом передаёт способ действия с ним. Общение со
взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.
Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский
сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок,
пусть пока на уровне внутренних ощущений.
Чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, не торопитесь вмешиваться в любой
конфликт, дайте ребенку возможность поучиться самому найти выход из ситуации, а себе
возможность погордиться за ребенка «Вот какой молодец, как ловко забрал свою игрушку,
значит может постоять за свое имущество».
Хотя бы раз в неделю меняйте с ребенком место для прогулок – это может быть
соседский двор (а сколько их вокруг, парк, зоопарк, центр города, просто проехать 2
остановке на транспорте, а обратно вернуться пешком или наоборот и т. д.
Ходите с ребенком в гости и приглашайте гостей к себе, желательно с детьми разного
возраста – учите ребенка общаться, вместе играть, давать играть свои игрушки, просить
чужие и т. п. – показывайте, как это надо делать.
Играйте с ребенком дома в детский сад, начиная от бытовых процессов (кормление,
одевание, сон, до игр и занятий. Роль ребенка может выполнять сам ребенок или какая
Слушая колыбельные песни малыш защищает свою психику от стрессов и
эмоциональной неустойчивости.
Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения,нибудь игрушка. «Вот как Саша аккуратно кушает, как ребятки в детском саду», «Все ребятки
спать легли в свои кроватки и Танечка тоже спать ляжет в свою кроватку».
Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его
территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки (что также поможет вам и ребенку
привыкнуть к режиму детского сада, познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми,
запоминайте их имена, чтобы потом напоминать их ребенку. Посетите психолога детского
сада, проконсультируйтесь с медицинской сестрой или врачом, т. е. сами получите как можно
больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую
часть времени. Самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо.
Необходимо соблюдать график адаптации, т. е. режим кратковременного пребывания
ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит медицинский
работник или воспитатель детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно
привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто
отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с
ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть
воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его
капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в
этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в
гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей и т. п.).
Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для
самого малыша и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенно иным
условиям, чем те, к которым он привык в семье. А это совсем не просто. Возникает
необходимость преодоления психологических преград. Выявлены три наиболее
существенные проблемы, с которыми малыши приходят из дома в ДОУ. Они заключаются в
следующем:
Первая проблема - у детей, поступающих в детский сад, довольно низок уровень
нервно-психического развития. Это связано как с особенностями воспитания в семье, так и с
биологическими факторами (течение беременности, родов). Наибольшая задержка
проявляется в навыках активной речи, в сенсорном развитии, что отрицательно влияет на
дальнейшее становление маленького человека. В дошкольном возрасте отмечается
замедленное развитие мышления и речи, внимания и памяти, выявляются невысокие
показатели интеллектуальной готовности к школе.
Вторая проблема связана с различными отклонениями в поведении детей. Она
касается сна, аппетита малышей, гипервозбудимых или малоэмоциональных, неконтактных
детей, ребят с проявлениями страхов, энуреза, тиков и т. п. Поэтому важно, чтобы
воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком, узнать его особенности
развития и поведения.
Целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные
результаты даже при тяжелой адаптации облегчает его привыкание к новым условиям.
Прежде всего это:
1. Положительно-эмоциональное отношение к ребенку (ласковое общение)
2. Удовлетворение его потребностей физиологических и познавательных.
3. Индивидуальный подход к ребенку.
4. Максимальное приближение условий детского сада к домашним. Объективными
показателями окончанием адаптационного периода являются :
- глубокий сон;
- хороший аппетит;
- бодрое эмоциональное состояние;
- полное восстановление имеющихся навыков;- активное поведение и соответствующая прибавка в весе по возрасту.
Воспитатели информируют родителей о протекании адаптации, чтобы снять тревогу
за малыша, используя в работе адаптационные развивающие игры, а также при
необходимости консультируется со специалистами ДОУ.
В заключении хочется сказать, наблюдайте за своим ребенком, прислушивайтесь к
нему и он вам сам подскажет наиболее оптимальные для него воспитательные методы и
приемы.