МААМ-картинки

Доброжелательные технологии в ДОУ

Марина Котенкова
Доброжелательные технологии в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

«Доброжелательные технологии» в практике работы

с детьми дошкольного возраста»

Образ доброжелательного детского сада - это формирующий, развивающий, играющий детский сад, где игра, как ведущий вид детской деятельности затрагивает все стороны развития личности: коммуникативную, двигательную, познавательно-исследовательскую.

Доброжелательный детский сад - это содеятельность и сотворчество педагога и каждого ребенка.

Публикация «Доброжелательные технологии в ДОУ» размещена в разделах

В доброжелательном детском саду продуктивно используются все возможности детского сообщества, благодаря которому ребенок познает себя в сравнении с другими, преодолевает присущий ему эгоцентризм.

Родители и педагоги не всегда знают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети и не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Между тем, опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка. Этот опыт во многом определяет отношение человека к себе, другим, к миру в целом, и далеко не всегда он положительный.

Уважение, забота, внимание к людям, к их нуждам и самочувствию не могут возникнуть у маленького ребенка сами по себе в ответ на заботу и любовь, проявляемые по отношению к ним со стороны других людей. Нельзя рассчитывать на то, что если ребенок является свидетелем добрых отношений людей, то и сам станет поступать так же. Этого мало. Пассивное воспитание примером не может создать у ребенка стремление к подражанию. Добрые чувства надо пробуждать.

Технология «Утро радостных встреч»

Так, группа раннего возраста, младшая, средняя, старшая и подготовительные группы используют технологию «утро радостных встреч». Данная технология проводится ежедневно в утренний промежуток, для создания положительного, эмоционального настроя на весь день, для развития у детей самостоятельности, инициативности, умения планировать свою деятельность.

Народная мудрость гласит: «Как день начнёшь, так его и проведёшь». Каждое утро у нас в группе начинается с такой интересной игровой формы взаимодействия, как «Утренний сбор», помогающей детям лучше чувствовать себя в детском коллективе в начале дня. Ребята садятся по кругу и держатся за руки, смотрят друг другу в глаза, дарят своим друзьям улыбку, желают всем доброго здоровья и хорошего настроения. Например, проводим 1этап сбора – приветствие.

Колокольчик озорной, ты ребят в кружок построй.

Справа друг и слева друг,

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Существует много способов приветствия, которое может быть вербальным и невербальным. Дружеская атмосфера устанавливается тогда, когда спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. Есть много весёлых, занимательных, уважительных приветствий, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, формы приветствий разных народов, а также комплименты. Например, игра «Теплые ладошки» :

У друга теплая и нежная ладошка,

Поглажу друга по руке немножко,

Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.

Без друга плохо жить- запомнить это надо.

При организации утреннего сбора у детей развивается эмоциональная отзывчивость, доброжелательность, толерантность, формируется нравственные представления и понятия для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что его любят и принимают таким, какой он есть. У детей, формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно – образовательном процессе в целом.

Для плодотворного обсуждения создается благоприятный психологический настрой. Включается спокойная легкая музыка: одна и та же мелодия на определенный период времени. Дети присаживаются в круг. В младшем дошкольном возрасте или если дети затрудняются образовывать круг, можно использовать атрибуты, которые они выбирают сами, или которые вызывают определенный эмоциональный настрой. Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет, мы используем, например, мячик, игрушку, светящийся шар, «волшебную» палочку, яркий мягкий - приятный на ощупь, куб, во время ответов на вопрос. У кого он в руках, тот и высказывается. Остальные внимательно слушают.

Зачем это надо? Общий элемент помогает детям организоваться в группу и сосредоточить свое внимание на ответах друг друга.

Вопросы, задаваемые во время «Ежедневного рефлексивного круга», можно распределить на несколько тем. Например, «Чем мы сегодня будем заниматься?», «Что интересного произошло у нас в группе вчера?», «Что делать, если хочется подраться?», «Почему не удается соблюдать правила?», «Как вы думаете, кого можно назвать добрым А также: «Наши добрые дела», «Передай тепло», «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Чему учат книги?», «Мое настроение», «Мир фантазий» и др.

Неоднократно проводим «Рефлексивный круг» на тему «Дружба», который призван сформировать у детей понятия «друг», «дружба», умение видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

В результате такой работы в группе появились свои правила и атрибуты: «стульчик для размышления», «коврик примирения», для изготовления которых мы привлекали родителей.

Если первый месяц ребятам было сложно без помощи воспитателя, то теперь дети сами собирают круг, для обсуждения какой-то темы. Дети самостоятельно ищут выход из сложившихся ситуаций, обсуждают и договариваются о дальнейших действиях. Сейчас «круг» становится для них привычной формой взаимодействия.

Рефлексивные круги учат детей разрешать конфликтные ситуации в целом, без акцента на конкретном ребенке. Самые продуктивные встречи — по утрам, когда воспитатель вместе с детьми может запланировать работу на целый день.

Технология «План-дело-анализ»

Л. В. Михайлова-Свирская в своих трудах раскрывает основы индивидуализации образования через технологию «План-дело-анализ». Технологическая цепочка для развития детской инициативы и самостоятельности основываться на:

выявлении субъектного опыта ребенка.

предоставлении права выбора в условиях разнообразии возможностей.

самостоятельности детей и педагогов.

Вся деятельность выстроена в несколько последовательных этапов. Совместное планирование – деятельность педагога с детьми основана на использовании способа «культурного продавливания» и методики «Модель трех вопросов» - «Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?».

Совместное планирование происходит во время группового сбора, таким образом, технологии «группового сбора» и «план-дело-анализ» плавно пересекаются друг с другом.

Суть технологии «План-дело-анализ» заключается в предоставлении ребёнку права выбора центра активности после презентации педагогом деятельности в центрах активности. Очень удобно использовать технологию и в разновозрастной группе детей.

Технология «план-дело-анализ» хорошо зарекомендовала себя для подготовки и празднования «Дня именинника», что является традицией нашей группы. Чтобы поздравить именинника группы мы организуем коллективно-творчекое дело, когда дети выбираю различные центры активности, чтобы подготовить сюрпризы: это и открытки, и сувениры и номера художественной самодеятельности. В итоге у нас получается настоящий праздник, где используются сигнальные карточки-схемы, позволяющие планировать работу малых групп и отслеживать ее выполнение в рамках реализации общего дела.

Технология «Постеры личностных достижений»

Технология «постеры личностных достижений» в нашей группе реализуется через проект «Дерево добрых дел». Каждая возрастная группа (дети 4-7 лет) в конце месяца подводит итоги по выполнению добрых дел, поступков и оформляет коллективный постер «Дерево добрых дел». Это совместная творческая работа детей и воспитателя, где вместо листочков ребята прикрепляют на веточки бумажные ладошки (цвет ладошек зависит от времени года, а рядом с ними фотографии и картинки (рисунки) детских добрых дел.

В дословном переводе с английского языка «постер» означает «художественно оформленный плакат», который даёт возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему. Это креативно оформленный информационный листок, в котором используют всевозможные цвета и формы.

Для каждого ребенка большое значение имеет отношение окружающих людей к его достижениям. Важно продемонстрировать свои умения и научить этому всех желающих - например: презентовать свою работу, провести настоящий мастер-класс для сверстников. Такой подход стимулирует развитие детской мотивации и детской успешности. Главное в каждом ребенке найти личностные способности и отметить их.

Постер-технология не только информирует родителей о детских достижения в детском саду, но и позволяет дополнить достижения ребенка из своих жизненных наблюдений. Благодаря такой форме взаимодействия, родители чаще станут обращать внимание на информационный стенд (постер, обращаться с вопросами, принимать участие в мероприятиях детского сада.

Технология «Волшебный телефон»

Используемая технология «волшебный телефон» вызывает огромный интерес как у малышей, так и у ребят старших групп. Она даёт возможность детям открыть сказочному персонажу то, что они не доверили бы никому из взрослых. Как правило, это происходит после полдника, 2-3 раза в неделю. Мы отметили, что после завершения диалога со сказочным героем (психологом) ребёнок испытывает чувство восторга, эмоциональной приподнятости.

Технология «Гость группы»

В младшей группе педагоги используют технологию «гость группы». Каждое утро в одной из групп детей встречает кукла домовёнок Кузя, Маша из мультипликационного фильма «Маша и Медведь», Белогор и Белогорочка. Вместе с ребятами они рассматривают картинки, читают книги, играют в различные игры и пр. Данная технология расширяет поводы для возникновения у детей эмоционально-положительные состояния, обогащает их эмоциональные переживания.

Технология «Мобильные выставки»

Цель технологии «Мобильные выставки» : приобретение обучающимися опыта самостоятельной творческой деятельности, коллективного взаимодействия.

Технология «мобильные выставки» помогает расширить представления дошкольников о разных материалах, о рукотворном мире, познакомить с образцами изделий, профессиями и пр. Тематика мобильных выставок в нашем детском саду разнообразна: «Фарфоровое чудо», «Всё о тканях», «Игрушка-забава», «Чудо-ниточка», «В мастерского художника», «Все о профессии…», «Шестиногие малыши Белогорья», «Зелёная аптека». Ребята старших и подготовительных групп с большим интересом участвуют в открытой демонстрации экспонатов и рассказывают малышам о результатах деятельности интересных людей и мастеров своего дела.

Технология «Мини-музеи»

Педагогическая технология «мини-музеев» способствует созданию различных тематических мини-музеев в группах детского сада, например таких как: «Подводное царство», «Мини-музей предметов старины, «История одного предмета» (мы взяли сейчас новогоднюю игрушку, чтобы к Новому году пополнить музей, создали «Мини-музей ложки», «Музей кукол», а также мини-музей на тему: «По следам военной славы», ЮИДовцы создали в группе «Музей правил дорожного движения». Коллекция каждой группы постоянно пополняется дошкольниками, сотрудниками детского сада и родителями.

Важное место в работе мини-музея занимают экскурсии, поэтому большое внимание мы уделяем подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Результатом работы по созданию мини-музеев в группах детского сада стало мотивированное объединение педагогов, детей и их родителей в команду единомышленников, вместе идущих к общей цели — расширению познавательных возможностей дошкольников в процессе активной созидательной творческой деятельности.

Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий.

Технология «Маршрут выходного дня»

Расширить детский кругозор, сформировать представления о достопримечательностях города и села у ребят 3-7 лет помогает технология «маршрут выходного дня», которая используется педагогами и специалистами дошкольного учреждения в рамках работы семейного клуба «Меридиан».

Члены клуба семейного туризма организуют встречи (в том числе он-лайн) по вопросу подготовки к походу, определяют тему, цели и задач прогулки (экскурсии, выбирают маршрут: «Прогулка по зимнему парку!», «Мы идем в кинотеатр?», «А ты умеешь кататься на коньках?», «Губкин православный», «По скверу Шахтерской славы», «Памятные места города», «Фонтаны Губкина», «Всей семьей в театр», «Городской парк», «Чудо-юдо-град», «Сквер имени Пушкина», «К Новогодней ёлке» и пр.

Использование данной технологии способствует повышению интереса детей и взрослых к изучению родного края: его культуры, истории, людей; воспитание любви, уважения, чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; укреплению здоровья детей через сотрудничество педагогов с семьями воспитанников дошкольного учреждения. Общение в непринуждённой эмоциональной, насыщенной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, и детей.

Таким образом, внедрение доброжелательных технологий в жизнь детского сада позволило нам создать условия, где сам ребёнок становится активным и полноценным участником образовательного процесса наравне с компетентным партнером-взрослым. В приоритете жизнедеятельности в группе – свободная игра, как наиболее органичная для дошкольника деятельность, открытое пространство и как следствие широкие возможности для выбора. Все это позволяет дошкольникам не только получать необходимую информацию, но и проявлять креативные способности, самостоятельность и инициативность, что отвечает задачам Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования.

Публикации по теме:

Информационные технологии в ДОУИнформационные технологии в ДОУ Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного общества. Современный процесс информатизации также затрагивает.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. ЦветотерапияЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цветотерапия Цель здоровьесберегающих образовательных технологий, обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания,.

Бережливые и доброжелательные технологии в РППС группы с учетом ФГОСБережливые и доброжелательные технологии в РППС группы с учетом ФГОС У нас в детском саду №7 "Семицветик" города Белгорода, проходил институциональный конкурс на лучшую развивающую предметно пространственную.

Цифровые технологии в ДОУЦифровые технологии в ДОУ Цифровые технологии в ДОУ. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Квест-технологииКвест-технологии Играем по-новому?А. С. Пушкин: О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг,.

Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе.Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Технологии Н. А. Зайцева в ДОУ. Эссе. Ура! Я победила! Победила «Северный ветер»! «Северный ветер» - это кодовое название моей прошлогодней.

Здоровьесберегающие технологииЗдоровьесберегающие технологии Всем доброго времени суток. Хочется сегодня поговорить про здоровье наших воспитанников. Все мы прекрасно знаем, что дошкольный возраст.

Здоровьесберегающие технологии (часть 1) Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей является одной из основных задач дошкольного образования, так как дошкольный.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Целью здоровьесберегающих технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Доброжелательные технологии в ДОУ
Опубликовано: 3 апреля 2023 в 13:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доброжелательные технологии в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Котенкова (УИ 272420) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД