Елена Маркина
Педагогические технологии, используемые при воспитании детей с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогические технологии, используемые при воспитании детей с ТМНР.
Работая с детьми ТМНР, воспитатель сталкивается с разными диагнозами, а отсюда вытекает проблема ведь у воспитанников разные способности, и разные возможности.
Психофизическое развитие таких детей имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Также обучение любому действию осложняется для ребенка с особыми образовательными потребностями еще и следующими общими обстоятельствами: его привлекают к организованной деятельности, повышается уровень требований к дисциплине, ограничивается свободная естественная потребность в движении и др. При этом дети одного и того же возраста в силу степени тяжести заболевания, могут сильно отличаться по уровню развития.
При организации воспитательно-образовательного процесса важно предусмотреть:
• индивидуальный и дифференцированный подход, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
• объем нагрузки, следует чередовать физическую нагрузку и двигательную активность;
• учитывать особенности восприятия, стимулируя все действующие сенсорные системы;
• связь обучения с уже имеющимся жизненным опытом.
Задача воспитателя- организовать обучающий процесс таким образом, чтобы у ребенка повышался интерес к знаниям, развивалась самостоятельность. Причем, каждый ребенок принимает самое активное участие, работает с полным напряжением своих сил, самостоятельная работа способствует более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей.
Принципами моей работы выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия воспитанника и воспитателя, стимулирование творческих способностей ребенка.
В работе с детьми с ТМНР большое значение имеет учет индивидуальных особенностей воспитаников (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, работоспособность, умение учиться, мотивация, уровень развития эмоционально-волевой сферы).
Основной особенностью учебной деятельности учащихся является несформированность необходимых предпосылок учебной деятельности. Этот недостаток и накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Появляется неверие в собственные силы и возможности, вырабатывается заниженная самооценка. К этому добавляются и другие особенности детей: быстрая утомляемость, тревожность, психоэмоциональная неустойчивость.
Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.
Дети с ТМНР нуждаются в особых способах подачи информации.
Для них необходимо использовть различные типы выполнения заданий:
- частичное выполнение данного задания;
- задания, которые позволяют наглядно увидеть происходящее. Затем стараться добиться самостоятельного выполнения этого задания;
- использование интерактивных занимательных заданий, что позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Здесь нужно учитывать что в силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные воспитанники способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний и умений.
Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок.
Занятия, с детьми данной категории, должны делиться на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяются из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей. Обучение нужно проводить в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Так как всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий, во время занятия рекомендуется несколько раз менять рабочую позу ребенка «сидя-стоя», провожу физминутки, динамические паузы.
В образовании детей ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции обучащихся. в своей работе использую адаптированную программу, индивидуальные карточки, различную художественную литературу, средства ИКТ, мультимедийные презентации, яркую наглядность, где возможно, реальные предметы и др.
• В учебном планенеобходимо учитывать значимость формируемых компетенций, стремиться к тому, чтобы каждый воспитанник понял, с чем он познакомится сегодня на занятии и где сможет применить полученные знания. При всем при этом если ребенок успешно справляется со своей работой, появляется ситуация успеха, вера в свои силы «у меня получилось, значит я это могу», и желание получить похвалу воспитателя.
В своей работе нужно использовать стандартную форму проведения занятий, а отталкиваюсь от интересов ребенка, его потребностей, индивидуальных возможностей. Поэтому, надо находится в постоянном поиске форм и методов, способных поддерживать познавательный интерес каждого ребенка к обучению, к тому, чтобы изучаемый материал был доступен, логичен, тесно связан с жизнью, способствовал их социальной адаптации. Это становится возможным при проведении интегрированных занятий.
Основная цель интегрированных занятий - показать взаимосвязь изучаемых явлений в мире, единство окружающего, а также применение отдельных умений в других областях.
• В проведении подобных занятий возникает по ряду причин. Во-первых, мир, окружающий детей с ТМНР, должен познаваться ими в своем многообразии, но в то же время, и в единстве. Материал познавательной деятельности представляется дозировано отдельные явления, не дает полных представлений о месте этого явления в системе окружающего мира.
Во-вторых, интегрированные занятия являются хорошим стимулом развития учебной мотивации, познавательного интереса детей, внимания, к развитию восприятия, памяти, мышления, навыков коммуникации.
В-третьих, форма проведения интегрированных занятий предполагает постоянную смену видов деятельности в течение занятия и позволяет говорить о создании здоровьесберегающей среды, что особенно важно в обучении детей с ТМНР, т. к. все они дети-инвалиды и имеют целый ряд сочетаний патологии по зрению, слуху, двигательным нарушениям и соматическим заболеваниям.
Важно понимать, что ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих.
Особые образовательные потребности обучащегося вызывают необходимость специального подбора материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям. Обучение проводится по следующим областям: позновательное развитие, коррекционный курс предметно прикладному развитию, коммуникативное развитие, музыка и физическое развитие.
Занятия строятся из нескольких блоков. В начале проводится разминка, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж.
10 минут повторение. Вспоминаем, что изучали на прошлом занятии.
Проводим физ. минутки. 10 минут усвоение нового материала.
В конце занятия 15 минут отводится на проведение адаптивной физкультуры, музыки, предметно-практических действий.
Так как ребенок не говорящий, то много времени уделяю развитию речи.
Результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и специфических образовательных потребностей обучающегося. Требования к результатам освоения СИПР представляют собой описание возможных результатов образования, следует говорить только об индивидуальной оценке результатов обучения в соответствии с специальной индивидуальной образовательной программой.
Закономерные затруднения в освоении обучающимися с ТМНР отдельных предметов не рассматривается как показатель не успешности их обучения и развития в целом.