Светлана Андриевская
Дизайн-проект «Наша клумба» (подготовительная группа)
▼ Скачать
Актуальность:
Потребность в новых впечатлениях – одна из самых важных для ребенка. В соответствии с этим, наш проект направлен на расширение чувственного опыта и развития органов чувств. Пробуждение в растущем человеке способности к созерцанию невозможно без развития привычки всматриваться и вслушиваться в мир природы, наслаждаться ее ароматом. Поэтому мы, всей группой изучив литературу и интернет-ресурсы о декоративных растениях, благоприятных для нашего климата, решили благоустроить клумбу на нашем участке. В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что дети не только узнают названия цветов и их внешний вид, но также их полезные качества. Путем исследования мы познакомимся с садовыми цветами, особенностями их жизнедеятельности, условиями их роста. Дети узнают много новых слов – понятий и названий.
Публикация «Дизайн-проект „Наша клумба“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Клумба. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Цветы. Все о цветах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2020
В процессе работы естественным образом будет происходить развитие познавательных процессов, чувства симпатии. Особую значимость будут играть коммуникативные навыки, направленные не только на бесконфликтное общение детей друг с другом, но и на бережное отношение к природе в целом. Организация труда дошкольника в цветнике, на участке создает условия для сознательного применения ими знаний, для формирования прочих навыков гуманного отношения к живому. Кроме того, деятельность должна сопровождаться положительными эмоциями. Обязательно увлечение самим процессом деятельности.
Проводя экскурсию по территории детского сада, внимание детей было обращено на свой участок, который казался пустым и неуютным без цветов и мы пришли к выводу, что нужно создать необычную клумбу и засадить её цветами. Воспитатели предложили детям помочь с оформлением клумбы и выбрать цветы для посадки.
Проблема: Проводя экскурсию по территории детского сада, мы обратили внимание детей на цветочные клумбы, оставшиеся с прошлого года. Дети вспоминали, какие цветы росли на этих клумбах, и как красиво было всё прошлое лето. Сделав небольшую экскурсию по своему участку, дети были немного огорчены отсутствием клумбы у них. Захотелось и нам сделать необычный цветник своими руками. Но, как оформить клумбу и какие цветы в них посадить? Дети высказывали свои идеи, предположения: (можно посадить много цветов, поставить скамейки и приходить сюда отдыхать; можно сделать клумбу в виде какого — нибудь животного или цветка; можно разбить клумбу вокруг дерева и т. д.). Растения будут радовать нас цветением все лето и часть осени. Это будет место, где мы сможем не только отдыхать, но и наблюдать за ростом цветов, условиями их жизни.
Гипотеза: Мир, окружающий ребенка — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познания природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней.
Цель проекта: сформировать у детей представление о разнообразии растений и использовании их человеком в целях украшения.
Задачи проекта:
— дать детям знания о цветах, как о полезных растениях;
— расширить представления о декоративных растениях (однолетники, двулетники, многолетники);
— формировать активную позицию – не равнодушного созерцания, а деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем;
— вырастить для клумбы цветы;
— учить детей замечать красоту цветов в клумбе, воспитывать чувство восхищения;
— вызвать желание общаться с природой, воспитывать бережное отношение к труду людей;
— привлечь родителей к созданию клумбы, посадке цветов!
Ожидаемый результат:
— расширены представления детей о декоративных растениях;
— сформирована активная позиция деятельного и культурного участника в процессе решения экологических проблем (клумбы на территории детского сада и во дворе своего дома);
— сформировано бережное отношение к труду людей, желание общаться с природой.
Тип проекта: Творческий, долгосрочный
(февраль - август);
Состав участников:
— воспитанники подготовительной группы (6-7 лет)
— воспитатели;
— родители.
Обеспечение проекта:
—Цветник на участке детского сада.
— Методический материал.
— Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов б) настольно-печатные игры по экологии; в) дидактические игры по экологии; Оснащение природным и бросовым материалом.
Основные направления:
I. Подготовительный этап — февраль
1. Экскурсия по участку с целью определения места под будущий цветник.
2. НОД «Цветы – красота природы»
Цель: Уточнить знания детей о садовых цветах. Закрепить представление о строении цветка (стебель, листья, цветы). Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать словарь детей. Учить детей видеть прекрасное в привычном. Воспитывать познавательный интерес и эстетические чувства.
3. Рассматривание плаката «Цветы», иллюстраций, открыток с изображением цветов. Обогащение и расширение представления об окружающем мире; объяснение детям в доступной форме о необходимости охраны природы.
4. Беседа на тему: «Цветы и человек»
Цель: Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством, отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых, воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
5. Рассматривание семян.
Цель: Познакомить с условиями, необходимыми для роста и развития растений.
6. Выставка рисунков «Наша новая клумба»
Цель: Учить передавать в рисунке части растения, необычное строение клумбы в форме «ромашки»; закреплять умение рисовать простыми и цветными карандашами, фломастерами; совершенствовать умение рассматривать рисунки, выбирать лучшие; развивать эстетическое восприятие.
7. Оказание родителями помощи в приобретении семян и необходимого инвентаря для посадки цветов, необходимого материала для изготовления клумбы.
Цель: Заинтересовать родителей проектом.
8. НОД «Цветы на клумбе» (лепка барельефа)
Цель: развитие мелкой моторики, воображения у детей.
II. Основной этап – март — апрель
1. Экспериментальная работа:
«Посадка семян цветов: бархатцев, петуньи».
Цель: Познакомить детей с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать землей, поливать). Упражнять в использовании обследовательских действий. Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки семени и действия детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к посадке семян.
2. Исследовательская деятельность:
«Наблюдение за рассадой»
Цель: Ежедневный уход за рассадой цветов. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Формировать определенные трудовые навыки. Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
3. Загадывание загадок, ребусов.
Цель: Развивать познавательный интерес детей через игровые задания.
4. Заучивание и чтение стихотворений о цветах.
Цель: Закрепить представления детей о цветах, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
5. Чтение художественной, познавательной литературы.
Цель: Развивать навыки общения, диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями, вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.
6. Рассматривание плаката «Цветы», иллюстраций, открыток с изображением цветов.
Цель: Закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам.
7. Беседа «Красота спасет мир», посвященная «Дню Земли»
Цель: В доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире.
7. Слушание музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы», П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов».
Цель: Формирование основ музыкальной культуры у детей.
Исследовательская деятельность:
1. Эксперимент «В какую почву лучше посадить растение?»
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая.
2. Исследовательская деятельность «В чём нуждается растение?»
Цель: Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений, о необходимости тепла и света для роста растений и о зависимости их развития от солнечного освещения. Проращивать семена на подоконнике и в темном месте. Наблюдать за движением растений, тянувшихся к свету.
3. «Человек и растение»
Выявить, насколько растению необходим уход человека. Два контейнера с землей и проросшими ростками цветов (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят, поставили в темное место) — если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; — где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей). Цель: Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Воспитывать бережное отношение к растениям.
Картотека дидактических игр
«Угадай цветок по описанию», «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери картинки в ряд»; В саду, на поле, в огороде», «Цветы».
Цель: Уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья, цветок, развивать творческое воображение детей.
Подвижные игры: «Мы– цветы», «Живая клумба», «Волшебная палочка», «Найди свое место», «Любимый цветок», «Садовник».
Цель: Расширять знания детей о цветах; пополнять словарный запас, развивать умение действовать по сигналу воспитателя, умение согласовывать движения со словами, ловкость.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин цветов»
Цель: Познакомить детей с профессиями цветовода, учить распределять роли, развивать сюжет и действовать согласно принятой на себя роли. Закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты, закреплять правила поведения в общественных местах.
III. Заключительный этап (май – август)
1. «День добрых дел».
Цель: Привлечение родителей к созданию клумбы на территории детского сада.
2. Высадка рассады в клумбы, оформление клумб.
Цель: Создание сплоченного коллектива среди воспитанников, их родителей и воспитателей. Совместное создание клумбы, проявление фантазии и творчества.
3. Уход за цветником.
Цель: Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
4. Обмен впечатлениями по итогам работы.
Цель: Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и удовлетворения от участия в совместной с взрослыми деятельности.
5. Сбор семян, подготовка клумб к следующему посадочному сезону.
Используемая литература
1. Парциальные программы по экологическому воспитанию дошкольников: Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»;
2. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду»;
3. Интернет-ресурсы