Екатерина Очередико
Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья путем развития мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
детей с ограниченными возможностями здоровья
в домашних условиях»
Цель: Ознакомление с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях.
Задачи:
Познакомить родителей с понятием «Мелкая моторика» и показать важность работы по развитию мелкой моторики рук;
Публикация «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья путем развития мелкой моторики рук» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
Продемонстрировать игры и упражнения, направленные на формирование и развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях;
Создать условия для укрепления сотрудничества между дошкольным учреждением и семьей.
Форма проведения мастер-класса: видеоролик с элементами практического занятия.
Оборудование: крупы (рис, гречка, пшено, манка,хозяйственные прищепки, веревка, шариком Су-джок, палочки, мелкие детали разной формы, глубокие емкости, расческо.
Ход проведения:
I. Вступительная часть
- Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поговорим о развитии мелкой моторики кистей рук детей с ограниченными возможностями здоровья в домашних условиях.
Первичной задачей в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является развитие мелкой моторики рук, которое непосредственно сопряжено с речевым, психическим и индивидуальным развитием детей. У детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. У таких детей это обусловлено недостатком или неправильным распределением мышечного тонуса и несбалансированностью механизмов движения.
Дошкольникам с ограниченными возможностями здоровья сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы рук должны действовать согласованно и координировано. Поэтому на первоначальном этапе основная помощь заключается в манипулировании руками ребенка: совместное рисование (вкладываем ребенку в руку карандаш или кисточку и вместе рисуем, лепка, конструирование и т. д. Совместное манипулирование предметами развивает у детей сознание того, что они делают и откладываются в их памяти, что позволяет автоматизировать тот или иной навык манипулирования предметами.
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его ручных умений. Поэтому вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
II. Практическая часть:
Сегодня мы с вами более подробно остановимся на играх, которые без особых усилий, смогут провести самостоятельно родители с детьми в домашних условиях используя подручные средства.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть правильной техникой выполнения заданий, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша. При этом проводить данные игры рекомендуется по 15 минут в день, что позволит развиваться мелкой моторике руки гораздо быстрее.
1. Самый простой и известный метод развития мелкой моторики – это пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка :
развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
способствует овладению навыками мелкой моторики;
повышает работоспособность головного мозга;
развивает тактильную чувствительность;
помогает развивать речь;
снимает тревожность.
Попробуем на примере сделать с детьми несколько упражнений пальчиковой гимнастики.
«Домик»
Раз, два, три, четыре, пять
разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого
Вышли пальчики гулять
ритмичное разжимание всех пальцев одновременно
Раз, два, три, четыре, пять сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца
В домик спрятались опять
ритмичное сжимание всех пальцев одновременно.
3. Самомассаж ладоней и пальцев рук с помощью метода Су-джок-терапии.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
Широкое распространение и успешное применение в логопедической практике нашел метод Су-джок-терапии. Использование тренажеров Су-джок совместно с работой по развитию пальчиковой моторики благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений.
Самомассаж шариком Су-джок.
1, 2, 3, 4, 5!
Буду шарик я катать.
По ладошке прокачу
И ее пощекочу.
Шар по кругу я катаю
И ладошку разминаю.
И по пальцам прокачу
Каждый я пощекочу.
Вверх-вниз, вверх-вниз,
Шар по пальчику катись.
Сильно шарик я сожму,
Подержу и разожму.
Не у всех дома есть мячики их можно заменить обычной расческой
4. Упражнения с использованием подручных средств.
Игра «Рыбалка».
Цель: Развитие координации движения
Можно взять любые палочки привязать к ним нитки, а кним прикрепить магнит и взять прищепки вместо рыбок. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики. Задание состоит в том, чтобы на магнит прицепились обычные бельевые прищепки. Можно эту игру проводить на скорость.
Игра «Развесим рыбок на веревку».
Цель: улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук; улучшить общую двигательную активность; содействовать нормализации речевой функции;
Взрослый натягивает шнурок, а ребенок вешает на него словленные на удочку прищепки.
Игра «Найди одинаковый премет». Для игры понадобиться несколько видов круп, например, гречка, пшенка, рис. Их надо высыпать в любые глубокие емкости, на дно этой емкости положить мелкие игрушки разной формы и засыпать их.
Ребенок должен найти все предметы, но при этом желательно, чтобы он не высыпал и не пересыпал крупы в другие емкости. Это очень полезно, так как во время таких «раскопок» ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис и т. д. Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки.
III. Заключительная часть
Данные упражнения развивают у детей не только мелкую моторику, точную координацию, но и формируют зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения в будущем.
Большое спасибо за внимание!