МААМ-картинки

Дипломная работа на тему «Интерактивная дидактическая игра как средство развития словаря дошкольников»

Недежда Пуганова
Дипломная работа на тему «Интерактивная дидактическая игра как средство развития словаря дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Интерактивная дидактическая игра как средство развития словаря дошкольников

Выступление

1 СЛАЙД. Доброе утро уважаемые члены государственной комиссии. Вашему вниманию представляется работа на тему : «Интерактивные игры, как средство развития словаря детей среднего дошкольного возраста».

Публикация «Дипломная работа на тему „Интерактивная дидактическая игра как средство развития словаря дошкольников“» размещена в разделах

2 СЛАЙД. На всех этапах исторического развития человечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. По словам А. Н. Леонтьева (Алексея Николаевича) : «Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития».

Актуальность нашей работы заключается в том, что

Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению. Развитие словаря влияет на всестороннее развитие ребенка.

Сделать интереснее и увлекательнее для детей поможет в этом игра.

Игра является неотъемлемой частью обучения, которое протекает наиболее успешно, когда используются специальные дидактические игры, интерактивные игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения.

СЛАЙД 3. Объектом исследования является развитие словаря детей среднего дошкольного возраста.

Предметом исследования выступает использование интерактивных игр, направленных на активизацию и закрепление словаря детей среднего дошкольного возраста.

Мы предполагаем, что интерактивные игры являются эффективным средством развития словаря детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 4. Цель нашего исследования – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения интерактивных игр для развития словаря детей среднего дошкольного возраста.

Задачи исследования представлены на СЛАЙДЕ 4.

СЛАЙД 5. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами использовались группы методов:

1. Теоретические методы: анализ литературы.

2. Эмпирические методы: беседы, логопедическое обследование, тестирование. В исследовании использовались методики исследования развития речи детей дошкольного возраста (О. С. Ушакова (Оксана Семеновна, Е. М. Струнина (Елизавета Михайловна, Е. А. Стребелева (Елена Антоновна).

3. Методы качественной, количественной обработки результатов и графического анализа данных.

СЛАЙД 6. Исследование было организовано и проведено нами на базе МАДОУ Детский сад №3 «Улыбка» в городе Бор. В практической части выпускной квалификационной работе приняли участие 16 детей дошкольного возраста 4-5 лет.

СЛАЙД 7. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие.

В среднем дошкольном возрасте необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; формировать умение подбирать слова с противоположным значением (сильный - слабый, со сходным значением (прыгать - скакать) ; использовать слова, обозначающие материалы (дерево, металл и др.); Наглядные методы, которые занимают ведущее место.

Словарь должен характеризоваться разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволит сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

СЛАЙД 8. Важнейшей задачей словарной работы с дошкольниками среднего возраста является обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

Работа над словом с детьми среднего дошкольного возраста проводится в определенной последовательности.

Существуют этапы: они представлены на СЛАЙДЕ 8

На начальном этапе – это наблюдение явлений, рассматривание иллюстраций, объектов.

На стадии уточнения взглядов - работа с наглядностью (рассмотрение полотен, игрушек, беседы, дидактические игры, лексические упражнения).

На стадии активизации словаря значимым считается постоянное повторение слова, его введение в разнообразные виды работы.

В практике нашли широкое применение следующие приёмы толкования значений слов :

а) объяснение значений слов путём показа картинки;

б) сопоставление слова с другими словами;

в) пояснение слова другим словом, близким по значению; и другие

СЛАЙД 9. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

Такая способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо называется интерактивностью.

В современном мире мы все чаще используем мультимедийные средстства для работы, учебы, развлечений.

Так и интерактивные дидактические игры находят широкое применение в развитии всех компонентов устной речи детей среднего дошкольного возраста : грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание ребят, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.

СЛАЙД 10. При использовании интерактивных дидактических игр на занятиях по развитию словаря у детей среднего дошкольного возраста : обогатится словарный запас; дети научатся слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения; отвечать на вопросы, повторять за взрослыми простые предложения, делиться информацией

СЛАЙД 11. Использование интерактивных игр, помогает детям приобрести недостающие знания и навыки по изучаемым темам, расширить их познавательные способности и доступ к специальным программным продуктам.

СЛАЙД 12. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране – несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- поощрение ребенка компьютером при правильном решении проблемных задач являются стимулом познавательной активности детей;

-в процессе своей деятельности за компьютером, около интерактивной доски дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

СЛАЙД 13. Для оптимального использования интерактивной доски (сенсорная панель) в работе с дошкольниками требуется соблюдение методических рекомендаций, они представлены на слайдах 13-14

СЛАЙД 14. Выводы по 1 разделу

Новые современные возможности направляют нас педагогов на решение образовательных задач разными путями, один из которых – применение интерактивного оборудование и интерактивных игр.

Таким образом, систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс мультимедийных и интерактивных развивающих игр позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

СЛАЙД 15.

Опытно-экспериментальная работа. Целью нашего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения интерактивных игр для развития словаря детей среднего дошкольного возраста.

Исследование было проведено на базе МАДОУ Детский сад №3 “Улыбка”, г. Бор.

В исследовании приняли участие 16 детей 4-5 лет.

СЛАЙД 16. В программу исследования мы включили три этапа:

1. Констатирующий этап.

2. Формирующий этап.

3. Контрольный этап.

СЛАЙД 17.

В констатирующий этап мы включили методики исследования развития речи детей дошкольного возраста Оксаны Семеновны Ушаковой, Елизаветы Михайловны Струниной, и Стребелевой Елены Антоновны.

Целью проведения методик является выявление уровня развития активного словаря.

Обследование по методике О. С. Ушаковой (Оксаны Семеновны, Е. М. Струниной (Елизаветы Михайловны, проводили индивидуально с каждым ребенком (беседа не превышала 15 минут). Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы вызывали одобрение, поддержку; если ребенок затруднялся, мы не показывали, что он не справился, а просто давали ответ сами, но в протоколе отметили невыполнение.

В ходе обследования детям предлагалось выполнить четыре игровых задания. Все полученные данные заносились в таблицу. Неправильные ответы фиксировались.

Ребенок должен был правильно объяснить значение слов, ответить на все вопросы воспитателя.

Например: кукла, мяч, посуда (из нее едят и пьют, это игрушки);

Результат проведенной диагностики мы видим с вами на экране: что высокий уровень имеет 4 детей из группы (25%, 8 детей имеет средний уровень сформированности развития словаря по показателям (50%, 4 детей имеют низкий уровень сформированности развития словаря (25%).

СЛАЙД 18.

Обследование по методике Е. А. Стребелевой, проводили индивидуально с каждым ребенком (беседа не превышала 15 минут). Задания давались в интересной, интонационно выразительной форме. Правильные ответы вызывали одобрение, поддержку; если ребенок затруднялся, мы не показывали, что он не справился, а просто давали ответ сами, но в протоколе отметили невыполнение.

В ходе обследования детям предлагается выполнить также четыре игровых задания. Например: “Кто больше скажет”, “Скажи наоборот”, “Назови одним словом”, “Покажи картинку”.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

Результат проведенной диагностики мы видим с вами на экране: что оптимальный уровень имеют 5 детей из группы (32,8%, 7 детей имеет допустимый уровень сформированности развития словаря по показателям (43,8%, 4 детей имеют низкий уровень сформированности развития словаря (23,4%).

В связи с результатами диагностики, полученными нами в ходе исследования дошкольников среднего дошкольного возраста, возникает необходимость в разработке и реализации плана работы на месяц и картотеки интерактивных дидактических игр по развитию словаря дошкольников. С помощью разработанного нами плана работы на месяц и картотеки, необходимо научить понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова; понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда, одежда); подбирать признаки, качества и действия к названию предметов; сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине.

СЛАЙД 19.

Целью формирующего этапа является разработка программа развития словаря детей среднего дошкольного возраста посредством применения интерактивных игр.

Первый компьютерный продукт, с которым знакомятся дошкольники, – игра. Интерактивные игры не изолированы от педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения. Они не заменяют традиционных игр и занятий, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями.

Нами была разработана система работы по развитию словарного запаса дошкольников среднего возраста через использование интерактивных игр.

Программа развития сформированности словарного запаса посредством применения интерактивных игр состоит из следующих направлений и этапов рассмотрим таблицу.

На подготовительном этапе мы разрабатывали и подбирали картотеку интерактивных игр для детей среднего дошкольного возраста.

На первом этапе была проведена работа с предметно-пространственной средой – создание и изучение с детьми уголка медиатеки в группе.

На втором этапе знакомство детей с интерактивными играми : с целью игры, правилами и инструкцией. Информация была сформулирована доступно и четко;

СЛАЙД 20 На третьем этапе была проведена работа с родителями. Проведение родительского собрания на тему «Развивающие интерактивные дидактические игры». Разработка методического пособия для родителей по созданию интерактивных дидактических игр в программе Power Point; Консультация для родителей на тему “ Дошкольник и компьютер”.

СЛАЙД 21.

В ходе формирующего эксперимента проводились следующие интерактивные игры :

Интерактивная дидактическая игра «Устрани пробоину» по теме День космонавтики.

Суть данной игры в подборе геометрических фигур, с помощью которых дети ремонтируют ракету. Дети должны были подобрать фигуры по форме, затем рассказать о том, какие фигуры и куда они поставили. При затруднении выполнения задания, воспитатель может помочь с объяснением.

СЛАЙД 22. Интерактивная дидактическая игра “Признаки весны”

Суть данной игры заключалась в классификации весенних и зимних признаков, путем перемещения картинок к нужному пейзажу. При затруднении детей, воспитатель может помочь наводящими вопросами.

СЛАЙД 23. Интерактивная дидактическая игра “Звери леса. Найди лишнее”

Суть данной игры заключается в классификации по признакам диких и домашних животных, путем исключения лишней картинки.

СЛАЙД 24. Интерактивная дидактическая игра «В гости к сказке»

(по сказке «Теремок»)

которую мы рассмотрим подробнее

Целью данной игры служит закрепление умения пользоваться диалогом как формой общения.

Задачами: закреплять умение классифицировать по признакам, развивать навык грамотного пересказа знакомого сюжета, воспитывать чувство самовыражения через словесное творчество, активизировать словарный запас, способствовать развитию диалогической речи.

СЛАЙД 25.

Контрольный эксперимент:

Целью контрольного эксперимента являлось проведение оценки эффективности использования интерактивных игр в развитии словаря дошкольников.

В целях оценки эффективности разработанной программы была проведена контрольная диагностика по методикам О. С. Ушаковой (Оксаны Семеновны, Е. М. Струниной (Елизаветы Михайловны, и Е. А. Стребелевой (Елены Антоновны). Полученные результаты представим в виде таблицы.

По результатам диагностики Ушаковой Оксаны Семеновны, Струниной Елизаветы Михайловны мы видим, что показатели детей улучшились: высокий уровень имеют 6 детей из группы (37,5%, 10 детей имеют средний уровень сформированности развития словаря по показателям (62,5%, низкого уровня сформированности развития словаря не выявлено, что говорит об эффективности проведенной работы.

СЛАЙД 26.

По результатам диагностики Стребелевой Елены Антоновны уровни развития словаря детей мы исследовали после проведения занятий, также по 4 критериям: владение синонимами, антонимами, обобщающими словами, употребление слов в правильном значении.

Мы видим, что показатели детей также улучшились: оптимальный уровень имеют 7 детей из группы (46,9%, 7 детей имеют средний уровень сформированности развития словаря по показателям (43,8%, критический уровень сформированности словаря тоже уменьшился, 2 детей не до конца справились с заданиями, что говорит нам о том, что с ними будет в дальнейшем проведена индивидуальная работа.

27-28 СЛАЙД.

Для наглядности, представлены сравнительные результаты уровня сформированности словарного запаса до и после проведения программы.

Исходя из результатов начальных и контрольных диагностик по сформированности словаря дошкольников можно сделать следующие выводы: дети стали лучше понимать слова, близкие и противоположные по смыслу, а также разные значения многозначного слова; понимать и употреблять обобщающие слова (мебель, овощи, посуда, одежда); подбирать признаки, качества и действия к названию предметов; сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине. Также улучшились показатели употребления синонимов, антонимов, обобщающих слов, употребления слов в правильном значении, монологическая и диалогическая речь.

СЛАЙД 29. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Систематическое и целенаправленное внедрение в образовательный процесс специальных компьютерных программ, в частности применение интерактивных игр, позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.

Интерактивные игры являются эффективным средством развития словаря детей дошкольного возраста (систематизация теоретического материала и эмпирического исследования позволят разработать и поэтапно реализовывать систему интерактивных игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста).

Таким образом мы смело можем утверждать что ГИПОТЕЗА нашла свое подтверждение.

СЛАЙД 30. Закончить свое выступление мне бы хотелось словами замечательного педагога и писателя Константина Дмитриевича Ушинского

«Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается».

К. Д. Ушинский

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речиДидактическая игра «Что перепутал художник?» как средство развития речи Одно из важных умений человека, идущих через всю его жизнь и помогающих во многих жизненных ситуациях умение логически мыслить и делать.

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото»Дидактическая игра для старших дошкольников на формирование словаря и воспитание звуковой культуры речи «Звуковое лото» Описание. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Играть могут 2-6 человек, с ведущим и без него. В ходе.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-классДидактическая игра по обогащению словаря у дошкольников «Солнышко» мастер-класс В развитии словаря у детей дошкольного возраста определяют две стороны: развитие количественного роста слов - это то, количество слов,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дипломная работа на тему «Интерактивная дидактическая игра как средство развития словаря дошкольников»
Опубликовано: 23 мая 2024 в 22:05
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дипломная работа на тему «Интерактивная дидактическая игра как средство развития словаря дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Недежда Пуганова (УИ 2941496) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД