Галина Зимина
Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 3)
▼ Скачать + Заказать документы
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)
на тему:
«Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр»
Продолжение.
1.2. Применение дидактических игр и упражнений в обучении дошкольников пространственным ориентировкам
Публикация «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 3)» размещена в разделах
Рассмотрев психолого – педагогические основы восприятия пространства детьми дошкольного возраста, изучив научные исследования многих известных методистов в области дошкольного образования, мы соглашаемся с их утверждением о том, что дети до школы способны научиться пользоваться несколькими системами отсчета при ориентировке в трех и двухмерном пространстве. Однако для дошкольников познание пространства является довольно сложным видом деятельности. Они должны научиться пользоваться второй сигнальной системой и в речи отражать пространственные отношения, существующие между окружающими объектами. В результате многолетних исследований ученые выделяют ряд особенностей, присущих дошкольникам при восприятии пространственных отношений (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец) :
• конкретно-чувственный характер: ребенок ориентируется на своем теле и все определяет относительно собственного тела;
• самым трудным для ребенка являются различения правой и левой руки,
• потому что различение строится на основе функционального преимущества правой руки над левой, которое вырабатывается в работе функциональной деятельности;
• относительный характер пространственных отношений : чтобы ребенку определить как относится предмет к другому лицу, ему надо в уме встать на место предмета;
• дети ориентируются легче в статике, нежели в движении;
• легче определяют пространственные отношения к предметам, находящимся на близком расстоянии от ребенка. [5]
Ребенок – дошкольник интенсивно развивается в процессе участия в характерных для его возраста видах деятельности. Самые важные для дошкольников виды деятельности – игровая и продуктивная деятельность (рисование, конструирование, лепка, аппликация и др.). Во всех этих видах деятельности есть одна общая особенность – ориентировка в пространстве. Разыгрывая тот или иной сюжет в игре, выполняя игровое задание, решая игровую проблемную ситуацию, дети используют пространственные термины, моделируют взаимосвязь между объектами в пространстве. В лепке дети так же используют опыт ориентировки на себе, на другом человеке, на любых объектах.
Мусейибова Т. А. научно обосновала главные методические приемы, лежащие в основе формирования у детей пространственных представлений. Она особое внимание придавала игровому началу в познании детьми пространственных отношений, рекомендовала включать различные виды игр, занимательных упражнений с использованием специально разработанного дидактического материала. [28]
На основе анализа психолого – педагогической и методической литературы можно выделить группы игр и упражнений, решающих главные дидактические задачи по обучению дошкольников системам отсчета пространственного расположения окружающих объектов, предусмотренных программой, составленной в соответствии с требованиями ФГОС.
1) Дидактические игры и упражнения на ориентировку «на себе», на другом объекте.
2) Дидактические игры и упражнения на ориентировку «от себя», от других объектов.
3) Дидактические игры и упражнения на дифференцировку основных пространственных направлений в процессе активного передвижения в пространстве.
4) Дидактические игры и упражнения на ориентировку в пространстве при передвижении с закрытыми глазами.
5) Дидактические игры и упражнения на определение пространственного расположения предметов относительно друг друга (без участия ориентирующегося).
6) Дидактические игры и упражнения на ориентировку в двухмерном пространстве (на плоскости, например на листе бумаги, расположенной на столе, на доске. Некоторые исследователи, такие как О. И. Галкина, В. Г. Нечаева, Н. А. Сенкевич и др. рекомендуют включать в работу с детьми седьмого года жизни «зрительные диктанты». [41]
7) Словесные дидактические игры. Эти игры проводятся с целью активизировать в речи детей специальные термины (название пространственных направлений, пространственные предлоги и наречия). Дошкольники учатся самостоятельно подбирать слова, точно отражающие ту или иную реальную ситуацию, знакомую им по личном опыту, формулировать ответ, отражающий взаимное положение между различными объектами в пространстве.
В практике организации учебно – воспитательного процесса в ДОУ распространены не только дидактические, но и другие виды игр: подвижные, строительные, драматизации, сюжетно – ролевые.
В работах Степаненковой Э. Я. указывается на то, что в подвижной игре можно не только закреплять уже имеющиеся знания, развивать приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. [41]
Особенно важно правильно использовать слово при проведении игр и упражнений. Однако массовая практика показывает, что при проведении подвижных игр и упражнений воспитатели мало уделяют внимание использованию необходимой пространственной терминологии. Обозначая направления движения ребенка, местоположение предметов в пространстве, они пользуются обычно ситуативной речью (там, здесь и т. д.).
Психолого-педагогические исследования убеждают в том, что у дошкольников можно сформировать обобщенные представления о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научить пользоваться этими знаниями в различных жизненных ситуациях. В работах Р. И. Говоровой, В. И. Каразану и других авторов показано, что дети старшего дошкольного возраста могут ориентироваться в ограниченном пространстве с помощью координатной сетки, «читать» простейшие схемы и планы, отражающие реальное пространство знакомой местности, пользоваться условными географическими знаками и др. [9. 15]
В работе В. И. Каразану была сформулирована цель : подвести детей к пониманию масштаба. В результате проведенного исследования было доказано, что дети старшего дошкольного возраста достаточно отчетливо различают протяженность расстояния комнаты и улицы или дороги в детский сад. Участники эксперимента научились учитывать протяженность пространства, в которое был включен предмет, изображенный на плане. [15]
В научных работах Г. С. Якиманской достаточно глубоко исследована проблема формирования пространственных представлений у детей в младшего дошкольного возраста в процессе выполнения детьми заданий, требующих ориентировки в пространстве с помощью плана (схемы). Эксперимент был организован в форме игры и в результате было определено, что дети данного возраста способны понять смысл символов, помещенных на план и соотнести их с реальными объектами в окружающей обстановке. Конечно, план представляет собой примитивное схематичное изображение окружающего пространства, в котором дети находятся достаточно долго и хорошо в нем ориентируются. Способность к соотнесению условных значков на плане и предметов и вещей в комнате складывается постепенно, при грамотном объяснении педагога. [50]
Лаврентьева Т. В. в своих статьях анализирует научные положения об использовании технологии пространственного моделирования, изложенные в работах Дьяченко О. М. и Венгера Л. А. Многолетний исследования этих известных ученых свидетельствует о положительном эффекте применения приемов моделирования в практике образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. [21]
В процессе целенаправленного обучения на занятиях (при организации непосредственной образовательной деятельности) и в повседневной жизни широко используются дидактические игры и игровые упражнения. Организуя игры вне занятий, закрепляют, углубляют и расширяют математические представления детей, а главное одновременно решаются обучающие и игровые задачи. В ряде случаев игры несут основную учебную нагрузку. Вот почему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В младшей группе, особенно в начале года, всё занятие должно быть проведено в форме игры. Дидактические игры уместны и в конце занятия с целью воспроизведения, закрепления ранее изученного.
В формировании у детей пространственных представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти в комнате (по плану, догадаться и определить маршрут следования, неожиданностью преподнесения ее от лица какого-либо литературного сказочного персонажа. Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их – упражнять детей с целью выработки умений, навыков. В младшей группе обычным учебным упражнениям можно придать игровой характер и тогда их использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит воспитатель (дает задание, контролирует ответ, дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре. Элементы самообучения в упражнении отсутствуют.
Рассмотрим содержание дидактических игр и упражнений на ориентировку в пространстве для старшей группы.
1 Задача. Закреплять и расширять пространственные представления : слева, справа, внизу, вверху, перед, за, между, рядом и т. д.
У детей старшей группы закрепляют умение различать левую и правую руку, определять местонахождение предметов по отношению к себе. С этой целью используют игровые упражнения, рекомендованные для детей средней группы: «Угадай, кто, где стоит?», «Угадай, что, где находится?», «Где звенит колокольчик?». Как и в средней группе дети упражняются в различении противоположных направлений, но задания усложняют: увеличивают количество предметов до 6 – 8 поэтому их знакомят с промежуточными направлениями (например, зайчик находится впереди справа, а лисичка впереди слева от меня и т. д., а также постепенно увеличиваем расстояние между ребенком и предметами; расстояние это можно доводить до 7 метров. Таким образом, дети постепенно научаются определять направление местоположения любых предметов даже на значительном от них расстоянии.
Можно использовать физкультурные упражнения, в процессе которых дети должны научиться изменять по команде направление движения во время ходьбы, бега, описывать своё пространственное положение по отношению к тому или иному предмету, например, я встал впереди стула, перед столом, справа от меня шкаф, а слева – окно.
2 Задача. Учить определять и называть словом пространственное положение одного предмета по отношению к другому
Эта задача является очень важной в старшей группе. Воспитатель располагает игрушку, например, куклу лицом к детям, ставит слева и справа от неё по одной игрушке. Детям предлагается определить с какой стороны от куклы какая игрушка. Детям необходимо мысленно повернуться на 180°, представить себя в положение куклы, а затем определить, где левая и где правая сторона. Для выработки умения различать и описывать положение предметов по отношению друг к другу можно использовать следующие упражнения:
1) Рассматривание дидактических картинок и описание расположения на них предметов, подбор парных картинок с однородными, но по-разному расположенными предметами, где они меняются местами.
2) В разных местах групповой комнаты воспитатель расставляет группы игрушек. Вызванный ребенок должен рассказать, что он видит, подойдя к данной группе предметов.
Учим детей использовать предлоги и наречия, также применяя игровые приемы, дидактические игры : «Где, что стоит?», «Прятки», «Что изменилось?» (ребенок прячет предмет за шкаф, около шкафа, другой ребенок отыскивает и рассказывает, где он нашел игрушку. Дидактическая игра «Найди пару» (набор дидактических карточек с одинаковыми предметами, в количестве от 3 до 5, с разной последовательностью расположения. Дети должны найти две карточки с одинаковым пространственным расположением предметов на обоих карточках и объяснить последовательность в расположении.
3 Задача. Закрепить умение двигаться в указанном направлении. Учить детей двигаться в заданном направлении с закрытыми глазами.
Для решения этой задачи можно использовать сюжетно-ролевые игры «Разведчики», «Путешествие». В ходе таких игр детям предлагаются игровые задания, при выполнении которых они осуществляют сложные передвижения в соответствии со схемой, планом, устным заданием.
Упражнения в воспроизведении направления движения с закрытыми глазами: «Накорми лошадку», «Ударь в барабан», «Найди свой значок». Например, в игре «Накорми лошадку» сначала ребенку предлагается подойти к лошадке с открытыми глазами и поставить перед ней ведерко с кормом, а затем вернуться на исходную позицию и проделать то же самое с закрытыми глазами; или в игре «Найди свой значок» - ребенок с открытыми глазами подходит к геометрической фигуре, которую назвал воспитатель, а затем с закрытыми глазами от исходной точки возвращается к стене с моделями фигур и на ощупь находит нужную.
На эту программную задачу можно проводить игру «Жмурки с колокольчиком», «Откуда голос?» - в этих играх развивается четкость реакции на звуковой сигнал и вырабатывается умение правильно определять направление источника звука.
Не рекомендуется детям завязывать глаза. Ребенок должен сам их закрыть и совершать передвижение медленно.
В ходе игр на закрепление умения двигаться в указанном направлении следует придерживаться постепенного нарастания сложности: в начале учебного года ребенку даётся одно задание, например, дойти до стола, когда он дойдет, следующее – повернись направо, когда он повернулся – следующее – дойти до окна и т. д. Затем воспитатель сразу может давать 2 – 3 направления, а к концу года их количество можно увеличить до 4 - 5.
4 Задача. Учить детей ориентироваться на плоскости.
В старшей группе дети должны научиться свободно ориентироваться на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве. Рекомендуется придерживаться следующей системы занятий по данной задаче:
1 занятие – дать название середины, сторон листа.
2 занятие – познакомить с названиями углов листа (в двух способах верхний левый угол, а можно сказать и левый верхний угол)
3 занятие – знакомим с направлением уз угла в угол: из верхнего левого в нижний правый и т. д.
4 занятие и последующие дидактические игры на закрепление умения ориентироваться на плоскости : «Расскажи, что, где лежит», «Найди пару»
Дети должны употреблять точные слова для обозначения положения предметов по отношению к листу, полу, площадке.
Далее раскроем содержание дидактических игр и упражнений на ориентировку в пространстве для детей подготовительной к школе группы.
1 задача: Закрепить умение ориентироваться :
А) по отношению друг к другу. Игры «Кто, где стоит?»; «Чего не стало»; «Что изменилось?». Усложнение по сравнению со старшей группой : увеличиваем количество предметов, изменяя их расположение, расширяя площадь ориентировки. Повышается требование к скорости определения, вводятся элементы соревнования.
Б) определение своего положения среди окружающих объектов (Я стою за столом, между окнами, сзади стола и т. д.) Усложнения: дают упражнения на определение направления, положения того или иного предмета от самих себя при повороте на 90 и 180. При рассматривании картин и иллюстраций дети должны осознавать, что скрывается за данными пространственными отношениями (дети стоят в кругу парами – надо догадаться, что они собираются делать или что делают). «Кого рассматривает мальчик? Как вы догадались?» (он смотрит вверх).
В) Закреплять умение двигаться в указанном направлении, менять направление движения во время ходьбы, бега. При этом в подготовительной группе увеличивают количество направлений на которые ориентируются дети во время ходьбы, бега. Увеличивают площадь ориентировки. Усложняют условия выполнения задания.
Г) Закрепить умение определять местоположение предметов относительно друг друга. Используем те же игры : «Расскажи, что где лежит», «Найди пару» - при этом берут большее количество предметов, чем в старшей группе. Рекомендуются словесные игры «Наоборот», «Дополни предложение» и др.
2 задача: Учить ориентироваться в ближайшем к детскому саду окружении. «Как пройти в булочную»; «Дорога в школу» и др. Детей готовим на прогулках: переход, обход транспорта, правила уличного движения.
3 задача: Продолжать учить ориентироваться на плоскости. В этой группе проводятся диктанты. Воспитатель диктует, куда какую форму положить. Начинают диктовать от середины, потом по сторонам, по углам – попарно – противоположные направления, а затем промежуточные (3 квартал). Образец в данной работе является средством контроля, его можно показать после диктовки.
Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе по формированию пространственной ориентировки, является творческое отношение воспитателя к подбору дидактических игр и упражнений в соответствии с программной задачей, а также соотнесение игрового задания с уровнем владения детьми видами пространственной ориентировки. При этом педагог должен варьировать игровые действия и вопросы к детям, применять прием индивидуализации требований к воспитанникам, повторение игр планировать в том же виде, но с заменой дидактического материала или с усложнением игрового задания и игровых действий. Необходимость такой организации образовательного процесса в ДОУ диктуется требованиями ФГОС ДО и призвана реализовать принцип преемственности в содержании программ детского сада и первого класса школы к математической подготовке детей.
Таким образом, планомерная и систематическая организация образовательного процесса в детском саду по формированию у детей правильных пространственных ориентировок посредством использования дидактических игр и упражнений, особенно в старшем дошкольном возрасте, предупреждает возникновение многочисленных ошибок пространственного характера, которые наблюдаются при усвоении разнообразного учебного материала на уроках чтения, письма, рисования. Формирование в дошкольном возрасте пространственных представлений и понятий – основа географических и геометрических знаний в будущем. Умение ориентироваться в пространстве, осознание пространственных отношений, обогащают речь ребенка, делают её более точной, конкретной, грамматически правильной. Благодаря пониманию ребенком пространственных отношений перед ним раскрываются содержательные связи между предметами и явлениями – причинные, целевые, следственные.
продолжение следует.