Екатерина Малых
Конспект занятия «Дикие животные наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций о животных
2. Беседа о бережном отношении к природе и животным нашего края
3. Изготовление лепбука по теме: «Дикие животные»
4. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок о диких животных
Публикация «Конспект занятия „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
5. Чтение художественной литературы по теме: «Дикие животные»
6. Разучивание танца «Лесная полька»
Ход занятия.
1. Организационный момент.
(Дети под музыку заходят в зал.)
Логопед:
- Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
(Дети садятся на стульчики.)
Логопед:
-. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться.
(упражнение для развития внимания, памяти, мышления, речи).
Логопед:
- Чтобы на занятии слышать все внимательно, надо делать массаж ушей старательно.
Улыбнулись.
Взяли наши ушки,
Тянем до макушки, (Тянуть указательным и большим
Тянем их старательно, пальцем верхние края ушей вверх)
Слушаем внимательно.
Тянем, тянем наши ушки,
Но уже не до макушки, (Тянуть боковые края ушей в стороны)
Тянем ушки в стороны,
Чтобы все запомнить здорово.
Тянем наши ушки снова, (Мочки ушей – вниз)
Четко произносим каждое слово.
Речевая гимнастика.
(Дети за логопедом произносят чистоговорки)
Су-су-су – мы увидели лису
Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
Ла-ла-ла – в лесу белка жила.
Ся-ся-ся – в чаще видели лося.
Олк-олк-олк – в логове зимует волк.
Сы-сы-сы – скачет зайка от лисы.
Ведь-ведь-ведь – спит зимой медведь.
Логопед. - Молодцы! Мы хорошо размялись, и я думаю, теперь мы смело можем начинать наше занятие.
2. Сообщение темы занятия.
(В зал забегает ребенок в костюме лесовичка)
Лесовичок взволнованно :
- Беда! Беда!
Логопед:
-Здравствуй, лесовичок! Ты чего такой взволнованный?
Лесовичок :
- Здравствуйте ребята! Вы уж не сердитесь, что я вот так к вамворвался! Да дело очень срочное!
Логопед:
-Что же произошло?
Лесовичок :
- Давненько в нашем лесу беспорядки происходят. То люди мусор за собой не уберут, то гнезда да норы разоряют, то ягоды да грибы топчут, а то и вовсе костер разведут, а после, потушить, как полагается, забудут. А страдают от этого беспорядка – лесные жители. Медведи по полям скачут, любого шороха боятся, зайцы на луну воют, а волки на всю зиму в спячку собираются!
Логопед:
- Ух, не порядок у вас там!
Лесовичок :
- Ой не справится мне одному!
Логопед:
- Ну, что ребята поможем лесовичку? Наведем в лесу порядок?
Дети:
-Поможем!
(Лесовичок благодарит детей и убегает)
Логопед. - Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
(Ответы детей.)
Логопед:
- Правильно, о диких животных наших лесов. Но прежде чем мы в путь отправимся, я бы хотела узнать, а хорошо ли вы знаете жителей леса? По силам ли нам будет лесовичку помочь?
(Логопед обращает внимание детей на интерактивную доску).
Логопед:
- Я предлагаю вам отгадать загадки о лесных жителях.
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
(Логопед показывает презентацию о каждом животном на интерактивной доске, дети рассказывают, что они знают о этом животном и о его подготовке к зиме. Логопед -дополняет ответы детей новыми фактами из жизни животных.)
МЕДВЕДЬ — осенью отъедается, толстеет. Он подыскивает место дляберлоги, где будет спать всю зиму. Медведь — хищник, один из самыхопасных зверей наших лесов.
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом. (Белка)
БЕЛКА — запасает корм на зиму (грибы, орехи) и прячет в дупле. А ещё онаменяет окраску, линяет, из рыжей превращается в серую. Так ейлегче прятаться среди деревьев.
Зимой – беленький.
Летом – серенький.
Никого не обижает,
А сам всех боит (Заяц)
ЗАЯЦ — тоже линяет перед приходом зимы. Шерсть из серой превращаетсяв белую. Так зайцу легче прятаться от лисы и волка. Заяц убежищене готовит. Бегает по лесу в поисках травы повкуснее — ведь зимойпридётся питаться только корой и ветками деревьев.
Кто зимой холодной
Бродит серый, злой, голодный. (Волк)
ВОЛК — сильный и выносливый хищник. У этого зверя острое зрение ипрекрасный слух, он очень вынослив: может бежать без остановкимного часов, несколько дней может обходиться без еды.
Не чистюля, не гурман –
любит жёлуди. (Кабан).
КАБАН – животное внушительных размеров, длина его – 1,5 метра, вес – 150–200 килограммов. У взрослых самцов-кабанов вырастают устрашающие клыки, опасные для любого зверя. Кабаны довольно быстро бегают, причем хорошо передвигаются даже по густым зарослям. Тело у них имеетобтекаемую форму, покрыто жесткой щетиной, которая не цепляется даже за корявые ветки. Кабаны хорошо плавают, могут передвигаться по болоту и лазать по склонам.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса!
А зовут ее … (Лиса)
ЛИСА — устраивает своё жилище в старых норах других животных. Считают, что лисы охотятся в основном на зайцев. Это не так. Лисе очень трудно догнать зайца, а вот мышей она ловит оченьпроворно. Этим лисы приносят большую пользу.
Трав копытами касаясь
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко. (Лось)
ЛОСЬ — мирное и неопасное животное. Зимой он питается тонкимиветками и корой деревьев. Ростом он выше человека. Несмотря насвои размеры, двигается он легко и бесшумно.
Логопед:
- Какие вы молодцы! И загадки знаете, и жители лесные вам хорошо знакомы. С вами, смело, можно в путь отправляться.
Логопед с детьми отправляются по тропинке в лес. (звучит музыка леса) Идут и видят следы животных.
Д/и «Чьи следы?»
Логопед:
- Ой, ребята, следы кто-то оставил. Как же их много! И все они такие разные! И кто же здесь петлял? А вы, ребята, сможете зверя по следам определить? Сейчас мы это проверим! (Логопед раздает детям карточки с животными и их следами. Дети должны найти парную картинку к своей у другого ребенка и образовать с ним пару (взять его за руку)
Логопед:- А теперь - не зевай
Где чей след угадай (Дети играют под музыку из м/ф Маша и медведь «Про следы»)
Логопед: - Молодцы, ориентируясь по следам, мы точно с вами не заблудимся, да и животным теперь на много легче путь к своему домику отыскать. Отправляемся дальше!
3. Употребление сложных прилагательных
Логопед:
- И снова препятствие - непотушенный костер. Как вы думаете – это опасно? Угрожает ли огонь животным? Что же мы должны сделать?
Дети: - Потушить его!
Логопед: - А если воды поблизости нет?
Дети: - Засыпать землей! (Дети и логопед накрывают костер коричневой тканью).
Логопед:
- Ребята, а это еще не всё! Зверей очень интересует - какие они (Логопед под пнём находит мяч)
Дальше пройдем, если вы вместе назовете сложные слова. (Игра с мячом)
Если у лисы лапы тонкие, то она – тонколапая.
У зайца уши длинные, то он какой? - (длинноухий)
У белки рыжий хвост, то она какая? – (рыжехвостая)
У медведя короткий хвост, то он какой–(короткохвостый)
У ежа острый нос, то он какой? – (остроносый)
У зайца косые глаза, то он какой?–(косоглазый)
У лося длинные ноги, то он какой? – (длинноногий)
Логопед: - Справились!А знаете ли вы, что?
4. Образование существительных с суффиксом -ищ
(Логопед показывает картинки с животными. Дети, опираясь, на наглядный материал, дают ответы по образцу)
У волчицы усы, у волка – усищи, а у волчонка – усики,
У медведицы лапы, у…
У зайчихи уши…
У лисицы хвост…
у лосихи рога…
у ежихи когти…
у волчицы зубы…
Молодцы!
5. Физкультминутка
Логопед:
-Устали? Путь – длинный, задания сложные! Я думаю, пришло время нам немножко размяться. Вставайте в кружочек и повторяйте за мной.
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся.
(Дети под музыку идут по кругу, имитируя повадки зверей).
6. Разгадывание ребусов. Звуко-буквенный анализ слов.
Логопед. -Отправляемся дальше. Вот и новое задание.
Д/и «Какие животные спрятались?»
(На магнитной доске ребусы. Детям нужно угадать слова по первым буквам картинок. После того, как слова угаданы нужно подобрать схему к каждому слову.)
Слова: лиса, волк, кабан, ёж
(Логопед и дети подходят к полянке на которой очень много мусора)
Логопед:
- Как же здесь грязно! Что же нам теперь делать? Мусор преграждает нам путь. Амы - очень спешим!
Дети:- Давайте мусор соберём!
Логопед:
- А давайте устроим соревнование - кто быстрее полянку от мусора очистит. (Дети делятся на две команды, логопед выдает им по мусорному пакету, на счет три – дети под музыку начинают убирать свою полянку. Убрав мусор, дети находят конверты)
Логопед:
-Ребята в конверте «Хитрые вопросы».
– Отгадайте у кого больше лап – у зайца или белки?
- Сколько у двух белок ушей, хвостов, лап?
- Кого (чего) больше – зайцев или заячьих ушей?
- Как же в лесу теперь чисто и дышится легко! Даже плясать охота!
(Дети исполняют танец «Лесная полька»)
7. Развитие мелкой моторики.
Логопед:-Вот, мы уже почти и дошли. (Подходят к столам)Посмотрите на силуэтные изображения лесных животных на листочках, лежащих у вас на столах. Я предлагаю вам заштриховать карандашом силуэты зверей. Но чтобы ваши пальцы лучше вас слушались, давайте погреем их.
Пальчиковая гимнастика
Бурыймишенька зимой (сжимают и разжимают пальцы)
Крепко спал в берлоге. (кладут руки под щеку)
Весною он проснулся, (тянут руки вверх)
Зевнул и потянулся: (зевают и потягиваются)
-здравствуй, рыжая лисичка! (загибают поочередно пальцы)
-здравствуй, белочка-сестричка!
-здравствуй, серенький волчонок!
-здравствуй, беленький зайчонок!
-и колючий брат-ежонок.
(Дети выполняют штриховку)
Логопед. - Молодцы! И последнее задание вам оказалось по силам. Вы отлично справились со всеми заданиями.
8. Итог занятия. Рефлексия.
Логопед: - А сейчас, ребята, давайте вспомним о каких животных мы сегодня говорили и послушаем стихотворение, в которых говорится о том, как лесные звери зимуют. (Дети читают стихи).
Спать зимой ложатся
Ежик и барсук.
В дереве трухлявом
Спит усатый жук.
Спит медведь в берлоге,
Спит в норе сурок.
Ну а зайка белый
Спать зимой не лег.
Не зарылся в листья,
Не залез в нору –
Бегает по лесу
Да грызет кору.
К. Робик.
Логопед:-Помогли вы старичку-лесовичку, лес в порядок привели и с животными теперь все ясно. Что же ребята нужно делать, чтоб до такого не довести в следующий раз? (Ответы детей).
— Скажите, что больше вам понравилось?
- Что было трудно?
(Ответы детей)
-Ой, а тут для вас еще что-то есть (логопед достаёт из-за кустов корзинку с гостинцами) Это вам лесовичок вместе с лесными жителями в благодарность отправили свои гостинцы. Спасибо вам!
- А сейчас я предлагаю вам вернуться в группу и попить чай.
(Дети под музыку «Дорогою добра» уходят в группу).