Мерзлова Татьяна
Изучение темы «Дикие животные наших лесов» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
В мире животных.
Чему учим детей:
-даем представление о диких животных, об их образе жизни, повадках, питании и жилищах;
-расширяем словарный запас за счет имен существительных (повадки, берлога, дупло, гнездо); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий); глаголов (прятаться, охотиться, выглядывать);
-формируем умение менять силу голоса, говорить шёпотом;
-активизируем употребление в речи предлогов (в- из, за- из-за, под-из-под);
-развиваем связную речь-составлять описательные рассказы о диких животных;
-учим составлять речь с движениями;
-развиваем зрительное внимание, наблюдательность;
Публикация «Изучение темы „Дикие животные наших лесов“ в старшей группе» размещена в разделах
- учим проводить карандашом прямые наклонные линии, соединяя ими рисунки по смыслу;
-развиваем логическое мышление- отгадывать и придумывать загадки, анализировать и находить лишний предмет.
Оснащение: два оранжевых карандаша (для раскрашивания белки и лисы, два серых карандаша (для раскрашивания зайца и волка, два коричневых карандаша (для раскрашивания медведя и ежа); контурные рисунки диких животных; рисунки «Жилища для животных» и «Кто что ест», простые карандаши по количеству детей, картинки с дикими животными, картинка» В лесу».
Предварительная работа. Раздайте детям контурные изображения зайца, ежа, бели, лисы, волка и медведя. Спросите детей, знают ли они кто это такие?
Обратите внимание детей, что картинки не раскрашен. Предложите детям выбрать подходящие по цвету карандаши и раскрасить изображения всех животных.
Когда работа будет закончена, попросите каждого из детей сказать, кого он раскрасил, произнеся следующие фразы: «Я раскрасил лису. Лиса рыжая», или «Я раскрасил зайца. Он серого цвета. Летом он серого цвета.»
Затем расскажите детям, что все эти животные они живут в лесу. Дикие животные сами себе добывают пищу и устраивают жилища. Дикие животные боятся человека и стараются не попадаться людям на глаза.
Покажите картинку «Жилища диких животных» и расскажите, что дикие животные устраивают себе разные жилища.
Спросите детей, узнают ли они, кто это такие.
Расскажите: «Белка живет в дупле на дереве. Лиса роет нору. Медведь еще с осени начинает искать себе логово в буреломе (под корнями вывернутого из земли дерева). Еж тоже зимой спит, спрятавшись в укромное местечко и зарывшись в траву и в опавшие листья. Только заяц не устраивает себе специального жилища, прячась от дождя и снега в лесу под кустами».
Предложите детям подобрать картинки с изображениями жилищ для своих диких животных, которых они раскрасили. Для этого показывайте детям картинки с изображенными жилищами и спрашивайте: «У кого нора?» Ребенок, у которого находится картинка с лисой, должен ответить: «У лисы» -и забрать себе картинку с норой.
Обсудите с детьми, чем питаются дикие животные. Белка грызет орехи, шишки, грибы. Заяц ест травку, грызет кору и молодые веточки на кустах, особенно любит овощи: морковь и капусту. Еж ищет на земле жуков, червяков, гусениц. Волк и лиса едят мясо, поэтому они охотятся на мышей, птиц, зайцев. А медведь может есть самую разнообразную пищу- ягоды, мед, корни деревьев, мышей, зайцев и оленей.
Дайте детям карандаши и попросите выполнить задание: соединить линиями на рисунке животное и ту пищу, которую он ест.
Когда дети соединят картинки, попросите их рассказать, чем питается каждое из животных, произнеся фразу по образцу: «Белка грызет орехи. Еж ест жучков и червячков. Волк ловит мышей, птиц, зайцев и тд».
Ход занятия
1. Мы знаем много названий диких животных.
Создайте организационный момент. Для этого попросите детей: «Встаньте на дорожку, подровняйте ножки и выставьте ладошки». Пройдите вдоль детей и хлопая по их ладошкам, пословно проговорите фразу: «Мы знаем много названий диких животных».(Хлопая по ладоням одного ребенка, говорите одно слово). Затем вернитесь к ребенку, стоящему первым, подставьте ему свои ладошки и попросите назвать дикое животное. Ребенок должен хлопнуть по вашим ладоням и одновременно произнести название животного. Подойдите к каждому ребенку, при этом подставляйте свои ладони для хлопка и выслушивайте ответ малышей.
Скажите детям: «Сейчас девочки будут изображать лисичек. Они побегут к своим стульчикам красивой легкой походкой». Когда девочки сядут, попросите мальчиков изобразить медведей и пройти к стульчикам не спеша, вперевалочку.
2. Волшебный телевизор.
Картинки будут загружены в той последовательности, в которой будут звучать загадки: еж, медведь, белка, заяц, лиса и волк.
Скажите детям, что сегодня они будут смотреть по волшебному телевизору передачу «В мире животных». Предупредите детей, что телевизор включается только тогда, когда правильно прозвучит отгадка на загадку про диких животных.
- В клубок свернется, а в руки не дается. (еж)
-По веткам скачет, да не птица. Рыжая, да не лисица. (белка)
-Рыжая, с пушистым хвостом, живет в норе под кустом. (лиса)
-Косолапые ноги, зиму спят в берлоге. (медведь)
-Быстрый прыжок, теплый пушок, мчится с горушки, прижав ушки. (заяц)
-Серый, зубастый, по полю рыщет, телят ищет. (волк)
3. Один и много.
Скажите детям, что в наших лесах много диких животных. Попросите малышей о них рассказать, продолжая начатые вами фразы по образцу: «В лесу живет не одна белка, а много белок.
В лесу живет не один волк, а много ….(волков).
Не одна лиса, а много….(лис).
Не один заяц, а много (зайцев).
Не один еж, а много. (ежей).
Не один медведь, а много (медведей).
4. Кто где?
Скажите детям: «Животных в лесу много, но увидеть их непросто, потому что они очень хорошо научились прятаться от людей». Предложите детям посмотреть на картинку «В лесу» и постараться отыскать на ней притаившихся повсюду диких животных.
Поднесите указательный палец к губам и скажите детям: «Ч-ч-ч». Предупредите детей, что надо говорить шёпотом, так как иначе животные могут услышать, испугаться и убежать. Начните шепотом рассказ: «Я вижу птиц. Она сидит в гнезде». Предполагаемые ответы детей: «Я вижу лису. Лиса выглядывает из норы», «Я вижу зайца. Заяц спрятался под кустом». «Я вижу белку. Белка спряталась в дупле», «Я вижу медведя. Медведь спит в берлоге», «Я вижу ежа. Еж спрятался около дерева», «Я вижу волка. Волк спрятался за деревом».
Уточните у детей, откуда выглядывают животные: «Птица выглядывает из гнезда. Лиса выглядывает из норы. Белка выглядывает из дупла. Медведь не выглядывает из берлоги, он спит. Заяц выглядывает из-под куста». Спросите: «Кого вы еще видели на картинке?»
5. Звериный хоровод.
Скажите: «Вышли на лужок и сделали кружок». Сообщите детям, что сейчас они будут под музыку водить звериный хоровод. Договоритесь с детьми, как они будут изображать зайцев прыгать, держа руки перед грудью, лисичек (бежать на цыпочках и держа руки перед грудью) и медведей (идти в вперевалочку).
Под музыку дети начинают движение по кругу. В соответствии с характером музыки дети выполняют различные виды движения, имитирующих походку того или иного животного.
6. Описываем животное.
Предложите детям поиграть еще раз в «Волшебный телевизор». Теперь дети сами будут загадывать загадки, а телевизор покажет им отгадки. Скажите детям, что каждому из них надо рассказать о каком-то диком животном, но не называя его. После того, как прозвучит рассказ, на экране должно появится изображение данного животного.
В качестве примера приведите детям следующий рассказ: «У этого животного летом шубка серая, а зимой белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом. Любит грызть морковку и капусту». Когда закончите рассказ, выводим на экран картинку этого животного.
Возможные варианты рассказов детей о диких животных: «Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червячков». (Еж)
«Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мед и малину». (Медведь).
«Она рыжая и хитрая. У нее пушистый хвост. Живет в норе. Ловит мышей и зайцев.». (Лиса). «Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живет в логове». (Волк) «Она маленькая ловкая и быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живет в дупле. Грызет шишки и орехи». (Белка).
Если у детей возникнут затруднения с описанием дикого животного, задайте им наводящие вопросы.
Как выглядит животное? (Размер, окрас)
Какие у него повадки? (Хитрый, трусливый, злой и тд.)
Какое у него жилище?
Чем питается?
7. Лесные песенки.
Скажите детям, что диких животных они сегодня не только видели по телевизору, но сами научились показывать и рассказывать о них. А теперь пришла пора спеть маленькие лесные песенки. Сообщите малышам, что вы начнете петь песенку, а им надо догадаться, о ком из диких животных эта песенка и закончить ее. Спойте на любые простые мелодии следующие рифмовки. (При пении голосом и интонацией старайтесь выражать характер каждого животного.)
1. Побывали мы в лесу. Повстречали там (лису).
2. Возле этой елки бродят злые (волки)
3. Глубоко дупло- не мелко, в нем в тепле ночует (белка)
4. Слышу топот чьих-то ножек-по тропинке ходит (ежик)
5. Беленький да маленький под кусточком (заинька)
6. Начал громко он реветь: «Узнаете? Я-(медведь)».
Скажите детям, что передача «В мире животных» закончилась.
Похвалите детей за то, что они помогли вам ее провести –рассказали и показали так много интересного из жизни диких животных наших лесов.
Подведите итоги. Дайте оценку работы детей на занятии.
Игры и задания для закрепления материала.
Проведите с детьми игру «Четвертый лишний». Покажите детям картинки с тремя дикими и одним домашним животным, например: волк, лиса, кошка и заяц, и спросите, какое лишнее из них. Объясните детям, что лишнее является кошка, так как она домашняя, а остальные дикие и тд.
Аналогично проведите игру, но без наглядности. Называйте животных, не показывая их на картинках. Например, скажите: «Овца, белка, лошадь, корова. Кто из них лишний? (Лишняя белка)
«Коза, волк, медведь, заяц». (Лишняя коза)
«Лиса, корова, еж, заяц». (Лишняя корова)
«Кошка, лошадь, собака, медведь». (Лишний медведь).