Получи документы

Дифференцированный подход как средство развития Кууд в процессе обучения младших школьников на уроке окружающего мира

Дарья Викторовна Григорьева
Дифференцированный подход как средство развития Кууд в процессе обучения младших школьников на уроке окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы

Статья на тему «Дифференцированный подход как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников на уроке окружающего мира»

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.

Публикация «Дифференцированный подход как средство развития Кууд в процессе обучения младших школьников на уроке окружающего мира» размещена в разделах

Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих излишне замедленный. Одна и та же учебная задача для одних детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - легкий вопрос. Один и тот же текст одни дети понимают после первого чтения, другим требуется повторение, а третьим необходимы разъяснения. Говоря иначе, успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т. е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своём темпе, даёт возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Каковы критерии оценки результатов дифференцированной работы учащихся, и, наконец, каковы оптимальные критерии распределения детей по группам?

Предлагаем учитывать в работе такие параметры: внимание, произвольность, работоспособность, логическое мышление, способность к самоконтролю, познавательная мотивация, речевое развитие, развитие мелкой моторики.

На основании результатов обследования учащихся можно распределить в 3 группы. За основу я взяла уровни, предложенные И. Г. Никитиным.

1 группа учащихся характеризуется слабой подготовленностью к школе, недостаточной сформированностью психических процессов или необходимых обще учебных умений. Они нуждаются в постоянном внимании со стороны учителя.

2 группа - достаточная подготовленность учащихся к школе, владение основным обязательным объемом знаний и умений. Этим учащимся требуется определенная помощь со стороны учителя при обобщении изученного.

3 группа - высокая степень подготовки к школе, выраженная познавательная мотивация, способность к творчеству при выполнении заданий.

Для изучения школьников 2-х и 3-х классов необходим иной план наблюдений:

1. Особенности умственного развития :

внимание, память, мыслительные процессы;

усвоения учебного материала - самостоятельность, темп работы;

речь, начитанность, общий кругозор.

2. Знания ученика и его отношения к учению:

качество знаний по предметам;

уровень обще учебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нем, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка, умение довести работу до конца;

отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами;

прилежание, интерес к учебной работе.

Состав сформированных групп меняется на протяжении обучения.

Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику. Учащимся, входящим в 3-ю группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний, предлагаемые им работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся. Но карточки составляются таким образом, чтобы ученики, выполняя необходимый для усвоения нового материала объем заданий, действовали не механически, а имели возможность уже на этапе первичного закрепления делать обобщения, выводы, сравнивать способы действия.

Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям можно поручать задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-й группы их можно привлекать к объяснению нового материала, предлагать карточки, содержащие задания творческого характера. Однако некоторые задания, обязательные для учеников 3-й группы, предлагаются в качестве добровольных.

Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль работы учащихся этой группы проводится особенно тщательно, им предлагаются задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.

Для определения уровней умственного развития учитель может использовать тесты из книги: Худик В. А. Психологическая диагностика детского развития учащихся. – Киев, 1992. В ней предлагаются дифференцированные задания для 1 – 4 групп (по окружающему миру). Приведу краткую характеристику групп школьников :

1 группа – ученики с очень низким уровнем усвоения знаний и умений (затрудняются в распределении растений, животных по группам, не могут распознать природные объекты, не выделяют взаимосвязи в природе); у детей отсутствует тонкость наблюдения (выделяют только броские черты объектов); у них низкий уровень выполнения мыслительных операций; они отличаются низким показателем памяти, отрицательным отношением к изучению предмета.

2 группа – ученики с низким уровнем усвоения знаний и умений (распознают объекты природы, но затрудняются назвать группы растений и животных, слабо выделяют взаимосвязи в природе); у них низкий уровень выполнения мыслительных операций и низкий показатель памяти; более полно характеризуют объекты природы лишь при постановке вопросов, детализирующих процесс наблюдения; проявляют затруднения в самостоятельном выполнении задания.

3 группа - ученики со средним уровнем усвоения знаний и умений (правильно распознают объекты природы, распределяют растения и животных по группам, но иногда затрудняются в названии групп животных0; имеют средний уровень выполнения мыслительных операций (способны делать обобщения на уровне элементарных понятий); имеют высокий показатель памяти; у школьников развита тонкость наблюдения (выделяют основные черты объекта); они проявляют интерес к изучению предмета.

4 группа - ученики с высоким уровнем усвоения знаний и умений (распознают, правильно классифицируют природные объекты, выделяют взаимосвязи в природе); у них относительно высокий уровень выполнения логических операций (объединяют объекты в определенные группы на основании общих и существенных признаков, производят обобщение на основе мысленного анализа отношений и связей предметов и явлений); высокий показатель памяти; ученики подмечают очень тонкие детали объектов; проявляют интерес к изучению предмета.

Как осуществить дифференцированный подход на уроках окружающего мира? Наибольшая возможность дифференциации учебной работы учащихся возникает тогда, когда начинается запоминание, систематизация, особенно при организации различных видов самостоятельной работы. Система заданий приведена в таблице. В основу классификации заданий положен характер деятельности, необходимой для их выполнения. Так, задания, опосредующие учебную информацию, выполняют ученики 1 – 2 групп. Школьникам даются задания, предусматривающие воспроизведение понятий, выводов без изменений. Поскольку ученики 1 – 2 групп затрудняются в выделении существенных признаков понятий, умении обобщать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, то и задания им предъявляются на наблюдение, на выделение существенных признаков понятий. Цель заданий заключается в том, что чтобы активизировать восприятие и мышление учащихся. После усвоения элементарных понятий ученики выполняют задания, требующие описания объектов природы по плану, задания, включающие вопросы, готовый ответ на которые в учебнике отсутствует, требующие самостоятельных мыслительных операций с текстом.

Задания для 3 группы учащихся требуют умения обобщать на уровне элементарных понятий, сравнивать и классифицировать объекты.

Задания для 4 группы учащихся требуют творческой деятельности. Школьники выполняют задания, нацеленные на решение всевозможных познавательных задач. Значительное место здесь отводится заданиям на формирование умения предвидеть последствия воздействия человека на природу.

Разноуровневые задания помогают школьникам усвоить понятия о формах поверхности – горах, равнинах; о водоемах – реке, озере, море, океане, их отличительных признаках; представления о различиях в характере растительности, по которым можно внешне отличить природные зоны, природные сообщества, раскрыть причинно – следственные связи (возможные нарушения природного равновесия, причины, последствия этого явления).

Для формирования коммуникативных УУД у детей младшего школьного возраста был составлен комплекс формирующих уроков по предмету «Окружающий мир».

Задачи развивающей работы :

1. Формировать коммуникативные УУД.

2. Формировать умение слышать, слушать и понимать партнера.

3. Формировать умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга.

4. Развивать умение учеников договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли.

5. Формировать умение оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

6. Формировать умение самостоятельно организовывать речевую деятельность в письменной и устной форме.

7.

Методы и формы работы:

1. Групповая работа

2. Работа в парах

3. Сюжетная игра

4. Метод проектов.

5. Урок пресс-конференция

Публикации по теме:

Дифференцированный подход на уроках ИЗО «Цвет. Основы цветоведения» в 6 классе Цвет. Основы цветоведения. Ученики в этой подтеме научатся классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг, изучат свойства.

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Консультация «Гендерный подход для решения задач обучения, развития и воспитания детей в ДОУ» В публикации представлены педагогические идеи по организации образовательного процесса в ДОУ, в основе которых лежат гендерные различия.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Индивидуально-дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам Индивидуально – дифференцированный подход в процессе подготовки к музыкальным театральным постановкам. От форм организации зависит обучение.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект «Преемственность между начальной и средней ступенями обучения как условие успешности и развития школьников» Актуальность На современном этапе развития образования традиционный подход к вопросу преемственности между начальным и основным этапами.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дифференцированный подход как средство развития Кууд в процессе обучения младших школьников на уроке окружающего мира
Опубликовано: 5 июня 2022 в 23:29
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дифференцированный подход как средство развития Кууд в процессе обучения младших школьников на уроке окружающего мира» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Викторовна Григорьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД